Апробация результатов исследования.
Промежуточные результаты диссертационного исследования были представлены на XIX Межвузовский научно-практический семинар «Современные направления развития технологии, организации и экономики строительства», проходившем 28 апреля 2016 г.
Публикация результатов исследования:
[1] Дуванова И.А. Автомобильные стоянки и парковки в мегаполисах // "Строительство уникальных зданий и сооружений ". 2015 №12 (39). C. 43-56.
[2] Симанкина Т.Л. Дуванова И.А. Оптимизация организации парковочного пространства в условиях жилой застройки // Строительство уникальных зданий и сооружений. 2016 №2(41) С. 108-117.
[3] Дуванова И.А. Организация парковочного пространства в условиях стесненной жилой застройки // XIX Сборник научных трудов участников межвузовского научно-практического семинара. 2016 №19.
На защиту выносится:
- результаты внедрения обвалованного двухуровневого паркинга на территорию жилого квартала, оценка экономической и социальной эффективности;
- предложение по применению данного типа автостоянок в проектировании жилых кварталов с целью увеличения внутридворового пространства.
Структура и объем работы.
Диссертационная работа представлена на 52 страницах машинописного текста, состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, включающего 60 источников и двух приложений.
Работа выполнена на кафедре «Строительство уникальных зданий и сооружений» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
ГЛАВА I. Оценка парковочной ситуации в крупных городах
1.1. Анализ проблем организации парковочного пространства
В последнее время остается актуальной проблема нехватки парковочных мест в крупных городах России, как и во всем мире. Ежегодно количество автомобилей увеличивается, в связи с этим обостряется проблема нехватки автостоянок. Особо остро эта проблема стоит в исторических центрах крупных городов, так как такие города образовались за долго до появления автомобилей, они не были рассчитаны на большой поток машин. Конкретно на примере Санкт-Петербурга - город начинал проектироваться и застраиваться свыше 300 лет назад. Поэтому в Питере исторически сложилась своеобразная улично-дорожная сеть, переоборудование которой под движение автотранспорта впоследствии вызвало немалые затруднения. Из-за припаркованных на проезжей̆ части машин очень часто в центре образовываются пробки, снижается пропускная способность дорог, часто возникают аварийные ситуации и причиняется ущерб автомобилю.
К сожалению эта проблема всегда останется актуальной, так как с каждым годом уровень автомобилизации растет, а проблемы со строительством новых паркингов решаются медленно.
В Москве и Санкт-Петербурге уровень автомобилизации превышает уровень в 300 машин на 1000 граждан.
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на начало 2016 года на каждую тысячу россиян приходилось 283 легковых автомобиля. Это в два раза больше, чем в среднем по миру, но в тоже время существенно уступает показателям развитых европейских стран. Автомобиль сейчас есть практически у каждой второй российской семьи, а у каждой шестой их два или больше. При этом распределение и населения, и автомобилей по стране неравномерное.[1]
Рисунок 1 – обеспеченность автомобилями РФ.
Проблемы отсутствия парковочных мест актуальна не во всех районах крупных городов, а в самых густонаселенных и центральных районах города.
Зачастую приехав на работу или по делам в центр города люди сталкиваются с проблемой отсутствия парковочных мест. Ведь не всегда есть парковочные места рядом с работой, по этому людям чаще всего приходиться оставлять машины на не положенных местах, несоблюдение правил парковки приводит к сужению проезжей̆ части, что уменьшает пропускную способность по данным наблюдения на 20-30 %. [5] В некоторых случаях, людям приходится оставлять машины в перехватывающих парковках и ехать на общественном транспорте – на самом деле это одно из решений данной проблемы, но это не всегда работает.
Анализ опыта крупных городов США и Западной̆ Европы показывает, что при высоком уровне автомобилизации (300-400 автомобилей̆ на 1000 жителей̆), город вынужден отказаться от режима «свободной̆ парковки», т. е. от бесплатного использования общественного пространства для парковки личных автомобилей̆.[6] В таком случае строительство новых паркингов имеет место быть.
1.2. Отечественный и зарубежный опыт организации парковочного пространства
Говоря, об опыте зарубежных стран в различных странах проблему парковок пытаются решить по разному. Во многих странах Европы, а также в Америке и Корее действуют перехватывающие парковки – паркинги на въезде в город или центр города, расположенные в непосредственной близости от остановок общественного транспорта. Такие стоянки предназначены для «перехвата» личного транспорта едущих в центр на работу жителей: оставляя свой автомобиль или велосипед на охраняемой стоянке, горожанин пересаживается на общественный транспорт и едет в центр. Еще одним актуальным видом автостоянок является специальный газон – парковка на благоустроенных травяных площадках, специально предназначенных для стоянки транспортных средств.
Интересная ситуация решения парковочных проблем в Голландии. В Нидерландах большинство населения страны по возможности передвигается на велосипедах, а также существуют и строятся подземные паркинги, по мимо этого, работает развитая сеть экопарковок. В Амстердаме правительством утверждён проект по созданию не просто подземных многоэтажных парковок, а целых городов - паркингов под центром города предлагается построить шесть подземных этажей, что решит проблему недостатка свободного места в центре города. На время строительства предлагается осушать знаменитые амстердамские каналы, и использовать их как подъездные пути, а по окончании работ опять заполнить водой. Для реализации проекта потребуется 20 лет и более 10 млрд евро.[2,3]
В Дании запущен экспериментальный проект по решению парковочного вопроса в жилой зоне. По форме сооружение напоминает трибуну большого стадиона, где вместо скамеек расположены ступенчатые террасы, под которыми расположен паркинг. Здание утопает в зелёных насаждениях, которые должны компенсировать возможные появления выхлопных газов.[3]
В крупных городах Индии проблемы с организацией парковочных пространств решают достаточно на современном уровне. В городе Хайдарабад в рамках проекта по созданию пешеходной̆ зоны в районе историко-архитектурного комплекса Чарминар построили пятиуровневую парковку, которая размещается на площади 2150 м2, рассчитана на хранение 440 автомобилей и 250 двухколесных моторизированных транспортных средств. [13]
В Канаде в районе Хинтенбург в 6-этажном сооружении предполагается установить вторую в Канаде полностью автоматизированную систему парковки автомобилей̆ модульного типа на 57 мест хранения. Ее применение позволит сэкономить до 60 % парковочного пространства.
Перед тем как покинуть здание, пользователи могут посредством смартфонов, планшетных компьютеров или кнопки внутри лифта вызвать свой автомобиль с тем, чтобы он ожидал их при их прибытии к месту выдачи. Гараж контролируется удаленно. Оператор на месте отсутствует.[13]
В Москве также разрабатывается проект парковок под руслом Москвы-реки. Будущие подводные стоянки представляют собой многоярусные механизированные паркинги с ячейками для почасового хранения машин. Они будут полностью автоматизированы и управляться одним оператором. Паркинги будут иметь 8-10 уровней, глубину до 40 метров и вместимость до 600 автомобилей. По прогнозу управления гаражного строительства, обустройство «подводных» паркингов добавит городу от 2,5 до 15 тысяч машиномест. [3]
Для снижения трафика в центре Санкт-Петербурга СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» развивает сеть перехватывающих автостоянок, пользование которыми позволит горожанам сократить время на дорогу и избежать пробок. На сегодняшний день по городу насчитывается 14 перехватывающих автостоянок на 1 603 машиноместа в Выборгском, Калининском, Кировском, Красногвардейском, Московском, Невском, Приморском, Фрунзенском и Центральном районах.[10] таблица 1
Таблица 1 – список перехватывающих парковок в Санкт-Петербурге
Станция метро | Адрес автостоянки | Кол-во машиномест |
Волковская | напротив дома 10 по Касимовской улице | |
Бухарестская | у дома 70, лит. А, по улице Салова | |
Гражданский проспект | у дома 116, корп. 1, по Гражданскому проспекту | |
Кировский завод | у дома 47, лит. Ф, по проспекту Стачек | |
Купчино | на пересечении Витебского проспекта и Звездной улицы | |
Купчино | западнее д. 108, лит. А по Витебскому проспекту | |
Купчино | Балканская пл., у д. 5, лит. О | |
Ладожская | у дома 65 по Заневскому проспекту | |
Ленинский проспект | у дома 16 по проспекту Народного ополчения | |
Обухово | у дома 27 по улице Грибакиных | |
Парнас | у дома 162 по проспекту Энгельса | |
Площадь Александра Невского | у дома 30 по Синопской набережной | |
Политехническая | у дома 29, лит. П, по Политехнической улице | |
Проспект Просвещения | у дома 30, корп. 1, по проспекту Просвещения |
Таким образом, можно отметить, что во всем мире вопрос нехватки парковочного пространства решен не плохо. Постепенный переход к механизированным гаражам является не только следствием развития технологий, но и стремлением улучшить экологическую ситуацию, обезопасить сам процесс парковки, создать возможность интеграции систем хранения автомобилей в жилые здания, офисы, образовательные учреждения и т.п.