РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА В НОРМЕ
ВОЗРАСТ
| Область языковой компетенции
| 0-1
| 1-2
| 2-3
| 3-4
| 4-5
| 5-7
| ФОНЕТИКА
(звукопроизношение)
| Гуление (ааа, ууу) (1-3 мес.),
лепетные слоги (баа, агууу, кхххыы) (4-6 мес.), лепетные
цепи(ба-ба-ба-ба (6-8 мес.),
лепет со
слогами (ма-ма) (8-12 мес.); имитация
некоторых звуков(гав,муу)
| Восприятие:
становление
фонематического слуха.
Лепет с интонацией
Предложения (где? Аяяй!)
Фонетические
ошибки:
Выпадение слогов,
согласных.
Замена любых гласных
и согласных.
| Фонетические
ошибки:
Выпадение слогов только в 4-5-
сложных словах, пропуск
отдельных
согласных (до 2,6).
Замена согласных,
сложных для
артикуляции
(ц, ч,ш,ж,щ, р,
р`,л, л`).
.
| Типичные
замены
некоторых
согласных,
сложных для
артикуляции
(ч,ш,ж,щ, р,
р`,л, л`)
| Типичные
замены
отдельных
согласных,
сложных для
артикуляции (р,
р`,л, л`)
| Фонетика речи сформирована
|
| 0-1
| 1-2
| 2-3
| 3-7
|
|
| Лексика
(словарный запас)
| 8-9 мес. - первые
слова в пассивном
лексиконе, 8-12
мес.- первые слова в активном
лексиконе.
К 1 году – 5-8 слов в активе; 30 - 60 - в
пассиве.
Разрыв между
пониманием и
говорением к 1
году - соотношение
актива и пассива
1:10/20.
| Начальный лексикон
«язык нянь»(мама, папа, баба, дай, бух, идем.
звукоподражание (мяу, муу, гагага, гав)
нормативные слова (вода,каша,чай, спать)
застывшие фразы (кто там?, баба Аня).
Значительный разрыв
между пассивным и
активным словарем
(соотношение 1:10) до
возникновения
лексического взрыва
(соотношение 1:4.
| Исчезновение слов
языка нянь,
и застывших фраз.
Исчезновение большого разрыва
между пассивным и
активным лексиконом
Значительный рост
словаря
Появление синонимов(светлый, белый)
Антонимов(белый-черный),
многозначных слов (ручка у двери, ручка для письма);
| Количественный и качественный рост
словаря:
развитие синонимии, антонимии,
появление абстрактных
существительных (добро, дружба),
освоение многозначности и омонимии(ключ, ручка, коса),
освоение фразеологизмов (золотые руки, как белка в колесе).
|
| 0-1
| 1-2
| 2-3
| 3-5 5-7
| Морфоло-
гия, грамматика
|
| Появление различных
частей речи:
существительных, глаголов,
качественных
прилагательных (хороший, старый),
местоимений различных разрядов (мой, его, он, нам), наречий (далеко, близко),
числительных (один, два).
К 2 г. - появление первых
грамматических
категорий (ГК):
падеж, число сущ. (5 коров),
время(иду, пойду), число(мы идем), лицо, род глагола(он идет, они идут).
| Усвоение различных
частей речи, в том числе
служебных (предлогов, союзов – и, что, на, в)
Смешение
одушевленных и
неодушевленных сущ (Кто это за дерево?).
Неподвижность ударения.
| Смешение окончаний
сущ. (цветы – цветов, цветами – о цветах)
Ошибки в словосочетаниях с
Числительными.
| С 4до 7 - постепенное использование всех частей речи (прилагательных, наречий, союзов, к 6-7 годам даже причастий(бегущий, видимый) и деепричастий (стоя, читая)).
|
| 0-1
| 1-2
| 2-3
| 3-4
| 4-7
| Синтаксис
(Связная речь)
|
| До 1,8 – отдельные слова,
1,6 -1,10- двусловные
высказывания
"телеграфного стиля" (дать вода, идти мама)
1,8 - 2 - трех-четырехсловные
предложения с особым
порядком слов (Купался глубоко сам),
1,9-2 - предложения со
словами вот, это,
какая, какие, пусть, давай. К 2 -2,6 - двух-
трехсловные предложения
со склоняемыми и
спрягаемыми словами без предлогов или с
протопредлогами (Залез а диван).
| Многословные
предложения:
с однородными членами (без союзов с союзами и,
а, или), со сравнительными
оборотами (с союзом как) Сложные бессоюзные (со
значением
противопоставления) Сложные с прямой речью.Сложносочиненные (с союзами и, а, а то)
Сложноподчиненные (с союзами какой, что,
когда, где, который,
потому что, чтобы,
если)
Вводные слова (наверно, конечно)
| Развитие связной речи
Развитие диалога
Пересказы простых сказок и рассказов (часто - в
эгоцентрической речи)
Синтаксические ошибки (неверное употребление
предлогов, неверный выбор
падежа в словосочетании)
| Пересказы
прочитанного в
диалоге со
взрослым.
Сочинение
собственных сказок
и стихов.
Редкие синтаксические
ошибки.
| Осознание речевой деятельности, значения языка
|
| Осознание ребенком факта,
что все предметы имеют
названия
Вопросы о названиях
предметов, требования
назвать предмет (с
помощью жестов).
Исправление собственных
коммуникативных неудач в
общении со взрослым с целью достижения
коммуникативных целей и намерений
| 2 г. - появление
самоисправлений в
речи ребенка (в области
фонетики, лексики,
морфологии, синтаксиса).
Около 3 - оценка
предшествующих стадий
собственного языкового
развития;
исправление речи
взрослых и других детей.
| Вопросы о значении слов
Осознание многозначности и омонимии
Языковая игра в речи ребенка
| Толкование значений слов
Осознание различных языковых явлений:
вопросы и рассуждения о роде и числе сущ., о
произношении слов, о различных языках и др.
Развитие фонематического анализа при обучении
чтению и письму
Умение равняться на собеседника, учитывая
возможности его восприятия речи (дети по-разному
говорят со взрослыми и с маленькими детьми).
|
|
Поиск по сайту:
|