Требования к первоначальному уровню знаний студента
Приступая к изучению дисциплины «Компьютерные технологии в преподавании русского языка», студент должен:
· знать приемы работы с прикладным программным обеспечением (Microsoft Word, Microsoft PowerPoint);
· уметь пользоваться программами для прослушивания аудиофайлов, для просмотра видео;
· уметь выполнять поиск информации в сети Интернет и анализировать найденную информацию;
· знать принципы подбора дидактических материалов для детей.
Требования к уровню освоения дисциплины.
В результате изучения дисциплины «Компьютерные технологии в преподавании русского языка» обучающийся должен:
- знать приемы и методы использования средств ИКТ в различных видах и формах учебной деятельности;
- уметь использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности;
- владеть методикой использования ИКТ в предметной области;
- обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении ИКТ;
- иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;
- уметь использовать телекоммуникационные технологии в образовательных целях.
Лабораторные работы, предусмотренные в рамках настоящего учебного курса, выполняются с использованием вычислительной техники и средств непосредственного доступа к ресурсам глобальной компьютерной сети. Тематика и задания лабораторных работ нацелены на решение различных задач, возникающих в процессе учебно-воспитательного процесса с использованием современных информационных и коммуникационных технологий в работе филолога.
|
Кроме того, дисциплина направлена на реализацию межпредментых связей с такими дисциплинами, как информатика, аудиовизуальные технологии в обучении, а также непосредственно связанных с профессиональной деятельностью педагога-филолога - педагогика, психология, филология, лингвистика.
Информатизация общества
Исторический процесс информатизации общества точно описывается с помощью последовательности информационных революций, связанных с появлением новых, для своего времени, технологий.
Информационная революция заключается в изменении способов и инструментов сбора, обработки, хранения и передачи информации, приводящих к увеличению объёма информации, доступной активной части населения.
Таких революций шесть.
Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи.
Вторая информационная революция связана с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленной человеческим обществом информации, но и повысить её достоверность, создать условия для более широкого, чем ранее, распространения информации.
Третья информационная революция порождена изобретением в XV веке книгопечатания, которое многие считают одной из первых информационных технологий. Появление и развитие печатных средств массовой информации, таких как газеты и журналы, явилось результатом третьей информационной революции.
|
Четвертая информационная революция началась в ХIХ веке. Тогда были изобретены такие средства передачи и распространения информации, как телеграф, телефон, радио и телевидение.
Пятая информационная революция произошла в середине XX века, когда человечество стало активно использовать вычислительную технику. Применение ЭВМ для обработки научной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активной и эффективной обработке информации. Впервые, за всю историю развития цивилизации, человек получил высокоэффективное средство для повышения производительности интеллектуального труда.
Сегодня мы являемся свидетелями шестой информационной революции связанной с появлением глобальных телекоммуникационных компьютерных сетей и их интеграцией с технологиями мультимедиа и виртуальной реальности.
Шесть революций изменили общество. На лицо развитие и распространение информации и информационных технологий, что позволяет говорить о наличии процессов информатизации. Информатизация оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей.
Очевидный прогресс в области информационных технологий повлек за собой появление в научных и научно-популярных изданиях термина «информационное общество». Некоторые ученые под информационным понимают общество, в котором главным продуктом производства являются знания. Использование такого показателя, как количество накопленных человечеством знаний в качестве критерия для присвоения обществу статуса информационного общества оправдано, поскольку по некоторым оценкам, с начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году, второе – к началу ХХ века, третье – уже к 1950 году. Начиная с 1950 года общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года – каждые 5 лет, а с 1991 года – ежегодно. Это означает, что на сегодняшний день объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тысяч раз.
|
История формирования информационного общества содержит в себе историю зарождения и развития новых видов человеческой деятельности, связанных с информатизацией. За последние годы в обществе появились специализированные профессиональные группы людей, связанные с обслуживанием компьютерной техники и процессов обработки информации (операторы, программисты, системные аналитики, проектировщики и т.п.), оказанием консультативных, научно-информационных и других услуг подобного рода. Очевидно, что возникновение новых научных и профессиональных направлений требует специализированной системы подготовки кадров, в которой не только содержание, но и методы и средства обучения должны соответствовать реалиям соответствующего этапа информатизации общества.
Задачам информатизации общества и всех его сфер, к числу которых относится и образование, уделяется повышенное внимание государства. Необходимость системного государственного подхода к процессу развития информатизации общества начала осознаваться в начале 90-х годов прошлого века. Так, например, еще в 1990 году была разработана и принята «Концепция информатизации общества», а понятие «информатизация» стало все шире использоваться как в научной, так и в общественно-политической терминологии, постепенно вытесняя понятие «компьютеризация».
Информационная культура и ее компоненты
Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом технологий и средств информатизации, превращается в ведущий фактор образовательной политики.
Информационная культура члена современного информационного общества может быть представлена как относительно целостная подсистема профессиональной и общей культуры человека, связанная с ними едиными категориями (культура мышления, поведения, общения и деятельности) и состоящая из нескольких взаимосвязанных структурных элементов, сущность которых отражена в таблице.
Структура информационной культуры члена информационного общества
Компоненты информационной культуры | |
Название | Сущность |
Аксиологический | Принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека |
Коммуникативно-этический | Культура общения и сотрудничества в области информатики и информационных технологий, использование возможностей телекоммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере информационных отношений |
Познавательно-интеллектуальный | Компетентность и свободная ориентация в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления |
Прогностический | Предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно обновляющихся информационных условиях |
Прикладной | Использование информационно-технологических возможностей для наиболее эффективного решения профессиональных задач |
Правовой | Знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с помощью средств информатизации |
Эргономический | Реализация в информационно-профессиональной деятельности принципов научной организации труда, безопасности для здоровья, физиологичности и комфортности |
Как следует из таблицы, в понятие информационной культуры можно вкладывать различный смысл: но может трактоваться как через умение использовать в деятельности технологии и средства информатизации, так и через умение прогнозировать и контролировать последствия их применения.