Функциональная асимметрия полушарий головного мозга
ФАГМ и спецификация полушарий ‒ характеристика распределения психических функций между правым и левым полушарием. ФА ‒ свойство всего живого.
Процесс становления ФА ‒ латерализация.
Церебральное доминирование и доминирование руки (уха, глаза) связаны обычно контрлатеральными отношениями (т.е. при ведущей правой руке за речь отвечает левое полушарие). Но иногда они состоят и в ипсилатеральных отношениях (расположены на одной стороне тела). Не бывает абсолютного доминирования и абсолютной амбидекстрии. Любая псих. функция осуществляется обоими полушариями (т.е. субстрат любой псих. функции есть в пр. и лев. полушарии).
Виды дихотомий:
Право-лево
Стратегия переработки инф-ии:
Л – последовательно, поэтапно, аналитично, тонко и точно
П – параллельно, одномоментно, синтетически
Левое полушарие обычно отвечает за оперирование вербально-знаковой информацией, чтение и счет, факты, даты, понимание и произнесение слов, более интровертное, специализируется на установлении новых связей, точной координации действий, заведует соц. адаптацией, реагирует на высоковероятное событие.
Правое – за оперирование образами, ориентацию в пространстве, различение звуков и мелодий, распознавание сложных объектов, продуцирование сновидений, специализируется на жестких автоматизированных реакциях, воспринимает физич. параметры среды (удаленность, глубина), реагирует на низковероятное событие.
Результаты мышления:
Л – складывается внутренне непротиворечивая картина мира, которую легко закрепить в знаках и словах;
П - многозначность, которая, с одной стороны, является основой творчества, а с другой – затрудняет понимание между людьми, т.к. основана скорее на символах, чем на значениях.
2. Передняя-задняя – связана с активацией МОТОРНЫХ или СЕНСОРНЫХ зон ГМ, что влияет на выбор стратегии поведения:
1. Рациональная / решающая / активная
2. Пассивная / воспринимающая /иррациональная
Мужская-женская
У мужчин асимметрия выражена больше, чем у женщин, т.о. возможности компенсации у муж. слабее.
У М стратегия поведения ‒ изменение, у Ж ‒ сохранение.
ФА и область психического:
Л ‒ восприятие, мышление; отвечает за высокую болтливость, строит длинные, сложные фразы, но при этом речь монотонная, хорошо реагирует на обращенную человеческую речь.
П ‒ более развита интуиция, эмоции; сдерживает словоохотливость, придает голосу эмоциональность, интонацию, реагирует на все остальные звуки
Формирование ФА в онтогенезе:
Формирование полушарий происходит не синхронно. Речь развивается очень быстро в раннем детстве, и от 3 до 6 лет наблюдается ускоренное развитие левого полушария, после чего наступает замедление. А правое полушарие в раннем детстве несколько отстает в созревании, и начинает догонять левое в период от 8 до 10 лет; окончательное оформление доминировании отмечается к подростковому возрасту. (До 5 лет мозг откликаем).
Вклад наследственности и среды в ФА ‒ неопределен.
Концепции становления ФА:
1. Эквипотенциальности полушарий ‒ изначально полушария совершенно идентичны. Аргументы: высокая пластичность мозга и взаимозаменяемость симметричных отделов мозга на ранних этапах его развития.
2. Прогрессивной латерализации ‒ специализация полушарий существует уже с момента рождения ребенка. У праворуких она проявляется в виде запрограммированной способности к развитию речевой функции левым полушарием и одновременно определять деятельность ведущей руки. Это подтверждается различиями в строении будущих речевых зон задолго до того, как речь формируется.
Понятие нормы в психологии
1. Как статистическое понятие ‒ то, чего больше (см. понятие нормального распределения Гаусса), что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких («субнормальных») или высоких («супернормальных») значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения.
2. Как социальный стереотип ‒ если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся. Например, в российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это никем не осуждается.
3. Медицинское понимание ‒ нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту.
Критерии нормальности: критическое отношение к себе; не нарушена продуктивность деятельности; способность к саморегуляции.
4. Норма определяется ожиданиями ‒ собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.
Т.О. нормы – это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются!