Направления социальной работы в пенитенциарном учреждении




Основные направления работы социальных служб тюрем:

1. Консультирование иностранных осужденных:

- по личностным, социальным и правовым проблемам;

- по вопросам кооперации с внешними консультационными пунктами для иностранцев, организациями, институтами и отдельными гражданами;

- по проведению социальной работы в группах с целью интеграции иностранцев в общество, а также для усиления культурной интеграции;

- по профессиональной деятельности сотрудников других служб.

2. Консультирование по семейным вопросам:

- диагностика отношений;

- работа по формированию мотивации;

- консультирование по вопросам партнерских взаимоотношений, супружества, семьи и воспитания детей. Эта работа проводится с осужденными как индивидуально, так и в группах;

- установление социальных отношений с помощью шефов или контактных групп;

- предоставление внеочередных свиданий;

- направление в консультационные пункты, находящиеся вне стен учреждения.

В соответствии с Конституцией ФРГ брак и семья находятся под особой защитой государства. Эта конституционная норма, с одной стороны, запрещает государству наносить вред супружеству и с другой - предписывает способствовать браку соответствующими мерами. Уголовно-исполнительный кодекс, выполняя требования Конституции, предоставляет осужденным право на переписку, свидания, включая и долгосрочные (до 4 часов), размещение в близлежащем от дома учреждении и на получение отпусков. Семья считается наиболее прочным «социальным якорем». Вместе с тем предоставленные законодательством льготы осужденным не решают проблему укрепления семьи, а лишь обостряют ее. Вспоминая семейные отношения, осужденный болезненно осознает, что в тюрьме совсем другая жизнь, чем на свободе. Это вызывает такое эмоциональное напряжение, что он сознательно или неосознанно прерывает всяческие отношения с внешним миром. Особенно это касается осужденных к длительным срокам тюремного заключения.

3. Работа по погашению исков.

Основные критерии работы по погашению исков:

- работа по формированию мотивации;

- консультирование осужденных и сотрудников по вопросам погашения исков;

- кооперация с внешними организациями, институтами и консультационными пунктами по погашению исков.

4. Социальный тренинг.

Большинство социальных работников и сотрудников общей службы исполнения наказаний специально обучаются методике проведения социального тренинга.

Тренинг предполагает:

- подбор клиентов, которым необходим социальный тренинг;

- подготовку к социальному тренингу и посттренинговые мероприятия;

- подготовительные беседы с участниками социального тренинга;

- кооперацию с внешними организациями, институтами, отдельными гражданами, содействующими проведению социального тренинга;

- проведение социального тренинга.

Под социальным тренингом понимается обучение, тренировка осужденных в группе. Социальный тренинг подразумевает изучение социально приемлемых, некриминальных способов преодоления ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Носителем процесса обучения является группа. В социальном тренинге применяются психологические, педагогические, социально-педагогические методы. Особое значение придается ролевой игре. Осужденные, получающие льготы или отпуска, используют их для апробации изученного в условиях свободы вне стен учреждения, при свободном выходе в нерабочие дни или в период отпуска. Это является существенным дополнением к социальному тренингу.

Примерные темы социального тренинга: «Обращение с деньгами и долгами», «Жилье», «Работа и профессия», «Права и обязанности», «Социальные отношения и партнерство», «Спорт и досуг», «Поведение в случае попадания в зависимость от наркотиков».

Социальный тренинг предусмотрен в тюрьмах и открытого и закрытого типов. Тематика и методы определяются в соответствии с целями группы.

Социальный тренинг проводится, как правило, в свободное время. Он может стать также составной частью трудотерапевтических или школьных мероприятий. Если в особых случаях необходимо занять рабочее время осужденного, то для этого требуется согласование с начальником учреждения. Участие в социальном тренинге не дает никаких льгот. Трудотерапевтические мероприятия и школьные занятия для проведения социальных тренингов не отменяются.

При проведении социального тренинга с подследственными следует учитывать различные сроки содержания под стражей и постоянную смену спецконтингента. Поэтому рекомендуются такие учебные формы, которые представляют собой завершенный цикл и предполагают особую психологическую нагрузку для лиц, находящихся под стражей.

Начальник тюрьмы делает заказ в социальную службу на выделение специалиста и его ассистента для организации социального тренинга. В качестве ассистентов могут выступать и сотрудники, не числящиеся в социальной службе, а относящиеся к общей службе исполнения наказаний.

Ответственный за проведение социального тренинга может проводить занятия и сам, хотя в его компетенцию входят:

- планирование и координация мероприятий социального тренинга;

- установление количества участников;

- определение содержания, методов и условий проведения отдельных мероприятий;

- поиск сотрудников, подходящих для тренерской работы, или их помощников;

- проведение, организация обучения и практическое руководство тренерами и их помощниками;

- ведение документации о проведенных социальных тренингах;

- сотрудничество с внешними организациями и лицами, а также с шефами в той степени, в какой они задействованы в социальном тренинге;

- совершенствование программ социального тренинга.

Ответственный за организацию социальных тренингов ежегодно информирует начальника учреждения о проделанной работе, а начальник соответствующего УИН получает копию отчета.

Мероприятия социального тренинга проводят тренеры и их помощники. Начальник учреждения подбирает и согласовывает с ответственным за проведение социального тренинга кандидатуры из числа сотрудников общей службы исполнения наказаний, имеющих склонность к этой работе.

На совещаниях по обсуждению вопросов условно-досрочного освобождения, помилования, когда речь идет об участниках социального тренинга, учитывается мнение тренера или ответственного, в том случае, если он сам является тренером. Осужденные в начале срока должны быть проинформированы об их возможности участвовать в социальном тренинге.

При составлении плана исполнения наказаний следует учитывать:

- пригодность осужденного для участия в мероприятиях социального тренинга;

- когда и в какой сфере особенно необходимы эти мероприятия;

- почему осужденный не пригоден к участию в тренинге.

Заключение

На основании вышеизложенного социально-педагогическую работу с осужденными можно представить как основное направление деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания лишением свободы, и института условного осуждения и условно-досрочного освобождения, главной целью которых является содействие ресоциализации осужденных и интеграции их в общество.

В некоторых областях России в начале века проводился эксперимент по внедрению в практику исполнения наказаний института социальной работы, активно развивается психологическая служба в территориальных органах и учреждениях УИС. На 1 января 2001г. в уголовно-исполнительной системе России было введено 1 607 единиц психологов. Наблюдается процесс стабилизации профессионального ядра кадров. Однако состояние социальной и психологической службы УИС еще не отвечает потребностям практики, уступает многим цивилизованным государствам. Необходимо разработать концепцию дальнейшего развития социально-психологической службы и в первую очередь обеспечить законодательную, научно-методическую, материально-техническую базы. Следует повысить статус социального работника и психолога УИС.

И наконец, потребуется создание системы негосударственной благотворительной помощи осужденным. И церковь, и шефские, и благотворительные организации есть. Но их деятельность не согласована, ее следует направить на действенную помощь по ресоциализации осужденных.

 

Подготовить вопросы, опираясь на содержание этого реферата. Которые вы зададите при встрече специалисту по социальной работе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: