Инфляция и антиинфляционная политика




Инфляция (от лат. inflatio вздутие) - долгосрочная тенденция повышения общего уровня цен (рост индекса цен), следствие нарушения баланса между совокупным спросом и совокупным предложением, выражающееся также в снижении покупательной способности денег.

Покупательная способность (ценность - value) денег - это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, а это означает, что покупательная способность денег падает.

Пусть P - уровень цен, т.е. ценность товаров и услуг, выраженная в деньгах, то покупательная способность одной денежной единицы будет равна 1/Р, т.е. это ценность денег, выраженная в товарах и услугах, на которые могут быть обменены деньги.

Например, если корзина товаров и услуг стоит 10 дол. (Р=10, то цена 1 дол. Составит 1/Рили 1/ 10 корзины товаров. Это означает, что 1 дол. Обменивается на 1/10 корзины товаров. Если цена корзины товаров удваивается, и она теперь стоит 20 дол. (Р = 20), ценность денежнойединицы сокращается вдвое и составляет теперь 1/20 корзины товаров.

Дефляция (от лат. flante, deflation - выдувание) устойчивое снижение общего уровня инфляции

Дезинфляция - снижение темпов роста общего уровня цен.

Для оценки уровня инфляции используется индексы, чаще ИПЦ.

Следует различать уровень цен (Р) и темп роста цен (p)

Темп роста цен p определяется как:

(3.8.)

Где Рt – уровень цен в текущем году, Рt-1 – уровень цен в предыдущем году.

p показывает НА сколько выросли цены за период времени,

Р -во сколько раз выросли цены за этот период. Следовательно, если измерять динамику цен в долях:

Р = 1 + p (3.9.)

Классификация инфляции

1.В зависимости от темпов роста цен обычно инфляцию делят на умеренную ( до 10% в год), галопирующую (от 10% до 200% в год) и гиперинфляцию (свыше 200% в год).

2. В зависимости от темпов роста цен на отдельные группы товаров и услуг инфляцию делят на сбалансированную и несбалансированную. В условиях сбалансированной инфляции цены на различные группы товаров и услуг растут одинаковыми темпами и одновременно, при несбалансированной инфляции цены разномоментно подскакивают вверх и экономика не может приспособиться к этим изменениям.

3. В зависимости от того, насколько точно отражается инфляционный процесс в прогнозах основных экономических субъектов, инфляция делится на два вида: ожидаемую (прогнозируемую) и неожидаемую (непрогнозируемую) инфляцию. В первом случае ожидаемая инфляция совпадает с фактическим ростом уровня цен, в связи с чем доходы индексируются, инфляция закладывается в рост издержек производства и т.п. В противном случае говорят о неожиданной (непрогнозируемой) инфляции. От неожиданнойинфляции более всего страдают получатели фиксированных доходов, которые в этой ситуации не удается должным образом проиндексировать, а также кредиторы, долги которым заемщики погашают обесцененными деньгами.

4. Различают также открытую и скрытую (подавленную) инфляцию. Открытая инфляция проявляется в явном и продолжительном росте цен. Скрытая инфляция проявляется, прежде всего, в дефиците товаров, нередко в снижении качества товаров. Скрытая форма инфляции является прямым следствием установления государственного административного контроля над ценами и доходами.

5. Поскольку инфляция вызывается не только внутренними факторами, но и внешними факторами, то иногда говорят об импортируемой и экспортируемой инфляции. Если в стране поддерживается фиксированный курс национальной валюты, то любое повышение цен на импортируемые товары приведет к повышению общего уровня национальных цен, тогда говорят об импортируемой инфляции. Естественно значение этого фактора в экономике тем выше, чем больше доля внешней торговли в ВВП страны.

6. Инфляция различается также по причинам ее вызывающим. Обычно говорят об «инфляции спроса » рис. 3.2. и «инфляции издержек », хотя оба эти вида тесно связаны между собой тем, что часто один вид дает своеобразный импульс развитию другого вида.

Инфляция спроса

Инфляция спроса (demand-pull inflation) выражается в росте общего уровня цен в результате повышениясовокупного спроса по сравнению с потенциальным (или близким к потенциальному) предложением в экономике. Статистическая модель инфляции спроса представлена на рис. 3.2. Повышение совокупного спроса вызывает сдвиг кривой AD1 вправо в положение AD2, что в условиях производства, близкого к своему потенциальному уровню Y* (в долгосрочном

Рис.3.2. периоде)ведет к повышению общего уровня цен из Р1 в Р2.

Причины, вызывающие сдвиг кривой спроса, как и причины инфляции спроса, можно подразделить на монетарные и немонетарные.

Монетарны е причины связаны с изменением количества денег в обращении. Анализируя уравнение количественной теории денег Фишера MV=PY, легко понять, что изменение количества денег в обращении влияет на общий уровень цен.

Чтобы темпы инфляции оставались положительными, необходимо, чтобы прирост массы денег был больше прироста реального производства при неизменной скорости обращения денег.

Немонетарные причины, это все причины вызывающие увеличение совокупного спроса и поэтому инфляционный процесс. Они не связаны с изменением количества денег в обращении. Увеличение совокупного спроса может быть вызвано, например, ростом спроса на инвестиции вследствие оптимистических прогнозов будущей конъюнктуре. Если это происходит в условиях, когда объем производства близок к потенциальному, то это вызывает инфляционный рост цен.

Инфляция предложения

Немонетарные причины лежат также в основе инфляции предложения (инфляции издержек), которая возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции и снижения совокупного предложения. При этом кривая совокупного предложения AS сдвигается влево из положения AS1 в положение AS2, вызывая не только повышение уровня цен (Р1 увеличивается до уровня Р2). Но и сокращение равновесного уровня Рис.3.3. реального производства до Y2 (см. рис.3.3.)

 

Ситуация, изображенная на рис. 3.3., является весьма тяжелой для экономики. Она отображает инфляционный рост цен, сопровождающийся одновременно спадом производства и сокращением занятости. Этот тип инфляции называют обычно стагфляцией, то есть сочетание инфляции со стагнацией в экономике.

Инфляцию предложения вызывают все процессы, ведущие к росту издержек производства. К ним, прежде всего, следует отнести:

· рост заработной платы, опережающий рост производительности труда,

· рост налогов, особенно если он опережает рост реальных доходов,

· монопольное ценообразование на рынках ресурсов,

· государственное административное повышение цен, либо запрет на их снижение.

Инфляцию предложения вызывают и резкие изменения предложения, «шоки предложения», которые могут быть связаны с резкими скачками цен на ресурсы (например, нефтяной шок), со стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов и возможного потенциала экономики (то же относится к войнам, революциям, потрясениям).

Инфляционная спираль

Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль. В этом процессе ключевую роль играют инфляционные ожидания экономических агентов. Инфляционная спираль, вызванная ростом совокупного спроса, представлена на рис. 3.4.

 

 

Рис 3.4.

Предположим, что экономика находится в равновесии в точке Е0 при полной занятости. Допустим, государство стимулирует экономику через бюджетно-налоговую или кредитно-денежную политику (смещение AD из положения AD1 в положение AD2). Новое равновесие установится в точке Е1. Экономические агенты будут корректировать свое поведение в соответствии с инфляционными ожиданиями. При увеличении ставок номинальной заработной платы увеличатся средние издержки. Кривая АS2 будет сдвигаться вверх. Новое равновесие установится в точке Е2 (при первоначальном уровне производства и возросшем уровне цен). Новая попытка стимулирования экономики вызовет новый рост цен, образуя инфляционную спираль.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: