Ценовая политика организации.




Одним из важнейших экономических рычагов в повышении эффективности производства является цена, которая вызывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

Цена отражает денежное выражение стоимости, это — экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого труда.

В условиях товарно-денежных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением, а, следовательно, цены и стоимости.

Исходя из закона спроса и предложения, рост цен и превышение их над реальной стоимостью товара являются следствием возникновения дефицита, который является результатом сокращения поступающего на рынок товара. В условиях его избытка, когда предложение превышает спрос, производитель снижает цены, которые порой не только не обеспечивают запланированный уровень прибыли, но могут быть также ниже себестоимости товара.

С помощью цен соизмеряют затраты и результаты хозяйственно-производственной деятельности предприятия, экономически обосновывают наиболее выгодные варианты осуществления капитальных вложений, стимулируют производство и потребление, а также качество товара.

Следует отметить, что ценовая политика в значительной мере зависит от типа рынка.

На рынке чистой конкуренции производители (продавцы) представлены большим числом, реализующим продукцию по конечным ценам. Никто из производителей в такой ситуации не в состоянии изменить цену в сторону роста, так как покупатели могут удовлетворить свои потребности по рыночным ценам. Таким образом, на рынке действует в основном рыночная цена.

Рынок монополистической конкуренции характеризуется множеством покупателей и продавцов, а также большим разбросом цен по аналогичным товарам. Наличие различных цен объясняется тем, что один и тот же товар может отличаться качеством, затратами на его эксплуатацию, внешним оформлением и т.д. Широко используется цена пробной продажи, которая позволяет производителю получить информацию, необходимую для модернизации тех или иных параметров товара и в результате создать такую продукцию, которая будет соответствовать требованиям рынка.

Олигополистический рынок имеет сравнительно небольшое количество продавцов из-за того, что новому производителю сложно преодолеть конкуренцию товаропроизводителей, прочно закрепившихся на рынке, которые располагают многими возможностями для устранения с рынка появляющихся конкурентов. Одной из них является временное снижение цен.

Рынок чистой монополии представлен одним производителем. Цена на товары устанавливается в зависимости от целей государственной или частной монополии. В основе этого рынка лежит монопольная цена, которая предусматривает установление более высоких цен для товаров собственного производства и пониженные цены на товары других производителей.

Тип рынка, на котором реализуется продукция, предопределяет политику цен товаропроизводителя.

Отметим, что цена на продукт является для предприятия не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров. Дело в том, что цена в данном случае, как тактическое средство, дает предприятию целый ряд преимуществ:

1) в отличие от большинства методов по стимулированию спроса, использование цены не требует дополнительных денежных расходов, как это имеет место при проведении рекламных мероприятий, индивидуализации продукта, продвижении и т.д.;

2) потребители находят для себя привлекательность товаров, выраженную в цене, легче, чем на основе рекламы. Оптовые цены, как правило, значительно ниже индивидуализации продукта и т.п.;

3) даже, когда другие методы стимулирования, такие как организация персональных продаж и рекламы, являются основными, цена может использоваться как мощное средство их поддержания.

Устанавливаемый уровень цены должен отражать предпочтение покупателей, их предполагаемую выгоду, получаемую от покупки того или иного продукта.

Одним из путей подобного решения является то, что цену необходимо рассматривать как одно из неотъемлемых свойств продукта, наряду с потребительскими свойствами товара, его качеством и т.д. И в самом деле, если цена на товар устанавливается слишком высокая, то такой товар может быть не куплен, или куплен, но в меньшем объеме. На практике имеется целая серия ценовых стратегий.

Система цен и тарифов включает следующие их виды:

1.Цены промышленности: оптово-отпускные цены предприятия, оптовые цены промышленности.
Оптово-отпускная цена предприятия (Цо-о)- цена, по которой предприятие реализуют свою продукцию крупными партиями другим предприятиям (организациям).

Оптовая цена промышленности – формируется на основе оптово-отпускной цены предприятия и дополнительного включения в цену издержек и прибыли сбытовых организаций в процессе продвижения товара от производителя к потребителю крупными партиями.

2. Цены торговли: розничные цены, цены колхозного рынка, рыночные цены продуктов питания и товаров народного потребления. Розничные цены - цены, по которым товары и услуги реализуются населению и другим покупателям, как правило, индивидуальными мелкими партиями и формируются на основе оптово-отпускной цены предприятия или оптовой цены промышленности и дополнительного включения в цену издержек и прибыли розничных организаций.

3. Цены сельского хозяйства: закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, сезонные цены. Закупочные цены — цены закупки сельскохозяйственной продукции. Сезонные цены — цены, изменяющиеся по сезонам года, устанавливаются на сезонную продукцию.

4. Тарифы: транспортные тарифы железных дорог, водного и автомобильного транспорта, тарифы на коммунальные услуги и пр.

Оптовая цена предприятия (Цо) - это цена, которая предусматривает возмещение текущих затрат предприятия, пошедших на производство и реализацию продукции (С), и получение прибыли (Пр). На основании этой цены определяют выручку от реализации продукции (в плане - товарную продукцию – Т) как произведение оптовой цены предприятия на количество продукции, реализованной или подлежащей реализации (В).

Цо=С+Пр

Т=Цо*В

За пределы предприятия продукция отпускается по оптово-отпускным ценам (Цо-о), включающим акциз (А) и налог на добавленную стоимость (НДС).

Цо-о=Цо+А+НДС

Поскольку цена формируется на рынке, то предприятие, формируя оптовую цену, ориентируется на среднюю, установившуюся на рынке оптово-отпускную цену на такой же, или аналогичный товар.

Т.о., оптово-отпускная цена определяется по формуле:

Цо=Цо-о-А-НДС.

Цо =(Цо-о – А)/ (1+Нндс), где:

Нндс – норматив НДС в единичном исчислении.

При установлении цен на промышленную продукцию
товаропроизводитель должен соблюдать законодательство:

не требовать от торгового посредника реализации своей продукции по установленной им цене;

отказывать или задерживать отгрузку продукции, если торговый посредник проводит свою ценовую политику;

продавать свою продукцию ниже себестоимости для устранения с рынка конкурентов;

повышать цены.

Государственное регулирование цен - последний этап формирования цен, который предусматривает использование системы экономических, административных, законодательных и нормативных актов (дотации, налоги, процент за кредит и т.д.), способствующих упорядочению функции рыночных отношений.

Рыночная экономика позволяет использовать различные цены. Влияние государства на систему ценообразования - одна из форм регулирования цен. Учитывая, что государство проводит комплексную систему мер по упрощению и децентрализации порядка утверждения цен, т.е. их либерализацию, круг регулируемых цен сокращается.

Оптовые или розничные цены устанавливаются по договоренности между производителем и покупателем продукции. Эти цены не регулируются государством и зависят от соотношения спроса и предложения товаров. Верхний предел договорной цены регулируется законом соответствия спроса и предложения. Нижняя граница устанавливается по текущим затратам.

Государство вмешивается в систему ценообразования в ис­ключительных случаях (во время войны, острого дефицита отдельных товаров., всплеска инфляции и др.), а в обычных условиях цены устанавливаются на основе принципов свободы предпринимательства: покупателям предоставляется свобода выбора продавца, а также необходимых им товаров и услуг, а продавцы свободны в своем выборе; где, когда и в каком объеме продавать свой товар.

Многие государства проводят активную ценовую политику. При всех условиях практика многих стран свидетельствует, что в рыночном хозяйстве цены давно не отпускаются на волю волн и устанавливаются не только под воздействием рыночного равновесия спроса и предложения, но и при активной регулирующей роли государства; тем самым рыночное равновесие определяется совместными усилиями государства и механизма рынка.

Государство воздействует на образование и применение цен, используя различные методы. В предусмотренных законом случаях могут быть установлены фиксированные цены, предельный их размер или предельный уровень рентабельности.

В качестве нарушений государственной дисциплины цен рассматриваются следующие действия:

- завышение цен, зарегистрированных при декларировании;

- завышение надбавок к регулируемым ценам,

- непредставление или занижение установленных скидок и т.д.

Порядок применения санкций включает проверку органами ценообразования соблюдения дисциплины цен и возможного взыскания в доход бюджета излишне полученных сумм и штрафа.

 

Вопросы для подготовки

1. Дайте определение экономической категории «цена» и «стоимость» товара.

2. Какие типы рынка существуют? Каково их воздействие на политику цен товаропроизводителей?

3. Назовите основные виды цен, их назначение и принципы образования

4. Состав и методы расчета оптовой цены предприятия.

5. В каких случаях допускается вмешательство государства в систему ценообразования?

6. Какие условия, предусмотренные действующим законодательством, должен соблюдать товаропроизводитель при установлении цен?

7. Что определяет верхний и нижний предел при установлении договорной цены?

8. Какие действия товаропроизводителей рассматриваются в качестве нарушений государственной дисциплины цен?

Тесты

1. Цена, по которой предприятие реализуют свою продукцию крупными партиями другим предприятиям (организациям):

а) Оптовая цена предприятия;

б) Оптовая цена промышленности;

в) Оптово-отпускная цена;

г) Розничная цена.

 

2.Цена, включающая акциз и НДС:

а) Оптовая цена предприятия;

б) Оптово-отпускная цена.

 

3. Цена, формируемая на основе оптово-отпускной цены предприятия и дополнительного включения издержек и прибыли сбытовых организаций в процессе продвижения товара от производителя к потребителю крупными партиями:

а) Оптовая цена предприятия;

б) Оптовая цена промышленности;

в) Оптово-отпускная цена;

г) Розничная цена.

 

4.Цена, которая предусматривает возмещение текущих затрат предприятия, пошедших на производство и реализацию продукции и получение прибыли:

а) Розничная цена;

б) Оптово-отпускная цена;

в) Оптовая цена предприятия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: