Подкурганные погребения.




Хвалынский могильник в Саратовской области.

Открытие Хавалинской культуры произошло в конце 70-х годов XX века. До этого момента существовали отдельные проявления данной культуры, в последствие данная культура была открыта после раскопок крупного могильника на севере Саратовской области возле города Хвалынска расположенного на невысоком всхолмлении коренной террасы правого берега р. Волги - ныне Саратовского водохранилища. Также были открыты Хлопковский, Ивановский, II Хавалынский могильники и целый ряд стоянок в Северном Прикаспии. В некоторых местах как например село Ивановка в Оренбургской области были найдены предметы относящийся к Хавалынской культуре. Таким образом ареал распространения памятников хавалынской культуры охватывает степные и лесостепные районы Поволжья и Приуралья от реки Урал на востоке до Волго-Донского междуречья на западе.

Благодаря раскопкам было выяснено что представители данной культуры жили около 6700 лет назад.

О вопросе происхождения хавалынской культуры археологи выдвинули три теории:

1 хвалынская культура автохтонная и сложилась на основе прикаспийских и самарских памятников мариупольской культурно-исторической области (И.Б.Васильев)

Суть этой теории в том что «генеральная» линия развития была в степи и лесостепи периода энеолита.

2 карпато-балканское происхождение основных культурных черт (А.Е.Астафьев, Г.В.Баландина)

Данная теория связана с крупной миграции с Балканской территории.

3 юго-восточное происхождение памятников хвалынской культуры (П.П.Барынкин, И.В.Горащук)

Эта теория связана с миграции населения со стороны юго-восточной зоны вверх.

Общественная структура

Материалы погребений свидетельствуют о том, что процесс расслоения общества уже начался. Есть могилы безынвентарные, а есть очень богатые. Социальной стратификацией, однако, такое расслоение не исчерпывалось. Одним из характерных артефактов хвалынской культуры являются т.н. зооморфные скипетры, представляющие собой инсигнии власти. Не до конца известно так как скипетры могли принадлежать и военным вождям и жрецам. Но ясно одно что – они маркируют начавшуюся социальную дифференциацию.

ы можем проследить социальную стратификацию на примере Хвалынского I могильника:

Высшую ступень в социальной иерархии занимали мужчины, погребенные в центральной части могильника под каменными закладками. Статус вождя обозначен однозначными символами — каменным зооморфным скипетром и топором с цапфами.
Основная масса хвалынского населения погребалась достаточно скромно, без каких–либо признаков имущественного расслоения, и даже без выраженных признаков расслоения социального. Погребальный обряд фиксирует лишь небольшую группу мужчин, захороненных в антинормативных позициях, которую можно рассматривать как группу лиц с пониженным социальным статусом по сравнению с основной массой хвалынского населении.

ариативность погребального обряда, вероятно, может указывать на двухкомпонентность (двухэтничность). Неявность, размытость культурных характеристик каждого компонента, вероятно, результат стремления оформляющегося общества к консолидации. Границы между компонентами данной системы очень условны, основную массу погребений невозможно расчленить на две культурно различающиеся части, Состояние источников по эпохе энеолита Поволжья в настоящее время не позволяет с уверенностью определить, какие группы населения стали исходными компонентами, в результате взаимодействия которых оформился Хвалынский I могильник.

Теперь перейдем непосредственно к Хавалынским могильникам.

Характерной чертой этой культуры является, что сначала на раннем этапе существовали бескурганные а на позднем курганные захоронения. Так же рассматривается теория, что они существовали в одно время так как при раскопках был найден идентичный инвентарь: скипетры, бусы, костяные пронизи и т.д. Одной из особенностью были многоярусные погребения до пяти костяков располагавшиеся в два-три яруса. Имеются и жертвенники с костями животных и инвентарем.

Положение погребенных это скорченное на спине, ноги согнуты в коленях и первоначально были поставлены коленями вверх. Впоследствии они упали направо или налево, на живот и грудную клетку, иногда сохранили свое первоначальное положение коленями вверх. Некоторые костяки лежали на правом или левом боку, встречены единичные погребения в положении полусидя и сидя. Имеется окраска охрой. Степень окраски различная - от очень слабо окрашенных до густо засыпанных красной охрой. Встречены и полностью неокрашенные костяки. Более интенсивно, чем остальные части тела, окрашен череп или тазовые кости. Ориентировка погребенных: головой на северо-восток и север, реже северо-запад и восток, западная и южная ориентировки единичны.

Подкурганные погребения.

В настоящий момент исследовано более 22 захоронений. Подкурганные погребения у села Бережновка Волгоградской (Сталинградской) области, исследованные в 19511955 годах отрядом И.В. Синицына и определенные автором как древнеямные, в археологии энеолитабронзового века Восточной Европы занимают особое место. Н.Я. Мерперт подробно проанализировал группу бережновских захоронений, отнес к древнеямным только часть из них, включил в ее состав и некоторые другие погребения нижневолжских курганов, в частности с репинской керамикой

Поселения.

Кроме погребальных, в последние годы были найдены и исследованы поселенческие памятники хвалынской культуры. Основная их часть выявлена в южной части Волго-Уральского междуречья - Северном Прикаспии.

Были найдены несколько поселенческих сосудов, жилищ углубленных в землю найдено не было.

Хозяйство.

Жители преимущественно занимались скотоводством, охотой, рыболовством и собирательством. Крупный скот появился в одомашненном виде поэтому значительную роль в хозяйстве играло именно скотоводство. С охотой и рыболовством связаны находки костяных гарпунов, рыболовных крючков и, возможно, наконечников дротиков, позвонков рыбы, костей черепов зубра, а также изделий из кости лося, кабана.

Определить, насколько существенна была роль этих занятий в хозяйстве хвалынских племен, на материалах могильников не представлется возможным.

 

Литература:

1. Васильев И.Б Энеолит Поволжья (степь и лесостепь). Куйбышев, 1981.

2 Васильев И.Б., Синюк А.Т. Энеолит Восточно-Европейской лесостепи. Куйбышев, 1985.

3 Васильев И.Б., Синюк А.Т. Энеолит Восточно-Европейской лесостепи. Куйбышев, 1985.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: