РОССИЯ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ




Россия является государством с самой большой территорией в мире. Страной, имеющей значительные мировые запасы основных природных ресурсов. Обладает большим интеллектуальным потен- циалом. Россия — ядерная держава, входит в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН. Экономика России — часть ми- ровой экономики.

Никакое государство, в том числе Россия, не гарантировано от опасностей, которые могут представлять угрозу ему и его гражда- нам. Сюда можно отнести военные притязания со стороны других государств, крупные катастрофы и стихийные бедствия, массовые заболевания людей, внутренние социально-экономические пробле- мы и межнациональные конфликты и т. д. Всё это при определён- ных условиях может поставить страну и её население в тяжелей- шее положение, на грань выживания. Поэтому важнейшая задача любого государства — поддерживать на должном уровне свою на- циональную безопасность.

Национальная безопасность — это состояние защищённости личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Национальная безопасность включает в себя: защиту государственного и общественного строя;

обеспечение территориальной неприкосновенности и сувере- нитета;


обеспечение и сохранение здоровья нации;

охрану общественного порядка и борьбу с преступностью; обеспечение безопасности населения и территорий от техно-

генных катастроф и других стихийных бедствий; устойчивое развитие страны;

обеспечение конституционных прав и свобод граждан, достой- ного качества и уровня их жизни и т. д.

Основным документом по развитию системы обеспечения наци- ональной безопасности Российской Федерации является Страте- гия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 го- да (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г.

№ 537). Положения данного документа являются основой для взаи- модействия органов государственной власти, организаций и обще- ственных объединений в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, об- щества и государства.

Главными направлениями обеспечения национальной безо- пасности Российской Федерации являются социальные, политиче- ские и экономические преобразования, необходимые для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого раз- вития страны, сохранения территориальной целостности и сувере- нитета государства.

Мир во все времена был сложным, полным противоречий, что приводило к возникновению в разных регионах горячих точек и взрывоопасных ситуаций. Это заставляет каждое государство в ин- тересах национальной безопасности постоянно подстраиваться к происходящему, учитывать особенности международного разви- тия, поскольку все страны и события, происходящие в них, так или иначе взаимосвязаны. Это особенно актуально в условиях гло- бализации всех сфер международной жизни.

Глобализация — процесс взаимного приспособления и объеди- нения национальных хозяйств и создания единой экономической, политической и культурной системы.

Основным следствием этого является мировое разделение тру- да, миграция в масштабах всей планеты, распределение финансов, рабочей силы, производственных ресурсов, экономических и тех- нологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Процесс глобализации носит системный характер, т. е. охватывает все сферы жизни общества.


Глобализация экономики — одна из закономерностей мирового развития. На стадии глобализации формируется экономическое пространство, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учётом мировой конъюнктуры, а экономические подъёмы и спады затрагивают всё мировое сообщество.

Для глобализации в сфере культуры характерно сближение культур разных стран и рост международного общения. Современ- ные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у чи- тателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализа- ции играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает междуна- родный туризм.

Один из результатов глобализации — обострение между госу- дарствами противоречий, связанных с неравномерностью разви- тия экономики, — углубление разрыва между уровнями благосо- стояния стран.

В настоящее время возросла уязвимость всех членов междуна- родного сообщества перед экономическими, финансовыми, поли- тическими и национальными проблемами и возникающими из-за этого угрозами. Но в то же время возрастает тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситу- аций на региональной основе без участия нерегиональных сил.

Специалисты-эксперты считают, что на обеспечение нацио- нальных интересов Российской Федерации в ближайшем будущем негативное влияние будут оказывать:

вероятные силовые конфликты в международных отношениях; противоречия между основными участниками мировой поли-

тики;

угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов.

Анализ политической и экономической ситуаций в мире пока- зывает, что можно ожидать усиления глобального информацион- ного противоборства, возрастания угроз стабильности социально- экономического развития индустриальных и развивающихся стран. Получат развитие националистические настроения. Обо- стрятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружа- ющей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтро-


лируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и другими формами транснациональной организованной преступности. Веро- ятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвест- ными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.

В перспективе внимание международной политики будет сосре- доточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других райо- нах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в средне- срочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.

В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены ре- шения возникающих проблем с применением военной силы — мо- жет быть нарушен сложившийся баланс сил в непосредственной близи границ Российской Федерации и границ её союзников.

Возрастёт риск увеличения числа государств — обладателей ядерного оружия.

Возможности поддержания глобальной и региональной ста- бильности существенно сократятся при размещении в Европе эле- ментов глобальной системы противоракетной обороны Соединён- ных Штатов Америки.

Последствия мировых финансово-экономических кризисов мо- гут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы.

Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную внешнюю политику, исключающую конфронтацию, в том числе новую гонку вооружений.

Организацию Объединённых Наций и Совет Безопасности ООН Россия рассматривает в качестве стабильной системы междуна- родных отношений, в основе которой — уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств.

Россия будет развивать взаимодействие в таких многосторон- них форматах, как «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия, Ки- тай), БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африкан- ская Республика), а также использовать возможности других не- формальных международных институтов.


«Группа двадцати» является форумом для сотрудниче- ства и консультаций по вопросам, относящимся к между- народной финансовой системе. Учреждена в 1999 г. Группа была создана по инициативе министров финансов семи ведущих промышленно развитых стран — Великобритании, Италии, Канады, США, ФРГ, Франции и Японии — для ведения диалога с развивающимися странами по ключе- вым вопросам экономической и финансовой политики. Её деятельность включает международные совещания мини- стров финансов и глав центральных банков, представляю- щих 20 экономик: 19 крупнейших национальных экономик и Европейский Cоюз (ЕС). На встречах «Группы двадцати» присутствуют представители Международного валютного фонда и Всемирного банка. «Группа двадцати» представ- ляет 85% мирового валового национального продукта, 75% мировой торговли (включая торговлю внутри ЕС) и две трети населения мира.

Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотруд- ничества с государствами — участниками Содружества Независи- мых Государств (СНГ) является для России приоритетным направ- лением внешней политики. Россия будет стремиться развивать потенциал региональной интеграции и координации на простран- стве государств — участников СНГ, а также Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами — участни- ками СНГ.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный госу- дарствами СНГ на основе Договора о коллективной без- опасности, подписанного в 1992 г. 15 мая 1992 г. Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте Договор о коллективной безопас- ности (ДКБ). В 1993 г. Договор подписали Азербайджан, Грузия и Беларусь.

Организация Договора о коллективной безопасности призвана противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политиче-


ского и военно-стратегического характера, включая борьбу с неза- конным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и пол- ноценного стратегического партнёрства с Соединёнными Штатами Америки на основе совпадающих интересов; к достижениям но- вых договорённостей в сфере разоружения и контроля над воору- жениями, укреплению мер доверия, а также решению вопросов не- распространения оружия массового уничтожения, наращиванию антитеррористического сотрудничества, урегулированию регио- нальных конфликтов.

 

Вопросы и задания

1. Вспомните из курса обществознания, что такое государство, нация, народ, при каких социально-политических условиях появляется государство. Какова функция государства по отношению к своему народу?

2. Как вы понимаете выражение «национальная безопасность»?

3. Что лежит в основе современного понятия «национальная безопасность»?

4. Дайте характеристику современных процессов глобализации, опираясь на знания из курсов «Новейшая история» и «Обществознание».

5. Как процессы глобализации проявляются в нашей жизни?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: