РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА В НОРМЕ




ВОЗРАСТ
Область языковой компетенции 0-1 1-2 2-3 3-4 4-5 5-7
ФОНЕТИКА (звукопроизношение) Гуление (ааа, ууу) (1-3 мес.), лепетные слоги (баа, агууу, кхххыы) (4-6 мес.), лепетные цепи(ба-ба-ба-ба (6-8 мес.), лепет со слогами (ма-ма) (8-12 мес.); имитация некоторых звуков(гав,муу) Восприятие: становление фонематического слуха. Лепет с интонацией Предложения (где? Аяяй!) Фонетические ошибки: Выпадение слогов, согласных. Замена любых гласных и согласных. Фонетические ошибки: Выпадение слогов только в 4-5- сложных словах, пропуск отдельных согласных (до 2,6). Замена согласных, сложных для артикуляции (ц, ч,ш,ж,щ, р, р`,л, л`). . Типичные замены некоторых согласных, сложных для артикуляции (ч,ш,ж,щ, р, р`,л, л`) Типичные замены отдельных согласных, сложных для артикуляции (р, р`,л, л`) Фонетика речи сформирована
  0-1 1-2 2-3 3-7    
Лексика (словарный запас) 8-9 мес. - первые слова в пассивном лексиконе, 8-12 мес.- первые слова в активном лексиконе. К 1 году – 5-8 слов в активе; 30 - 60 - в пассиве. Разрыв между пониманием и говорением к 1 году - соотношение актива и пассива 1:10/20. Начальный лексикон «язык нянь»(мама, папа, баба, дай, бух, идем. звукоподражание (мяу, муу, гагага, гав) нормативные слова (вода,каша,чай, спать) застывшие фразы (кто там?, баба Аня). Значительный разрыв между пассивным и активным словарем (соотношение 1:10) до возникновения лексического взрыва (соотношение 1:4. Исчезновение слов языка нянь, и застывших фраз. Исчезновение большого разрыва между пассивным и активным лексиконом Значительный рост словаря Появление синонимов(светлый, белый) Антонимов(белый-черный), многозначных слов (ручка у двери, ручка для письма); Количественный и качественный рост словаря: развитие синонимии, антонимии, появление абстрактных существительных (добро, дружба), освоение многозначности и омонимии(ключ, ручка, коса), освоение фразеологизмов (золотые руки, как белка в колесе).
  0-1 1-2 2-3 3-5 5-7
Морфоло- гия, грамматика   Появление различных частей речи: существительных, глаголов, качественных прилагательных (хороший, старый), местоимений различных разрядов (мой, его, он, нам), наречий (далеко, близко), числительных (один, два). К 2 г. - появление первых грамматических категорий (ГК): падеж, число сущ. (5 коров), время(иду, пойду), число(мы идем), лицо, род глагола(он идет, они идут). Усвоение различных частей речи, в том числе служебных (предлогов, союзов – и, что, на, в) Смешение одушевленных и неодушевленных сущ (Кто это за дерево?). Неподвижность ударения. Смешение окончаний сущ. (цветы – цветов, цветами – о цветах) Ошибки в словосочетаниях с Числительными. С 4до 7 - постепенное использование всех частей речи (прилагательных, наречий, союзов, к 6-7 годам даже причастий(бегущий, видимый) и деепричастий (стоя, читая)).
  0-1 1-2 2-3 3-4 4-7
Синтаксис (Связная речь)   До 1,8 – отдельные слова, 1,6 -1,10- двусловные высказывания "телеграфного стиля" (дать вода, идти мама) 1,8 - 2 - трех-четырехсловные предложения с особым порядком слов (Купался глубоко сам), 1,9-2 - предложения со словами вот, это, какая, какие, пусть, давай. К 2 -2,6 - двух- трехсловные предложения со склоняемыми и спрягаемыми словами без предлогов или с протопредлогами (Залез а диван). Многословные предложения: с однородными членами (без союзов с союзами и, а, или), со сравнительными оборотами (с союзом как) Сложные бессоюзные (со значением противопоставления) Сложные с прямой речью.Сложносочиненные (с союзами и, а, а то) Сложноподчиненные (с союзами какой, что, когда, где, который, потому что, чтобы, если) Вводные слова (наверно, конечно) Развитие связной речи Развитие диалога Пересказы простых сказок и рассказов (часто - в эгоцентрической речи) Синтаксические ошибки (неверное употребление предлогов, неверный выбор падежа в словосочетании) Пересказы прочитанного в диалоге со взрослым. Сочинение собственных сказок и стихов. Редкие синтаксические ошибки.
Осознание речевой деятельности, значения языка   Осознание ребенком факта, что все предметы имеют названия Вопросы о названиях предметов, требования назвать предмет (с помощью жестов). Исправление собственных коммуникативных неудач в общении со взрослым с целью достижения коммуникативных целей и намерений 2 г. - появление самоисправлений в речи ребенка (в области фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса). Около 3 - оценка предшествующих стадий собственного языкового развития; исправление речи взрослых и других детей. Вопросы о значении слов Осознание многозначности и омонимии Языковая игра в речи ребенка Толкование значений слов Осознание различных языковых явлений: вопросы и рассуждения о роде и числе сущ., о произношении слов, о различных языках и др. Развитие фонематического анализа при обучении чтению и письму Умение равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят со взрослыми и с маленькими детьми).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: