Д.С. Карпов, И.М. Соцкая
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К курсовому проектированию по дисциплине
«Проектирование предприятий технического сервиса»
для студентов, обучающихся по специальности
110304.65 «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК»
по направлению 110800.62 «Агроинженерия»
(профиль «Технический сервис» в агропромышленном комплексе)
Ярославль
Министерство сельского хозяйства РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА «ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС»
Д.С. Карпов, И.М. Соцкая
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к курсовому проектированиюпо дисциплине
«Проектирование предприятий технического сервиса»
для студентов, обучающихся по специальности
110304.65 «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК»
по направлению 110800.62 «Агроинженерия»
(профиль «Технический сервис» в агропромышленном комплексе)
Ярославль
ББК 34.42я73
УДК 621.81.001.66 (075.8): 621.86.001.63 (075.8)
Б 59
Методические указания составлены на основании ГОС и учебной программы дисциплины: «Проектирование предприятий технического сервиса». Предназначено для студентов инженерного факультета дневной и заочной форм обучения специальностей 110301.65 – «Механизация сельского хозяйства»110304.65 – «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК».
Рецензенты: д.т.н., профессор, _____________
Рекомендованы к изданию Ученым советом инженерного факультета ФГБОУ ВПО «Ярославская ГСХА», протокол №__ от ___________
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Проектирование предприятий технического сервиса» для студентов специальности 110304.65 – «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК» [Текст] / Д.С. Карпов, – Ярославль: ФГБОУ ВПО «Ярославская ГСХА», 2019. –106с.
В методических указаниях представлены требования, предъявляемые к курсовым проектам (поясниетльной записке, чертежам), типы предприятий технического сервиса базы АПК, основы организации ремонта техники в АПК, методы проектировочных решений при организации ремонтой зоны, последовательность расчета ЦРМ, определение общей трудоемкости ЦРМ и распределение по видам работ, расчет и проектирование участков, рабочих мест, номенклатуру потребного оборудования, а также проектирование энергетических ресурсов предприятия.
В приложении представлены варианты заданий и справочные материалы, необходимые для выполнения расчетов
© ФГБОУ ВПО «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия», 2019
© Карпов Д.С., Соцкая И.М.,2019
Содержание
Введение | |
1 Ремонтно-обслуживающая база агропромышленного комплекса | |
1.1 Структура ремонтно-обслуживающей базы | |
1.2 Типы ремонтно-обслуживающих предприятий АПК | |
1.3 Особенности организации производственно-технической базы предприятий технического сервиса АПК | |
2. Принципы организации производственного процесса предприятий технического сервиса | |
2.1 Особенности сельскохозяйственного производства | |
2.2 Специализация, концентрация и кооперирование предприятий | |
2.3 Методы организации ремонта на предприятиях технического сервиса | |
2.4 Формы организации труда на предприятиях технического сервиса | |
3. Методика проектирования ремонтных предприятий | |
3.1 Основные положения курсового проектирования | |
3.2 Исходная информация и задания по курсовому проектированию | |
3.2.1 Содержание, объем, оформление и последовательность разработки проекта | |
3.3 Обоснование оптимальной производственной программы ремонтно-обслуживающих предприятий | |
3.3.1 Определение объемов работ по техническому обслуживанию и ремонту тракторов | |
3.3.2 Определение объемов работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей | |
3.3.3 Определение объемов работ по техническому обслуживанию и ремонтов комбайнов | |
3.3.4 Определение объемов работ по текущему ремонту сельскохозяйственной техники | |
3.4 Определение трудоемкости ремонтно-обслуживающих воздействий | |
3.4.1 Определение трудоемкости текущего ремонта тракторов, автомобилей и комбайнов | |
3.4.2 Определение трудоемкости технического обслуживания тракторов, автомобилей и комбайнов | |
3.4.3 Определение трудоемкости текущего ремонта сельскохозяйственных машин | |
3.4.4 Определение трудоемкости по устранению технических неисправностей тракторов и автомобилей | |
3.4.5 Расчет трудоемкости дополнительных работ | |
3.4.6 Распределений общей трудоемкости по видам работ | |
3.5 Технологический расчет ремонтной мастерской | |
3.5.1 Разработка организационной структуры и обоснование состава ремонтной мастерской | |
3.5.2 Обоснование режимов работы и расчет годовых фондов времени мастерской, рабочих, оборудования | |
3.5.3 Расчет количества производственных рабочих и другого персонала | |
3.6 Технологическое проектирование отдельных производственных зон, постов и участков, цехов и складских помещений. | |
3.6.1 Расчет числа рабочих постов для выполнения технического обслуживания | |
3.6.2 Расчет числа рабочих постов для выполнения текущих ремонтов | |
3.6.3 Расчет числа рабочих постов для выполнения диагностики | |
3.6.4 Оптимизация числа производственных постов исходя из фактической загрузки ремонтного предприятия | |
3.7 Расчет и подбор оборудования | |
4 Расчет производственных и вспомогательных площадей ремонтного предприятия | |
4.1 Расчет производственных площадей ремонтного предприятия | |
4.2 Расчет вспомогательных площадей ремонтного предприятия | |
4. 3 Расчет складских помещений | |
4.4 Определение габаритных размеров проектируемого ремонтного предприятия | |
5 Разработка компоновочной и планировочной схемы ремонтно-обслуживающего предприятия | |
5.1 Выбор типа планировки ремонтной базы и аналога типового проекта ремонтной мастерской | |
5.2 Планирование загрузки ремонтной мастерской | |
6 Основы проектирования систем энергообеспечения предприятий технического сервиса | |
6.1 Расчет естественного освещения производственных помещений | |
6.2 Расчет искусственного освещения и мощности силовых потребителей | |
6.3 Расчет вентиляции и проектирование систем кондиционирования воздуха | |
6.4 Расчет отопления | |
6.5 Расчет водоснабжения и канализации | |
6.6 Определение потребности в сжатом воздухе | |
7 Мероприятия по охране окружающей среды | |
Приложения | |
Библиографический список |
Введение
В условиях современного конкурентного рынка использование высокотехнологичной техники является обязательным условием для эффективной административно - хозяйственной деятельности предприятий любых форм собственности.
В конструкцию современных колесных и гусеничных машин включаются сложные изделия, состоящие из десятков элементов и составляющих отдельные сложные системы. Неравнопрочность конструктивных элементов различных систем обуславливает повышение трудоемкости обслуживания и ремонта машин различного типа, использование специального оборудования и высококвалифицированных специалистов при решении широкого круга инженерных задач.
Существующая ранее централизованная система сервисной базы и специализированных предприятий различного уровня в настоящее время нарушена, а комплексное управление службой технического сервиса страны утрачено.
Современная дилерская система, как альтернатива утраченной, позволяет приобретать, эксплуатировать и поддерживать работоспособное состояние колесных и гусеничных машин. Дилеры и их станции обслуживания часто удалены от сельскохозяйственного предприятия, что вызывает определенные трудности в транспортировке техники к месту проведения ремонта.
Готовность техники к проведению работ является важным аспектом эффективности предприятия и зависит от наличия и состояния ремонтно-обслуживающих производств сельскохозяйственных товаропроизводителей, на долю которых приходится более 80% от общего объема работ по обслуживанию и ремонту.
От организации обслуживания и ремонта колесных и гусеничных машин и рационального распределения объемов работ между сервисными предприятиями различных видов специализации и собственной ремонтно-обслуживающей базой во многом зависит обеспечение надежности и готовности машинно-тракторного парка предприятия.
Предлагаемое Вашему вниманию пособие содержит справочные данные по проектированию, реконструкции, расширению и техническому перевооружению предприятий технического сервиса, а также методику расчета основных параметров ремонтного предприятия.
Материал учебного пособия раскрывает основное содержание программы дисциплины «Проектирование предприятий технического сервиса» и может быть полезен не только студентам учреждений высшего профессионального образования, а также студентам смежных специальностей, аспирантам и инженерно-техническим работникам в АПК.
1. Ремонтно-обслуживающая база агропромышленного комплекса
1.1 Структура ремонтно-обслуживающей базы
Ремонтно-обслуживающая база — это комплекс всех предприятий, расположенных на данной территории, тесно взаимосвязанных между собой и обеспечивающих выполнение всего объема работ по техническому обслуживанию и ремонту техники [2].
Структура ремонтно-обслуживающей базы — это предприятия с учетом различных по сложности, трудоемкости, времени и месту выполнения операций технического обслуживания, устранения отказов, неисправностей и ремонта. Условно ремонтно-обслуживающую базу можно разделить на три уровня.
Первый уровень — ремонтно-обслуживающая база сельскохозяйственных предприятий, непосредственно эксплуатирующих технику и оборудование. Она включает в себя центральную ремонтную мастерскую, автомобильный гараж с профилакторием, машинный двор, нефтесклад с постами заправки и передвижные средства технического обслуживания и ремонта. Кроме того, в зависимости от оснащения техникой и отдаленности подразделений хозяйств в состав этой базы могут входить пункты технического обслуживания машинно-тракторного парка отделений или бригад и пункты технического обслуживания машин и оборудования животноводческих ферм и комплексов.
Ремонтно-обслуживающая база первого уровня в основном предназначена устранять неисправности и отказы машин и оборудования, проводить несложное техническое обслуживание, текущий ремонт и правильно хранить технику.
Второй уровень — ремонтно-обслуживающая база районов включает в себя мастерскую общего назначения, станцию технического обслуживания автомобилей, станцию технического обслуживания тракторов, станцию технического обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик, цехи по ремонту зерноуборочных комбайнов и других сложных машин, передвижные средства технического обслуживания и ремонта, технический обменный пункт. Наличие всех перечисленных предприятий не является обязательным для каждого района, а зависит от объемов ремонтно-обслуживающих работ на территории данного района.
Основное назначение этих предприятий — выполнять сложные операции технического обслуживания, проводить текущий и капитальный ремонт сложных машин.
Третий уровень — ремонтно-обслуживающая база областей. Эта база представляет собой сеть специализированных мастерских, цехов и заводов по капитальному ремонту тракторов, автомобилей, комбайнов и других сложных машин, двигателей, топливной аппаратуры, агрегатов гидросистем и других частей машин, силового электрооборудования, машин и оборудования животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик, подсобных, перерабатывающих и других предприятий, оборудования нефтескладов, металлорежущего и ремонтно-технологического, а также предприятий по восстановлению изношенных деталей, изготовлению ремонтно-технологического оборудования, оснастки, приспособлений, инструмента и др.
1.2 Типы ремонтно-обслуживающих предприятий АПК
Тип и размер ремонтно-обслуживающего предприятия во многом зависят от его назначения и от почвенно-климатических условий зоны, в котором оно расположено. Особенно в большой степени эти факторы влияют на размеры предприятий первого уровня. Сельскохозяйственные предприятия отличаются по площади земельных угодий, по видам производства сельскохозяйственной продукции, по количеству, маркам и типам машин.
Например, число тракторов в хозяйствах колеблется от 15 (иногда и менее) до 200 и более. Соответственно, размеры предприятий ремонтно-обслуживающей базы первого уровня также существенно различаются.
Пункты технического обслуживания машинно-тракторного парка создают в непосредственной близости от места работы машин в отделениях, бригадах и других подразделениях хозяйств. Их можно назвать первым звеном в системе технического обслуживания и ремонта техники. Пункты предназначены для проведения несложных технических обслуживаний, устранения мелких неисправностей и отказов машин, проведения текущего ремонта сельскохозяйственных машин и орудий, а также для их хранения. Здесь, как правило, предусматривают площадки, навесы и гаражи для стоянки и хранения техники, оборудованные площадки для наружной очистки и заправки машин, мастерскую и зону отдыха механизаторов.
Работа пунктов технического обслуживания подчинена и находится под контролем центральной ремонтной мастерской (ЦРМ) хозяйства. В зависимости от мощности ЦРМ и имеющейся в хозяйстве техники типовые проекты предусматривают пункты технического обслуживания для парка 20, 30 и 40 тракторов с соответствующим набором сельскохозяйственных машин.
Планировка типовой мастерской пункта технического обслуживания на 20 тракторов изображена на рисунке 1.1.
I — электростанция; II — участок технического обслуживания и ремонта; III — кузнечно-сварочный участок; IV — участок обслуживания топливной аппаратуры и электрооборудования; V — склад масел; VI — котельная; VII — бытовые помещения.
Рисунок 1.1 – Планировка мастерской пункта технического обслуживания
на 20 тракторов (ТП 816-69)
Такие мастерские оснащают кузнечным и сварочным оборудованием, подъемными устройствами, токарно-винторезным, обдирочно-шлифовальным и вертикально-сверлильным станками, гидравлическим прессом, слесарно-монтажным оборудованием, приборами и инструментом для операций технического обслуживания и диагностирования. На посту технического обслуживания можно установить два трактора и один комбайн, а на посту ремонта машин - один трактор. Пункты технического обслуживания машин и оборудования животноводческих ферм и комплексов размещают в блоке подсобно-вспомогательных помещений комплекса или в отдельном рядом стоящем здании. Они предназначены для технического обслуживания и текущего ремонта машин, оборудования и других средств механизации и электрификации процессов на животноводческих фермах или комплексах. Размеры и оснащение этих пунктов зависят от поголовья и технологии производства продукции на ферме или комплексе. Работу пунктов также координирует центральная ремонтная мастерская хозяйства, которая расположена на центральной усадьбе хозяйства и предназначена для проведения номерных технических обслуживании, диагностирования и текущего ремонта тракторов, комбайнов и автомобилей, а также для текущего ремонта сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих ферм и комплексов. Мощность этих мастерских зависит от численного состава тракторного парка.
Центральные ремонтные мастерские строят по типовым проектам, рассчитанным на 25, 50, 75, 100, 150 и 200 тракторов с необходимым набором сельскохозяйственных машин. Производственная площадь их колеблется от 120 до 2000 м2, поэтому, соответственно, такие мастерские отличаются по структуре и оснащению оборудованием. Центральные мастерские оснащают универсальным оборудованием для наружной очистки; небольшими моечными машинами циклического действия для очистки агрегатов, узлов и деталей; подъемными устройствами для перемещения агрегатов; кузнечным, сварочным и металлорежущим оборудованием для выполнения несложных ремонтных работ; универсальным оборудованием для контрольно-регулировочных работ топливной аппаратуры и агрегатов гидросистем тракторов и комбайнов; оборудованием, приспособлениями и инструментом для разборочно-сборочных работ, технического обслуживания и диагностирования машин, восстановления деталей полимерными материалами и для окраски машин.
В некоторых хозяйствах, имеющих 100 тракторов и более, центральные мастерские оснащают оборудованием для капитальных ремонтов техники. Планировка первого этажа типовой центральной мастерской хозяйства на 75 тракторов показана на рисунке 1.2. На втором этаже расположены гардеробные и инвентарная комната, комната мастера, вентиляционные камеры. Техническое обслуживание (ежесменное и ТО-1), а также несложный ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин рекомендуется выполнять на пунктах технического обслуживания. Такие же работы при обслуживании автомобилей рекомендуется проводить в гараже.
I, II, III, IV, V, VI и VII — участки соответственно наружной очистки и разборки машины, технического обслуживания и диагностирования, разборочно-моечный, ремонтно-монтажный, текущего ремонта двигателей, испытания и регулировки двигателей, заправки и обкатки машин; VIII, IX и X — участки ремонта электрооборудования; XI и XII -участки зарядки и хранения аккумуляторных батарей; XIII, XIV и XV — участки соответственно ремонта шин, медницко-жестяницкий, ремонта и регулировки топливной аппаратуры; XVI — склад запчастей и агрегатов обменного фонда; XVII — инструментально-раздаточная кладовая (ИРК); XVIII — слесарно-механический участок; XIX — участок ремонта сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих ферм; XX и XXI— кузнечно-сварочный участок; XXII — вентиляционная камера; XXIII — бытовые и вспомогательные помещения.
Рисунок 1.2 – Компоновочный план центральной мастерской
для хозяйства на 75 тракторов (ТП 816-129)
Автомобильный гараж строят обычно на одной территории с центральной мастерской. Он предназначен для хранения, технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей путем замены агрегатов и несложных операций ремонта. Типовыми проектами предусмотрено строительство гаражей на 10, 25, 60, 100 и 150 автомобилей в хозяйстве или межхозяйственном предприятии. Гаражи представляют собой отапливаемые помещения с участками для технического обслуживания автомобилей, ремонта камер, аккумуляторных батарей, электрооборудования, топливной аппаратуры, бытовые и другие помещения.
Типы и размеры предприятий второго уровня зависят от объемов ремонтно-обслуживающих работ в районе, а также от организации и распределения всех видов работ по месту их исполнения. Все предприятия этого уровня, как правило, расположены в районном центре.
Станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) предназначены для проведения технического обслуживания, диагностирования и текущего ремонта грузовых автомобилей, принадлежащих сельскохозяйственным предприятиям и организациям. Проектными институтами разработаны также типовые проекты на 800 и 1200 автомобилей. Однако при этом возрастают расходы на переезды автомобилей к станции и обратно, и лишь с увеличением плотности машин на территории района такие станции также будут эффективными.
Станции технического обслуживания тракторов (СТОТ) предназначены для проведения технического обслуживания, диагностирования и текущего ремонта колесных энергонасыщенных тракторов типа К-701, Т-150К и «Беларус». Такие станции строят по типовым проектам на 200, 300 и 400 тракторов в год. На станциях технического обслуживания тракторов выполняют операции ТО-3, диагностирования и текущего ремонта, заменяя неисправные агрегаты новыми или отремонтированными. Обычно в состав станции входят следующие отделения и участки: наружной очистки; диагностирования; технического обслуживания; агрегатно-механический; очистки агрегатов; текущего ремонта; проверки и регулировки топливной аппаратуры и гидросистем; обслуживания и ремонта электрооборудования; ремонта и зарядки аккумуляторных батарей; заправки и пуска тракторов и ряд вспомогательных подразделений. Практика работы этих станций подтверждает их высокую эффективность.
Станции технического обслуживания машин и оборудования ферм (СТОЖ) предназначены для обслуживания и текущего ремонта машин и оборудования животноводческих ферм и комплексов, а также птицеводческих ферм и фабрик. Кроме того, на базе этих станций ведут обучение обслуживающего персонала ферм и комплексов новой машинной технологии и правилам эксплуатации применяемых машин и оборудования.
Мастерские общего назначения предназначены для выполнения заказов сельскохозяйственных предприятий по текущему и капитальному ремонту тракторов всех марок и сложных сельскохозяйственных машин, а также оборудования нефтехозяйств, водополивной техники и других ремонтных работ. При отсутствии в районе станций технического обслуживания в этих мастерских организуют ремонт и техническое обслуживание оборудования животноводческих ферм и комплексов, а также техническое обслуживание и диагностирование тракторов типа К-703, Т150К-09 и «Беларус». Кроме того, мастерские могут иметь выездные бригады, которые с использованием передвижных средств технического обслуживания и ремонта выполняют определенные виды работ непосредственно в хозяйствах. Вариант планировки первого этажа мастерской общего назначения с участком технического обслуживания в помещении показан на рисунке 1.3.
Иногда пост технического обслуживания размещают внутри мастерской в ремонтно-монтажном участке или в боковой части мастерской с некоторым изменением всей планировки.
I — участок технического обслуживания и диагностирования; II — бытовые помещения; III — склад запасных частей; IV— механический участок: V, VI, VII и VIII — участки соответственно ремонта и регулировки топливной аппаратуры и электрооборудования, кузнечно-сварочный, ремонтно-монтажный.
Рисунок 1.3 – Планировка мастерской общего назначения с постом технического обслуживания тракторов
В связи с тем, что мастерские общего назначения выполняют разнообразные ремонтные работы, часто их программу исчисляют в условных ремонтах. За единицу условного ремонта принимают трудоемкость ремонтных работ, равную 300 чел.-ч. Типовыми проектами предусмотрено строительство мастерских общего назначения с годовой программой на 400, 600, 800, 1200 и 1600 условных ремонтов. Цехи по ремонту зерноуборочных комбайнов и других сложных машин предназначены для проведения текущего и капитального ремонта этих машин с использованием готовых агрегатов. Строят такие цехи, как правило, в районных центрах и специализируют в основном на ремонте машин одного вида. Годовую программу цеха исчисляют в приведенных ремонтах машины данного вида. Например, цехи по ремонту зерноуборочных комбайнов и других сложных уборочных машин рекомендуется строить с годовой программой, приведенной к ремонту зерноуборочных комбайнов на 200 и 300 единиц.
Технические обменные пункты (ТОП) поставляют заказчикам отремонтированные машины, оборудование, агрегаты, узлы и детали в обмен на требующие ремонта. Принятые от хозяйств машины, агрегаты, узлы и детали они передают в ремонт на специализированные предприятия и получают от них отремонтированные. Наряду с обменными операциями на технические обменные пункты могут быть возложены работы по сбору ремонтного фонда деталей и др.
Предприятия третьего уровня представляют собой, как правило, крупные производства машиностроительного типа, хорошо оснащенные специальным оборудованием, с высокой степенью механизации. Располагают их в районных и областных центрах.
Специализированные предприятия по ремонту тракторов организованы с учетом типа тракторов. Большинство этих предприятий специализированы на ремонте шасси тракторов нескольких марок определенного типа, а двигатели обычно ремонтируют по кооперации на других предприятиях. Программу их исчисляют в физических единицах, приведенных к наиболее распространенной марке трактора данного типа. Кроме того, в программу включают также строительную и мелиоративную технику на базе тех же тракторов, а также ремонт агрегатов для обменного фонда.
Специализированные предприятия или цехи по ремонту комбайнов и других сложных сельскохозяйственных машин и их частей проектируют и строят сравнительно небольшими. Это объясняется тем, что число этих машин невелико, а транспортировка их на большие расстояния представляет известные трудности. Предприятия выполняют текущий и капитальный ремонт, используя преимущественно готовые агрегаты, получаемые по кооперации с других ремонтных предприятий. Эти специализированные предприятия капитально ремонтируют отдельные агрегаты и узлы машин для нужд текущего ремонта, который проводят сами хозяйства в ЦРМ.
Специализированные предприятия по ремонту металлорежущего, ремонтно-технологического оборудования и оборудования животноводческих ферм и комплексов чаще всего представляют собой самостоятельные цехи в составе крупных ремонтных предприятий.
Программы цехов по ремонту погружных насосов, компрессоров холодильных установок, вакуумных насосов, мобильных раздатчиков кормов и другого оборудования исчисляют в единицах ремонтов и зависят от номенклатуры объектов. Ремонтно-механические заводы - это крупные промышленные предприятия, предназначенные для ремонта тракторов, автомобилей и их агрегатов, а также для изготовления ремонтно-технологического оборудования, инструмента и запасных частей.
Дилерские предприятия.
Дилер - юридическое или физическое лицо, осуществляющее на основе договоров посреднические услуги в инженерно-технической сфере по обеспечению техникой и ее техническому сервису. Основные функции дилерской деятельности: обеспечение техникой, запасными частями и расходными материалами, информацией о технических средствах и услугах; техническое обслуживание и ремонт техники в гарантийный и послегарантийный периоды.
Технические центры.
Центр технического сервиса — это предприятие (или подразделение предприятия) по оказанию услуг — выполнению работ по обеспечению потребителя техническими средствами производства, эффективному использованию и поддержанию их в исправном состоянии на протяжении всего периода эксплуатации.
Основные функции регионального (головного) технического центра сервиса: получение от изготовителя машин, их разгрузка, оплата, досборка, обкатка, подготовка и эксплуатация (регулирование), доставка потребителю, обучение его правилам эксплуатации, продажа, выполнение обязанностей изготовителя по гарантиям, ремонт и обслуживание по заявкам потребителя, обеспечение запасными частями, оборудованием для обслуживания и ремонта, шлейфом технологического (навесного) оборудования, сбор информации о качестве проданных машин при эксплуатации для изготовителя, изучение потребности в реализуемой продукции, ее реклама.
Нефтесклады (нефтебазы) и автозаправочные станции (комплексы).
Нефтесклады - это комплекс сооружений и установок, предназначенных для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов всех видов, включающий в себя инженерные сооружения и технические средства. Основные задачи работников нефтескладов - своевременное обеспечение машинно-тракторного парка и других потребителей нефтепродуктами, доставка, хранение и заправка машин без количественных потерь и ухудшения качества топливно-смазочных материалов.
К основным технологическим функциям нефтескладов относятся: прием нефтепродуктов из автоцистерн в резервуары и в таре с автомашин; хранение нефтепродуктов в резервуарах и таре; выдача нефтепродуктов из резервуаров и тары в топливные баки и заправочные емкости машин, в автоцистерны; механизация приемо-раздаточных работ; техническое обслуживание оборудования нефтескладов; контроль качества нефтепродуктов.
В соответствии с этими функциями на складе размещают оборудование: для налива нефтепродуктов, их хранения, контроля качества и измерения количества.
Автозаправочная станция (АЗС) - это комплекс зданий, сооружений и оборудования, предназначенный для заправки топливом, маслами, смазками, водой и воздухом автомобилей, тракторов на колесном ходу, мотоциклов и других транспортных средств, кроме гусеничного транспорта.
1.3 Особенности организации производственно-технической базы предприятий технического сервиса АПК
Новые тракторы, автомобили, комбайны и другие сельскохозяйственные машины, поступающие в разобранном или недоукомплектованном виде, хранятся на площадке, оборудованной козловым краном.
Транспортирование узлов и деталей обслуживаемых машин в цех предпродажного и гарантийного обслуживания осуществляется электропогрузчиками и тягачами (тракторами), тяговыми устройствами, рельсовой тележкой и крановым оборудованием. Технологический процесс досборки и предпродажного обслуживания начинается на посту приемки, где проверяется комплектность машин, узлов и деталей, проводятся их сборка и предпродажное обслуживание. Затем по мере необходимости собранные машины поступают на пост обкатки, регулирования и контроля. Испытанные и отрегулированные, они реализуются потребителю.
Техническое обслуживание машин в гарантийный и послегарантийный периоды. Различают следующие организационные формы технического обслуживания машин:
— обслуживание в полном объеме выполняет владелец машины;
— обслуживание в полном объеме выполняет сервисное предприятие (СТОТ);
— смешанная форма: часть работ по техническому обслуживанию выполняют владельцы техники, а сложные его виды и текущий ремонт - сервисные предприятия (станции технического обслуживания тракторов и автомобилей).
Организация технического обслуживания и текущего ремонта машин может быть различной и выбирается с учетом конкретных условий предприятия. Наиболее прогрессивной формой является централизованное техническое обслуживание, при котором на месте работы машин выполняются только те операции по обслуживанию и ремонту, которые невозможно или нецелесообразно переносить на стационарный пункт обслуживания или СТО. На пунктах техобслуживания выполняются все виды периодического обслуживания машин и текущего ремонта путем замены деталей, узлов и агрегатов.
Текущий ремонт машин выполняют агрегатным методом, при котором узлы и агрегаты, требующие ремонта, заменяются на постах технического обслуживания на заранее отремонтированные в ремонтной зоне. При этом должен создаваться оборотный фонд агрегатов.
Организация производства является рациональной, если она обеспечивает минимальные простои машин и оборудования по техническим причинам и эффективное использование труда ремонтно-обслуживающего персонала, денежных средств, материально-технических ресурсов ремонтно-обслуживающей базы.
2. Принципы организации производственного процесса предприятий технического сервиса
2.1 Особенности сельскохозяйственного производства
Организация и проектирование ремонтно-обслуживающих предприятий представляют известные трудности в связи со специфическими особенностями сельскохозяйственного производства: большая разномарочность, типоразмерность и различная сложность конструкции машин; сезонность их загрузки; исключительно тяжелые условия работы машин, с точки зрения как теплового режима, так и окружающей среды, а отсюда - различная степень износа деталей в отдельных почвенно-климатических зонах страны даже при одинаковой наработке; неравномерное распределение техники на огромной территории страны. Все эти особенности необходимо учитывать при создании и совершенствовании ремонтно-обслуживающей базы агропромышленного комплекса, так как они в значительной мере оказывают влияние на затраты производства сельскохозяйственной продукции [2].
В соответствии с увеличением количественного состава машинно-тракторного парка, с изменением конструкции, а также с учетом научно-технических разработок и опыта работы передовых предприятий совершенствуют и ремонтно-обслуживающую базу сельского хозяйства. Изменяются структура базы и типы предприятий. Применение сложных энергонасыщенных тракторов (К-9000, К-704, Т150К-09, типа «Беларус» (МТЗ-100 и МТЗ-102)) и автомобилей высокой грузоподъемности (ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ и других) вызвало необходимость в организации централизованного технического обслуживания и ремонта этих машин.
Появилась необходимость проектировать и строить станции технического обслуживания, а также специализированные ремонтные предприятия для машин повышенной сложности, таких как зерноуборочные, кормоуборочные комбайны и др. Это объясняется тем, что многие операции технического обслуживания и ремонта требуют сложного технологического контрольно-регулировочного и специального измерительного оборудования, а также высокой квалификации рабочих.
Развитие крупных животноводческих ферм и комплексов привело к созданию станций технического обслуживания их оборудования, а также к проектированию специальных предприятий по ремонту. Дальнейшее совершенствование сельскохозяйственного производства на основе его интенсификации и ускорения научно-технического прогресса также вносит коррективы и изменения в ремонтно-обслуживающую базу сельского хозяйства.
2.2 Специализация, концентрация и кооперирование предприятий
Данные направления являются основными в совершенствовании и развитии ремонтно-обслуживающей базы сельского хозяйства, обеспечивающими повышение производительности труда, снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт, а также повышение качества обслуживания и ремонта техники.
Концентрация производства применительно к ремонтному производству — это процесс, когда, несмотря на рост объемов ремонтных работ, число ремонтных предприятий остается постоянным и даже сокращается, а весь объем работ выполняют за счет увеличения программ предприятий.
Специализация предприятия — сосредоточение его деятельности на ремонте ограниченной номенклатуры объектов (иногда одного объекта) или на выполнении определенного вида ремонтных работ.
Кооперирование предприятий — такая форма организации производства, при которой в ремонте одного объекта принимают участие несколько ремонтных предприятий. Концентрация, специализация и кооперирование предприятий взаимно обусловлены и тесн