Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Ульяничева Мария Анатольевна, воспитатель
Кузнецова Алла Ивановна, учитель-дефектолог
Конец формы
Организация кружка «Занимательной математики» в детском саду.
В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом.
И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов. Наши дети, имеющие речевые нарушения, часто испытывают особые затруднения при выражении своих мыслей, оречевлении своих действий, их последовательности, что затрудняет их математическую деятельность.
Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, у нас возникла идея создания кружка «Занимательной математики». Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.
Особенностью непосредственно образовательной деятельности является использование рабочих тетрадей, альбомов Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носит интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности. И дети и родители с удовольствием принимают участие в математических праздниках, викторинах и конкурсах, оформляют газеты, книги-раскладушки на математические темы.
Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.
Работа кружка «Занимательной математики» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Цель кружка «Занимательная математика»: Закрепление знаний, полученных во время организованной деятельности, качественная подготовка детей к школе.
Задачи:
· Развитие логического мышления и творческих способностей.
· Развитие математических способностей и склонностей.
· Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.
· Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
· Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
· Овладение навыками речевого общения, упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. Расширение и активизация словаря.
В организации работы использовалась программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического мышления. Работа распределяется по разделам:
· Количество и счет,
· Ознакомление с геометрическими фигурами,
· Определение величины.
· Ориентировка во времени и в пространстве.
· Решение логических задач.
Таким образом, можем утверждать, что использование игровых методов и приемов как средства развития элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи. Динамика обучения показывает, что проведение непосредственно образовательной деятельности по математике с использованием современных подходов, дает положительный результат в развитии математических способностей детей.
Приложение 1
Перспективное планирование совместной деятельности детей и взрослых
Раздел | Задачи | Игры |
Количество и счет | Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, совершенствование навыков счета, счет предметов слева направо, согласование числительных с сущ. в роде, числе. Знакомство с математическими знаками +,-,=, <,>,и их написание. Знакомятся с составом числа из 2-х меньших. Учить соотносить числа от0 до9 с количеством предметов. Учить решать арифметические задачи развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. Совершенствование навыков счета, формирование устойчивого интереса к математическим знаниям, развитие внимания, памяти. | «Назови следующее, предыдущее число», «Назови соседей», «Назови меньше на 1, больше на 1», «Вверх, вниз по числовой лестнице», «Составь и реши задачу» |
Геометрические фигуры | Закрепить представление о геометрических фигурах, представление о многоугольнике. Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений животных из геометрических фигур. | «Назови предметы данной формы», «Что общего и чем отличаются фигуры», «Найди предмет такой же формы», «Подбери фигуры по цвету, размеру и форме», «Найди лишнюю фигуру», «Конструктор», «Почини одеяло», «Танграм», «Пифагор». |
Определение величины | Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, обозначают величину следующими словами: высокий- низкий, длинный- короткий и т.д. Продолжать учить понимать зависимость величины предметов от пространственного расположения. | «Подбери шарф для куклы», «Подбери мебель для 3-х медведей», «Что выше?», «Построим забор». |
Ориентировка во времени | Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели. | «Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Режим дня», «Когда это бывает?», «Что перепутал художник?» |
Решение логических задач | Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) | Кубики Никитина, Блоки Дьенеша, Палочки Кьюизене, «Волшебный квадрат», «Соты», «Волшебный круг», Кроссворды и задачи в стихах |
Приложение 2
Календарное планирование работы кружка «Занимательная математика»
Сроки проведения | Содержание работы (тема) | Задачи | Дидактические игры |
октябрь | Количество и счет: | Числа и цифры от 1 до 4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки + и -. | «Разложи правильно», «Куда вставить карточку?» «Найди свою пару», «Сосчитай и построй», «Игры с мячом», «Сделай поровну», «У кого столько же?» «Пересчитай предметы», «Лепка цифр и геометрических фигур» из пластилина. |
Величина. | Большой, маленький, поменьше. | «Разноцветные листья», «Узнай грибок», «Катя и Катенька», «Кому - что?» | |
Ориентировка во времени. | Знакомство с названием осенних месяцев. | «Кто работает рано утром?», «Путешествие ночью», «Было - будет», | |
Ориентировка в пространстве. | Ориентировка на листе бумаги. | «Кто идет в гости к Белоснежке?», «Кому звонит Айболит?», «Помоги Ивану - царевичу найти волшебный сундук», «Веселый бельчонок», «Волшебная яблоня», | |
Геометрические фигуры | Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку. | «Магазин без продавца», «Покажи фигуру», «Найди предмет такой же формы», «Достань названный предмет», «Угадай, что спрятали», «Конструктор», «Разноцветные подносы», «Вот какие овощи», | |
ноябрь | Количество и счет | Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки. | «Сколько?» «Рассеянный художник», «Сколько?», «Зайчата- плутишки», «Назови и напиши цифру», «Напиши правильно знаки», «Смотри, слушай, делай». |
Величина | Длинный, короче, еще короче, самый короткий | «Какой?», «Фрукты большие и маленькие», «Деление на команды», «Кто быстрее?» | |
Ориентировка в пространстве. | Понятия:: лево -право, впереди, сзади. | «Лабиринт», «Помоги мышке добраться к сыру», «Сравни комнаты по плану», «Как Красной шапочке пройти к бабушке?», «Найди карточки с одинаковым расположением предметов», «Что где находится?» «Найди и исправь ошибки», «Слуховой диктант». | |
Ориентировка во времени. | Повторение названий осенних месяцев. Части суток. | «Вчера, сегодня, завтра», «Когда это бывает?», «Какой сегодня день?» | |
Геометрические фигуры | Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры. | «Какие фигуры видишь?» «Заполни пустые квартиры», «Кто лишний и почему?», «Каких фигур недостает?», «Найди место», «Собери бусы». | |
Декабрь | Количество и счет | Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>. | «Мальчики», «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Разложи лекарства», «Наведи порядок» |
Величина | Часть и целое. | «Снеговики», «Подбери куклам одежду для прогулки», «Как зовут мальчиков?» | |
Ориентировка во времени и в пространстве | Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели. | «Назови дни недели», «Назови скорее», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Найди игрушку», «Найди похожую», «Нарисуй картинку», «Покажи где?», | |
Геометрические фигуры | Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части. | «Разложи по коробкам», «Строители», «Продавцы», | |
Январь | Количество и счет | Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших.Решение примеров на сложение и вычитание.Знаки<,>. | «Исправь ошибку», Убираем цифры», «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь цифру», «Сосчитайте по порядку», «Кто внимательный?» «Наведи порядок», |
Ориентировка во времени и в пространстве | Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток. | «Клумба», «Покупки», «Новоселье», | |
Величина. | Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части. | «Мишка и мишутка», «Башни для мишек», «Забор», «Разные дома», | |
Геометрические фигуры. | Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. | «Сколько треугольников?», «Танграм», «Волшебный круг», «Платье для Наташки», «Кто где живет?» | |
Февраль | Количество и счет | Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших. | «Что изменилось?», «Которой игрушки не стало?», «Считай, не ошибись», «Садовник», «Письмо». |
Геометрические фигуры | Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур.Трапеция. Повторение названий геометрических фигур. | «Соты», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенша». «Игры с разноцветными прищепками» | |
Ориентировка во времени и пространстве. | Дни недели. Месяцы зимы. Части суток. | «Расскажи про свой узор», «Путешествие по комнате», «Двенадцать месяцев», | |
Величина. | Высокий - низкий. Часть и целое. | «Лото», «Где, чей дом?» | |
март | Количество и счет. | Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших. | «Заполни пустые клетки», «Вычислительная машина», «Игры с разноцветными прищепками» |
Величина | Сравнение предметов по всем показаниям величины. | «Сравни пояса», «Подбери обувь», «Дорога». | |
Геометрические фигуры | Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур | «Гусеница», «Найди такую же», «Я найду, а ты продолжи», «Гном строит дом», «Платья для кукол», | |
Ориентировка во времени и в пространстве. | Повторение названий месяцев осени и зимы. Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года. | «Лови, бросай, дни недели называй», «Неделя стройся!», «День и ночь- сутки прочь», «Подбери картинки», | |
апрель | Количество и счет | Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. | «Примеров много- ответ один», «Сколько?» «Игры с разноцветными прищепками» |
Геометрические фигуры | Четырехугольники, шестиугольники. Повторение круг, овал, треугольник. | «Мастерская», «Укрась коврик», «Что на что похоже?», «Посмотри и назови». | |
Ориентировка во времени и в пространстве | Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | «Комната для кукол», «Бабочки», «Запомни и выложи», «Времена года», «Игры с разноцветными прищепками» | |
май | Количество и счет. | Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала. | «Напиши цифру», «Составь задачу и запиши», «Помоги другу», «Соберемся в школу», |
Геометрические фигуры | Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур. | «Сравни грузы», «Разбитая ваза», «Составь картинку из фигур», «На какую фигуру похож предмет?», «Нарисуй правильно», | |
Ориентировка в пространстве и во времени. | Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года. | «Поездка на трамвае», «Соседи медвежонка», «Назови скорее», «Нарисуй правильно», «Слушай и рисуй». |
Приложение 3