Педагогическая практика: «Литературная встреча с писателем».




Данная практика не является инновационной, но эффективно решает целый ряд современных, актуальных образовательных и воспитательных задач через проектную, творческую деятельность обучающихся, задействую городскую инфраструктуру. Сочетание различных педагогических технологий, позволяет применять представленную практику, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, связывая их воедино.

Цель практики: Популяризировать чтение и повысить уровень читательской грамотности младших школьников.

Задачи практики: - познакомить обучающихся с современной литературой и современными авторами своего региона и страны;

- формировать умение анализировать содержание самостоятельно прочитанного произведения;

- формировать умение характеризовать персонажей, опираясь на их поступки и авторскую позицию;

- формировать умение самостоятельно работать с информационными источниками, составлять вопросы, опираясь на самостоятельно прочитанное произведение и информацию из интернет-ресурсов;

- формировать умение создавать в устной форме высказывания на заданную тему по прочитанному и обсуждаемому в классе произведению, поддерживать диалог, обсуждение на определённую тему;

- формировать умение понимать нравственные ценности автора произведения, проявлять выраженный интерес к произведению и автору своего края, отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая своё мнение о персонаже, поступках, следовать этическим нормам поведения при просмотре, слушание и обсуждении художественных произведений и заданной темы вне школы.

Данная практика является универсальной. Её можно применять на любом уровне образования. Конкретная «Встреча с писателем» проводилась с учащимися 4-го класса.

Формы организации и проведения, а так же подбор материала определяется учителем с учётом требований ФГОС, возрастных, психолого-педагогических особенностей обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и одарёнными детьми, материально-технической базой, возможностями муниципального образования и инфраструктурной средой. Данная встреча с писателем сочетала несколько форм: творческая встреча, викторина, интервьюирование. Подготовка к встрече проходила в форме дискуссии, читательской конференции, проектно-исследовательской деятельности.

На сегодняшний день снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией. Мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации вытесняют традиционное чтение. Оно перестало быть престижным источником получения информации и формой досуга. Снижение интереса к чтению стало серьезной проблемой современного общества.

Чтобы вызвать интерес к чтению, детей нужно удивить самим процессом чтения, сделать прочитанное произведение личностно значимым. Самыми эффективными формами для привлечения внимания читателей к чтению являются массовые мероприятия. Читатели хорошо воспринимают зрелищную информацию. Появляются новые, более живые, интерактивные формы работы: КВН, брейн-ринг, виртуальные путешествия, видеочасы, флешмобы и т.д. Но и традиционные формы, такие как литературно-музыкальные композиции, викторины, встречи с писателями привлекают читателей, мотивируют читательский интерес.

Такая традиционная практика, как организация встреч с писателями, помогает решать ряд современных задач:

- Знакомить обучающихся с писателями и произведениями своего региона через личные встречи с авторами - земляками. В «Национальной программе поддержки и развития чтения РФ на 2007 – 2020 годы указывается, что ее успешность зависит от эффективности конкретизации и реализации ее положений на уровне различных регионов России и с учётом особенностей их социокультурного развития.

- Онлайн-встречи, телемосты, социальные сети для встреч и общения с российскими писателями.

Данная педагогическая практика представляет собой серию взаимосвязанных уроков (занятий). Можно выделить 2 этапа работы: подготовительный и основной.

Подготовительный этап включает в себя самостоятельное и коллективное чтение произведений автора, с которым планируется встреча. А также работу над произведениями и биографией автора с использованием различных образовательных форматов, выбор которых ограничивается опытом и творчеством педагога. Это могут быть конференции, театрализация произведений, викторины, мини- проекты, исследования, образовательные игры и т.д.

Данную практику реализую с 2016 года в рамках разработанного мной образовательного проекта «Этнорегиональный подход в обучении и воспитании младших школьников» с учащимися начальной школы. Занятия подготовительного этапа провожу на базе МАОУ Лицей № 11, в кабинете, где обучаются школьники и в школьной библиотеке. Для основного этапа, непосредственно самой встречи с писателями, использую инфраструктурные площадки города такие как Инженерная библиотека им. В.Ю. Драгунского и Международный выставочно – деловой центр «Сибирь» в рамках проекта Красноярская ярмарка книжной культуры (КРЯКК). Представленное занятие реализовывалось совместно с инженерной библиотекой им. В.Ю.Драгунского г. Красноярск.

Результатами реализации представленной практики и подготовки к ней являются:

Личностные результаты: интересуются литературой, историей, культурой Красноярска; понимают нравственные ценности автора, отраженные в произведении; следуют этическим нормам поведения при слушании, просмотре и обсуждении произведения; демонстрируют уважительное отношение и взаимопомощь при работе в группе, проявляют выраженный интерес к произведению и автору своего края.

Метапредметные: создают устные высказывания в единстве логических законов построения собственной речи; выступают с рассуждением по предложенной теме; анализируют прочитанный отрывок с точки зрения его эстетической ценности; строят модель ключевого понятия, доказывают свою точку зрения, опираясь на модель; планируют собственную деятельность, создают отзыв на заданную тему.

Социальные: выступают с сообщением перед аудиторией класса, применяя приёмы привлечения внимания слушателей во время выступления; принимают правила и нормы установленные организатором мероприятия; следуют этическим нормам поведения при слушании, просмотре и обсуждении произведения.

Одной из основных компетенций, формируемых в данной практике, является читательская грамотность. Обучающиеся самостоятельно работают с информационными источниками, составляют вопросы, опираясь на самостоятельно прочитанное произведение и информацию из интернет-ресурсов. В групповой работе при реализации проекта школьники получают продукт: открытку для автографа писателя и разработанные вопросы для интервью.

Встреча с писателем для обучающихся долгожданное образовательное событие, к которому дети готовились совместно со взрослыми, в котором они могут продемонстрировать всё что они делали и создавали в дни подготовки. Гарантией описанных выше результатов является целенаправленная, систематическая работа учеников в сотрудничестве с учителем, библиотекарями, организаторами мероприятий, писателями по совместно составленному плану работы.

По итогу встречи учащиеся пишут отзыв о встрече с писателем, делятся своими эмоциями и впечатлениями. Наблюдая за детьми на этапах подготовки и основном этапе, можно увидеть как они взаимодействуют в группе, на сколько хорошо знакомы с произведением и т.д. Если говорит в цифрах, то 100% обучающихся класса посещают школьную библиотеку и библиотеку им. В.Ю.Драгунского. 64 % учащихся класса посещают библиотеку совместно с родителями. Ребята проявляют интерес к произведениям своего региона, обмениваясь книгами о Красноярском крае и Красноярске. Интересуются писателями нашего региона. Основными и любимыми произведениями, которые звучат в нашей литературной гостиной стали сказки и легенды Красноярского края. Дети регулярно принимают участие в литературных конкурсах муниципального и регионального значения, где представляют свои авторские произведения и рукотворные книги о природе, экологии, достопримечательностях родного города и края. Всё вышеперечисленное позволяет судить об эффективности представленной практики.

Информация о носителях практики: Моисеева Юлия Викторовна, образование высшее, учитель начальных классов МАОУ Лицей № 11 г.Красноярска, педагогический стаж 20 лет, профессиональные и научные интересы: краеведение, психология, ТРИЗ.

Контакты: Моисеева Юлия Викторовна, moiseeva_y@list.ru т.8-950-970-51-83

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: