Обработка почвы под озимые культуры




Озимые зерновые культуры высевают в такие сроки, чтобы обеспечивался период осенней вегетация не менее 45-55 дней. До наступления морозов они должны развить достаточно мощную корневую систему, раскуститься и накопить запас необходимых для перезимовки пластических веществ.

Основные задачи обработки почвы под озимые культуры:

§ создание мелкокомковатого рыхлого посевного слоя с ровной поверхностью и уплотненным семенным ложем;

§ накопление достаточного количества влаги и доступных растениям питательных веществ;

§ очищение полей от сорной растительности.

В зависимости от зональных условий и принятой системы севооборотов в хозяйстве озимые могут размещаться по трем видам предшественников: чистым, кулисным парам, занятым парам, а также непаровым предшественникам.

Обработку почвы под озимые культуры выполняют с учетом предшествующей культуры, засоренности сорняками, вероятности риска эрозии, типа почвы, ее свойств, погодных и других условий.

Обработка почвы под озимые культуры в чистых парах

Чистые пары широко распространены в засушливых районах, в зонах неустойчивого увлажнения, а также после подсолнечника, проса, ячменя и других культур, которые засоряют поля из-за слабой конкурентоспособности с сорняками.

В степных районах Сибири и Казахстана, которым характерны суровые бесснежные зимы озимые зерновые почти не возделывают, а по парам высевают яровую пшеницу. При этом паровое поле обрабатывают более продолжительный период, включающий весну года посева яровых.

Система обработки чистого пара

Система обработки чистого, в том числе черного, пара включает два периода: летне-осенний, в год уборки предшествующей культуры и весенне-летний — в год посева озимых.

Летне-осенняя обработка

Летне-осенняя обработка черного пара осуществляется сразу после уборки предшественника по типу зяблевой под яровые культуры. На засоренных малолетними сорными растениями полях проводят лущение жнивья на 5-6 см. При массовом появлении всходов сорняков и падалицы проводят повторное лущение в перекрестном направлении. В случае засоренности многолетними сорняками глубину повторного лущения увеличивают до 12-14 см, применяя лемешные лущильники.

В засушливых районах вместо дисковых лущильников используют культиваторы-плоскорезы типа КПШ-5, КПШ-9 или противоэрозионные КПЭ-3,8, оставляющие растительные остатки на поверхности поля.

При своевременно выполненном лущении жнивья предупреждается иссушение почвы, уменьшаются энергозатраты на вспашку и улучшается качество крошения почвы.

Зяблевую вспашку выполняют плугами с предплужниками в увлажненных районах без боронования, в засушливых — с боронованием и выравниванием почвы. При проведении зяблевой вспашки осуществляют углубление пахотного слоя, особенно почв с низким естественным плодородием и склоновых землях, соблюдая все требования к приему углубления.

На склоновых землях вспашку выполняют поперек склона с одновременным щелеванием на глубину 30-40 см для уменьшения стока воды и увеличения ее запасов в профиле почвы.

Под пары оставляют поля, засоренные многолетней сорной растительностью, всходы которых появляются поздней осенью после вспашки. Для подрезания всходов сорняков проводят поверхностную культивацию без боронования на 6-8 см.

Глубина зяблевой вспашки зависит от типа и свойств почвы, засоренности поля и других условий. Для дерново-подзолистых почв с учетом мощности пахотного слоя глубина вспашки составляет 20-22 см; для серых лесных и черноземов, а также на засоренных полях глубину увеличивают до 25-27 см.

В засушливых условиях вспашка на глубину более 25 см приводит к чрезмерному разрыхлению, большим потерям воды на испарение, усиленной минерализации органического вещества, ослаблению устойчивости к эрозии. Поэтому в этих условиях летне-осенняя обработка чистого пара включает пожнивное рыхление игольчатыми боронами, например, БИГ-ЗА или БМШ-15, БМШ-20, а при появлении всходов сорных растений проводят плоскорезное рыхление культиваторами-плоскорезами типа КПШ-9, КПШ-11 на глубину 10-12 см.

Для надежной защиты почвы от ветровой эрозии на поле должно оставаться не менее 0,9 т/га стерни. Основную обработку на глубину 25-27 см выполняют поздней осенью плоскорезами-глубокорыхлителями типа КПГ-250А, ПГ-3-100, ПГ-3,5.

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1А-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1502000 «Агрономия»/ 150203 3 «Агроном»
Наименование модуля: ПМ 02 «Применение основ полевого опыта»
Тема урока:   «Удобрение ОЗК.»  
Дата:   «11» ноябрь 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 301 аудитория
Цель урока: 1. Обобщить и систематизировать пройденный материал, сформировать навыки индивидуальной и групповой форм сотрудничества с однокурсниками 2. Совершенствовать знания будущих сельскохозяйственных специалистов, повысить интерес к учебе 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции
Ожидаемые результаты: 1. Усвоят знания о удобрениях ОЗК 2. На основе полученных знаний формируют представление о ОЗК 3. Познакомятся со специальной терминологией.
Тип урока:   комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   Тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Power point
Дополнительные источники (литература): 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г.
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна   Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru
               
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап   приветствие студентов, отметка отсутствующих   приветствие преподавателя   журнал группы
2. Проверка выполнения домашнего задания   пересказ предыдущей темы отвечают на вопросы преподавателя   тетрадь, конспект
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   объяснить цель урока слушают цели урока   тетрадь
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   изложение в доступной форме нового материала конспектируют новый материал   лекция, тетрадь
5. Первичная проверка понимания изученного материала   наводящие вопросы по новому материалу   отвечают на наводящие вопросы   устно
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности     тест демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям   тест
8. Информирование о домашнем задании   Конспект на тему «Удобрение ОЗК.» презентация   выполняют домашнее задание   тетрадь
9. Подведение итогов занятия   комментирование и выставление оценок   слушают полученные оценки   журнал группы

 

Тема 2.5. Удоброние ОЗК

Основным продуктом питания человека, а также кормом для сельскохозяйственных животных являются зерновые культуры. Из них изготавливают и хлеб, и крупы, и макаронные изделия. Это и комбикорм, и подстилка для скота. Зерно идет на изготовление крахмала, всевозможных лекарств.

Это настолько универсальный продукт, что неудивительно, почему посевы зерновых занимают более половины пашни земного шара. Поэтому очень важен правильный выбор удобрений, учитывая особенности и различия зерновых культур. Также важно избежать распространенных ошибок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: