Сценические танцы Орловской области.




Бытовые танцы Орловской области.

(5 часть)

 

В конце 19 начале 20 веков по всей России получили распространение и популярность, бытовые танцы: «краковяк», «карапет», «полька — кокетка» и другие танцы, но в каждой области они приобретают свои характерные чер­ты. Среди таких танцев, кроме выше названных, которые исполнялись повсеместно и были наиболее любимыми на Ор­ловщине, это:

 

Нареченька»

 

В танце может участвовать любое количество пар. Исходное положе­ние: девушка с юношей стоят рядом. Руки в положении №42.

Положение рук:

Вальсовое положение

Описание движений:

Движение № 5 - приставной шаг.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть правой ногой вправо.

«И» - приставить левую ногу к правой ноге.

«Два» - шагнуть правой ногой вправо.

«И» - приставить левую ногу к правой ноге. Движение может исполняться с другой ноги, а также в повороте.

Движение № 31 - шаг с ударом.

Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - шаг вперед правой ногой.

«И» - шаг вперед левой ногой.

«Два» - удар правой ногой рядом с левой ногой.

«И» - пауза.

 

Весь танец ис­полняется по кругу и занимает восемь тактов.

Первый такт.

Исполняет движение №31

Второй такт.

Движутся вправо движением №5

Третий такт.

Повторить движение №5.

Четвертый такт.

Повторить движение №5 влево.

«Раз - И - Два - И» - два приставных шага влево.

Пятый такт.

Руки на поясе. В конце такта стоя, лицом друг к другу, юноша всей сто­пой правой ноги ударяет рядом с левой ногой, а девушка всей стопой левой ноги рядом с правой ногой.

Шестой такт.

Движутся движением №5 вправо.

Седьмой такт.

Движутся движением №5 влево.

Восьмой такт.

Юноша, и девушка, простыми шагами приходят в исходное положение.

Страдания»

 

В танце участвует любое количество пар. Пары становятся в вальсовое положение. (Запись танца идет со стороны юноши. Девушка исполняет все с другой ноги и в противоположную сторону). Вся композиция занимает во­семь тактов.

Первый такт.

Все исполняют приставной шаг влево и вправо (движение №5)

Второй такт.

Движутся простыми шагами по ходу танца с левой ноги вперёд.

Третий такт.

Повторить первый такт, но с правой ноги вправо.

Четвертый такт.

Повторить второй такт, но справой ноги назад.

Пятый, шестой такты.

Повторить первый и второй такты.

Седьмой и восьмой такты.

Третий такт.

Повторить первый такт, но с правой ноги вправо.

Четвертый такт.

Повторить второй такт, но справой ноги назад.

Пятый, шестой такты.

Повторить первый и второй такты.

Седьмой и восьмой такты.

Исполняются четыре тура вальса. Весь танец начинается сначала

 

Светит месяц»

 

В танце участвует любое количество пар, стоящих по кругу в вальсовом положении. (Описание танца идет со стороны юноши. Девушка исполняет все с дрогой ноги в противоположную сторону). Вся композиция занимает восемь тактов.

Описание движений:

Движение № 35 - хлопки в ладоши свои и партнера.

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

1-й такт:

«Раз» - хлопок в свои ладоши.

«И» - хлопок правыми ладонями друг друга.

«Два» - хлопок в свои ладони.

«И» - хлопок левыми ладонями друг друга.

2-й такт:

«Раз» - хлопок в свои ладони.

«И - ДВА -И» - хлопок обеими ладошами друг друга.

 

1-2 такт. Четыре тура вальса.

3 такт. Три простых шага с правой ноги вперед. В конце такта всей сто­пой левой ноги ударить рядом с правой ногой.

4 такт. Три простых шага с левой ноги назад. В конце такта всей стопой правой ноги ударить рядом с левой ногой.

5-6 такт.

Все исполняют движение №35

7-8 такт.

Повторить 5-6 такт.

Весь танец начинается сначала.

 

Ночка»

Это парный массовый танец, который исполняется любым количеством пар по линиям. Юноша и девушка, взявшись за руки, становятся друг против друга. (Описание танца идет со стороны юноши. Девушка исполняет все с другой ноги и в противоположную сторону). Вся композиция занимает восемь тактов.

Описание движений:

Движение № 36 - качающий шаг.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - шаг левой ногой назад.

«И» - правую ногу поставить на носок назад.

«Два» - шаг правой ногой вперед.

«И» - левую ногу подставить к пра­вой ноге.

Движение № 5 - приставной шаг.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть правой ногой вправо.

«И» - приставить левую ногу к правой ноге.

«Два» - шагнуть правой ногой вправо.

«И» - приставить левую ногу к правой ноге. Движение может исполняться с другой ноги, а также в повороте.

 

Первый такт.

Исполняется движение №36.

Второй такт.

Приставным шагом (движение №5) движутся вправо.

Третий такт.

Повторить первый такт, но с правой ноги.

Четвертый такт.

Повторить второй такт, но с левой ноги влево.

Пятый такт.

Четырьмя простыми шагами с правой ноги, партнеры расходятся друг от друга вокруг себя и останавливаются лицом друг к другу, руки соединяются.

Шестой, седьмой такт

Простыми шагами в паре движутся вокруг себя.

Восьмой такт.

Приставным шагом (движение №5) движутся вправо.

Весь танец начинается сначала.

 

 

 

Сценические танцы Орловской области.

(6 часть)

«Бычок»

 

О происхождении названия танца «Бычок» имеются разные версии. Одна из них - основные движения напоминают бодания бычка, другая - слово «бычится» означает стесняться, дичиться. Раньше в танце участвовали одни мужчины. Они показывали друг перед другом свою силу, удаль. Но посте­пенно танец видоизменился и в нем стали принимать участие и девушки. Те­перь юноши в танце показывают не только свою удаль, но и нежное отноше­ние к девушке и бытует он в Ливенском районе Орловской области.

В танце может участвовать любое количество пар, но данная компози­ция рассчитана на четыре пары. Характерная особенность танца состоит в том, что на протяжении всего танца юноша держит руки в таком положении, которое напоминает «рога» у «бычков», а девушка постоянно прикрывает ли­цо рукой, показывая, что она стесняется.

Описание движений:

Движение № 4 - шаркающий шаг.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть вперед правой ногой, левая нога, согнутая в колене, от­ведена назад.

«И» - ударить каблуком левой ноги рядом с правой ногой и провести вперед.

«Два» - шагнуть вперед левой ногой, правая нога, согнутая в колене, отведена назад.

«И» - ударить каблуком правой ноги рядом с левой ногой и провести вперед. Данное движение исполняется на маленьком полу­приседании, ноги высоко не поднимаются. Корпус неподвижный.

Движение № 5 - приставной шаг.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть правой ногой вправо.

«И» - приставить левую ногу к правой ноге.

«Два» - шагнуть правой ногой вправо.

«И» - приставить левую ногу к правой ноге. Движение может исполняться с другой ноги, а также в повороте.

Движение № 14 - соскок с ударом.

Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер -2/4.

«И» - левую ногу, согнутую в колене поднять до икры правой ноги.

«Раз» - соскочить на левую ногу, правая нога, согнутая в колене, поднимается до икры левой ноги.

«И» - ударить каблуком правой ноги рядом с левой и тут же поднять над полом.

«Два» - соскочить на правую ногу, левая нога, согну­тая в колене, поднимается до икры правой ноги.

«И» - ударить каблуком ле­вой ноги рядом с правой и тут же поднять над полом. Движение начинается сначала.

Движение № 15 - тройной притоп.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.

«И» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой ногой.

«Два» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.

«И» - пауза. Движение может слу­жить как заключение, какого - либо движения, так может исполняться не­сколько раз подряд самостоятельно как с одной ноги, так и двух ног.

Движение № 37 - дробный шаг с переступанием.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«И» - правая нога поднимается до уровня щиколотки левой ноги.

«Раз» - перескочить на правую ногу, одновременно левую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги.

«И» - ударить каблуком левой ноги об пол и подско­чить на правой ноге.

«Два» - притопнуть левой, правой ногой.

«И» - притоп­нуть левой ногой рядом с правой ногой. Правую ногу поднять до уровня щи­колотки левой ноги.

Движение № 39 - ковырялочка с притопом.

Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - правую ногу, согнутую в колене, поставить вправо на подушеч­ку.

«И» - правую ногу, согнутую в колене, поставить вправо на каблук.

«Два» - топнуть всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.

«И» -пауза.

Положение рук в танце:

Исполнитель (ница) стоит лицом по ходу танца. Руки свободно опуще­ны вдоль корпуса, кисти повернуты ладонью «к себе», «вперед». Во время танца эти два положения сочетаются.

 

Рис. 1

Исполнитель стоит лицом по ходу танца. Обе руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачки, находятся на уровне глаз. Рис.43

 

Рис. 43

 

Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Правая рука находится у лица, как бы закрываясь от смущения, левая опущена вниз. Рис. 44

 

Описание танца.

Перед началом танца исполнители выстраиваются в две линии, на рас­стоянии, лицом друг к другу (рис 1).

Фигура первая

(27 тактов)

1 - 5 такт. Юноши (движением №37) движутся к девушкам (рис 2). Ру­ки в положении 44. Девушки стоят на месте, руки опущены. Руки юноши со­гнуты в локтях (положение 43) на уровне глаз. Пальцы собраны в кулаки и направлены «от себя». Корпус разворачивается то вправо, то влево на «и» ка­ждого такта и возвращается в прежнее положение.

6 такт. Юноши перед девушками (рис 3) исполняют (движение №5). Корпус наклоняется вперед и возвращается в прежнее положение, не меняя положения рук.

7-9 такт. Юноши спиной отходят на свое место (рис 4) движением 37, не меняя положения рук. Корпус поворачивается вправо, влево, прямо. На конец, 9-го такта, юноши на месте исполняют притоп правой ногой. Подбо­родок опускается и поднимается.

10-15 такт. Девушки, движением 37, движутся к юношам (рис 5). Ру­ки опущены вниз, на каждую вторую половину такта закрывают лицо правой рукой (положение 44), как бы загораживаясь, наклонив голову. На конец, 15 такта, девушки исполняют два притопа правой ногой (движение №14).

16—18 такт. Девушки, отходя спиной на свое место (рис 6), повторяют все тоже, что в 10 - 15 тактах. На конец, 18 такта девушки на месте исполня­ют притоп правой ногой с наклоном головы (рис 7).

19-21 такт. Юноши и девушки, движением 37, движутся навстречу друг к другу (рис 8). Руки у девушек и корпус у юношей проделывают все тоже, что и раньше.

22 - 24 такт. Девушки и юноши с левой ноги, движением 15, меняются местами с поворотом на 180 градусов (рис 9-10).

25 - 27 такт. Девушки и юноши на месте исполняют тройной притоп (движение 5). Руки у девушек находится у лица (положение №44), у юношей положение рук 43, при этом корпус наклоняется вперед (рис 11).

Фигура вторая

(24 такта)

1-3 такт. Девушки и юноши 1 -2 пары, стоя, лицом друг к другу, идут направо, 3-4 пары - налево движением 37(рис 12). Руки у девушек опущены вниз (положение №1) и на каждую второю долю такта, правая рука подводит­ся к лицу, при этом подбородок опускается вниз (положение №44). Левая ру­ка опущена вниз. У юношей руки в положении 43. На, конец 3- го такта, пары приходят на круг и становятся по ходу часовой стрелки. Юноши - спиной по ходу танца, а девушки — лицом (рис 13).

4-9 такт. Все, движением 37, движутся по кругу. Положения рук не меняется. На 7-ой и 9-ый такт, юноши исполняют движение 39, а девушки, простыми шагами, обходя вокруг себя, поворачиваются на 360 градусов (рис 14). Движение повторяется дважды. Положение рук не меняется.

10-12 такт. Повторить 4-9 такт.

13-15 такт. Юноши, исполняя движение 4, движутся к центру круга, а девушки простыми шагами в повороте движутся из круга. Положение рук не меняется. На, конец 15 такта образуются два круга (рис 15).

16-18 такт. Юноши, движением 4, движутся против хода часовой стрелки, а девушки, движением 5, движутся по ходу часовой стрелки. Поло­жения рук не меняется (рис 16).

19-21 такт. Движением 4, юноши и девушки в парах меняются места­ми (рис 17). В конце 21-го такта пары становятся парами лицом друг к другу линиями. Положение рук не меняется.

22 - 24 такт. Движением 37, пары с правой и левой стороны меняются местами (рис 18).

 

Фигура третья

(36 тактов).

1-6 такт. Пары с правой стороны, движением 5, движутся к авансцене, а пары с левой стороны, тем же движением движутся к заднику (рис 19).

7-9 такт. На месте юноши и девушки по очереди исполняют тройной притоп (движение №5).

10-11 такт. Девушки и юноши с правой ноги, движением №15, меня­ются местами, поворачиваясь на 180 градусов (рис 20). Руки у девушек нахо­дятся у лица (положение №44, у юношей в положении 44.

12 - такт. Пары с правой стороны, движением 5, движутся к заднику, а пары с левой стороны - к авансцене (рис 21).

13-15 такт. Пары с правой и левой стороны, движением 37, меняются местами (рис 22).

16-17 такт. Пары, движением 5, движутся навстречу друг другу (рис 23).

18 такт. Пары, притопами, выстраиваются в две линии, юноши - спи­ной к зрителю, а девушка - лицом (рис 24).

19-21 такт. Пары, движением 37, через одну, движутся в разные сто­роны (рис 25).

22 - 24 такт. Пары, движением 37, возвращаются обратно. На, конец 24 - го такта пары поворачиваются друг от друга и становятся парами в затылок друг другу (рис 26).

25 - 27 такт. Пары, движением 4, проходя мимо левых кулис, заводят на общий круг (рис 27)

28 - 30 такт. Движением 15, юноши и девушки в парах, меняются мес­тами (рис 28). На, конец 30- го такта, пары вновь поворачиваются лицом по ходу танца (рис. 27).

31-33акт. Пары, движением 37, через центр движутся к авансцене (рис 30).

34 такт. Юноши и девушки в парах поворачиваются лицом друг к дру­гу.

35 - 36 такт. Движением 37 линии спиной расходятся на исходное по­ложение (рис 3).

 

 

 

 

 

 

 

«Топотуха»

 

Сценический вариант данного танца, создан на основе «топчака» бы­тующего в Шаблыкинском районе, Орловской области. Название танца гово­рит само за себя и поэтому основными движениями его, различные дроби.

Композиция рассчитана на восемь девушек, но их количество может быть увеличено. Танец исполняется живо, весело, с задором.

Описание движений:

Движение № 4 - шаркающий шаг.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть вперед правой ногой, левая нога, согнутая в колене, от­ведена назад.

«И» - ударить каблуком левой ноги рядом с правой ногой и провести вперед.

«Два» - шагнуть вперед левой ногой, правая нога, согнутая в колене, отведена назад.

«И» - ударить каблуком правой ноги рядом с левой ногой и провести вперед. Данное движение исполняется на маленьком полу­приседании, ноги высоко не поднимаются. Корпус неподвижный.

Движение № 5 - приставной шаг.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть правой ногой вправо.

«И» - приставить левую ногу к правой ноге.

«Два» - шагнуть правой ногой вправо.

«И» - приставить левую ногу к правой ноге. Движение может исполняться с другой ноги, а также в повороте.

Движение № 9 — сдвоенная дробь.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«И» - подскочить на левой ноге, одновременно правая нога, согнутая в колене, поднимается до икры левой ноги.

«Раз» - ударить каблуком правой ноги и тут же - всей стопой правой ноги.

«И» - подскочить на правой ноге, одновременно левая нога, согнутая в колене, поднимается до икры левой но­ги. «Два» - ударить каблуком левой ноги и тут же всей стопой левой ноги.

Движение № 14 - соскок с ударом.

Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер -2/4.

«И» - левую ногу, согнутую в колене поднять до икры правой ноги.

«Раз» - соскочить на левую ногу, правая нога, согнутая в колене, поднимается до икры левой ноги.

«И» - ударить каблуком правой ноги рядом с левой и тут же поднять над полом.

«Два» - соскочить на правую ногу, левая нога, согну­тая в колене, поднимается до икры правой ноги.

«И» - ударить каблуком ле­вой ноги рядом с правой и тут же поднять над полом. Движение начинается сначала.

Движение № 15 - тройной притоп.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.

«И» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой ногой.

«Два» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.

«И» - пауза. Движение может слу­жить как заключение, какого - либо движения, так может исполняться не­сколько раз подряд самостоятельно как с одной ноги, так и двух ног.

Движение № 16 - тройной притоп с акцентом.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«И» - ударить всей стопой правой, левой ноги.

«Раз» - переступить с ударом всей стопой на правую ногу, одновременно левую ногу, согнутую в колене, поднять вперед до икры правой ноги.

«И - Два» - все повторить с ле­вой ноги. Движение исполняется на месте, с продвижением вперед, назад, во­круг себя.

Движение № 41 - шаги с тройным притопом.

Исходное положение — первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«И» - правую ногу вытянутую в колене открыть вперед.

«Раз» - шагнуть правой ногой вперед.

«И» - шагнуть левой ногой вперед.

«Два - И» - топнуть правой, левой, правой ногой. Одновременно левую ногу, вытянутую в колене открыть вперед.

Движение № 42 - дробь в три ножки.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«И» - правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги.

«Раз» - шагнуть на правую ногу вперед на ребро каблука, опустить правую ногу на всю стопу и левую ногу подставить к правой ноге. Колени обеих ног слегка сгибаются.

«И» - небольшой шаг вперед правой ногой.

«Два» - небольшой шаг вперед левой ногой. Правую ногу поднять до уровня щиколотки левой ноги.

«И» - пауза.

Положение рук в танце:

Исполнитель (ница) стоит лицом по ходу танца. Руки свободно опуще­ны вдоль корпуса, кисти повернуты ладонью «к себе», «вперед». Во время танца эти два положения сочетаются.

 

Рис. 1

 

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях, кисти собраны в кулачки, тыльной стороной соединены на уровне груди. Во время танца локти поочередно поднимаются и опускаются в исходное поло­жение, при этом могут участвовать корпус и голова. Рис. 6

 
 

 

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки подняты вверх, кисти открыты ладонями вперед, пальцы слегка собраны. Во время танца ру­ки переводятся вправо, влево. Может участвовать корпус, который наклоня­ется в ту сторону, куда переводятся руки. Рис.8

 

Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Локти согнуты, кисти подведены под мышки большими пальцами. Пальцы вытянуты вниз. Во вре­мя танца, не меняя положении я рук, корпус может разворачиваться по ходу танца то правым, то левым плечом, наклоняться вправо или влево. Рис. 9

 

Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Одна рука-под мышкой большим пальцем, пальцы направлены вниз.

 
 

Другая рука поднята вверх в сторону. Во время танца поднятая рука слегка покачивается. Рис. 10

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях, кисти перед грудью открыты ладонями вперед. Во время танца кисти обеих рук переводятся то вправо, то влево.

Рис. 17

 

 

Описание танца.

Перед началом танца, девушки по четыре человека стоят в правых и левых верхних углах.

 

Фигура первая

(16 тактов).

1 - 8 такт. Девушки, движением 41, проходят, мимо друг друга, через одного (рис 1). Руки, подняты в верх, согнутые в локтях, кисти слегка собра­ны (положение №8). В конце 8 -го такта, исполнив движение 15, образуют круг, повернувшись в затылок друг другу, против хода часовой стрелки (рис 2)

9-12 такт. Не меняя рисунка, движением 4, движутся по кругу

13 — 16 такт. Девушки с поворотом, исполняя движение 15, расходятся по сторонам (рис 3), образуя две линии, лицом друг к другу (рис 4).

 

Фигура вторая

(36 тактов)

1 - 4 такт. Девушки правой линии, движением 42, движутся к левой линии. Руки, согнутые в локтях, тыльной стороной ладони, лежат под мыш­ками (положение №9).

5-8 такт. Девушки правой линии, подойдя к девушкам левой линии, исполняют в повороте, на 360 градусов, вокруг себя, движением 15 (рис 5).

9—11 такт. Девушки правой линии, движением 14, отходя назад, воз­вращаются на свое место (рис 6).

12 такт. На месте исполняют движение 15 (рис 7).

13-24 такт. Девушки левой линии повторяют все, что исполняли де­вушки правой линии на 1 - 12 такт (рис 8-10).

В конце 24 такта обе линии девушек, исполняя движение 15, поворачи­ваются спиной к зрителю (рис 11).

25 - 28 такт. Обе линии, движением 14, движутся вдоль задника на­встречу друг другу (рис 12). Левая рука остается под мышкой, а правая, под­нятая вверх над головой непрерывно движется то в правую, то в левую сторо­ну (положение №10).

29 - 32 такт. Девушки, в центре, проходят движением 14. через одну и выстраиваются в две линии (рис 13). В конце 32 такта обе линии поворачива­ются лицом друг к другу.

33 - 36 такт. Обе линии, обняв друг друга за талию, движением 15, продвигаясь по часовой стрелке, описывают целый круг (рис 14).

 

Фигура третья

(36 тактов)

1 - 7 такт. Линии, движением 5, расходятся в разные стороны. Обе ру­ки согнутые в локтях находятся перед собой на уровне глаз (положение №17). Кисти повернуты тыльной стороной к себе, постоянно движутся то в право, то в лево (рис 15)

8 такт. Девушки левой стороны через правое плечо, а правой стороны — через левое плечо, движением 15, поворачиваются лицом к центру, образуют круг. Руки опускаются вниз. Кисти собираются в кулачок, ладонью вперед.

9-10 такт. В кругу, одни девушки 1, 3, 5, стоя на месте, поворачива­ются вокруг себя, исполняют движение 15, а 2,4,6 обходит их тем же движе­нием, и становятся впереди них (рис 16). Положение рук не меняется.

11-12 такт. Повторяется 9-10 такт, но только все на оборот.

13-16 такт. Повторяются 9—12 такты.

17-20 такт. Не меняя движения и положений рук, круг - разделившись пополам, девушки движутся по диагонали, навстречу друг другу (рис 17). На, конец 20 такта, образуется одна общая линия, где четыре человека поворачи­ваются в одну сторону, а четыре человека - в другую.

21-27 такт. Движением 4, линия поворачивается вокруг себя. Руками все держат друг друга за талию (рис 18).

28 такт. Девушки, по четверкам, становятся в затылок друг другу (рис 19). Руки опускаются вниз. Пальцы собираются в кулачок, ладонью вперед (положение №1).

29 такт. Крайние девушки справа, движением 14, меняются местами. Все остальные на месте поворачиваются этим же движением вокруг себя (рис 20)

30 такт. Вторые девушки справа тем же движением меняются местами. Все остальные на месте поворачиваются этим же движением вокруг себя (рис 21.)

31 такт. Третьи девушки справа тем же движением меняются местами. Все остальные на месте поворачиваются этим же движением вокруг себя (рис 22).

 

32 такт. Четвертые девушки справа тем же движением меняются мес­тами. Все остальные на месте поворачиваются этим же движением вокруг се­бя (рис 23).

33 — 35 такт. Четыре девушки слева, образуют правой рукой «звездоч­ку», которая движением 14, движется по часовой стрелке. Левая рука, согну­тая в локте, с собранными слегка, пальцами, движется то в правую, то в ле­вую сторону, локоть не вытягивается. Четыре девушки справа, образуют ле­вой рукой «звездочку», которая движением 14, движется протии хода часовой стрелки. Правая рука, согнутая в локте, с собранными слегка, пальцами, дви­жется то в левую, то в правую сторону (рис 24).

36 такт. «Звездочки» переходят в две диагонали.

 

Фигура четвертая

(24 такта).

1-4 такт. Девушки первой пары, друг перед другом исполняют дви­жение 9. Руки в кулачках, соединены на уровне груди (положение №6). Во время танца двигаются то в правую, то в левую сторону. Все остальные (дви­жение №5) двигаются то к центру, то из центра (рис 25).

5 — 8 такт. Девушки первой пары спиной простым шагом, отходят на­зад. Девушки второй пары, друг перед другом исполняют (движение 9) в по­вороте каждая вокруг себя. А все остальные продолжают двигаться (движе­ние №5) то к центру, то от центра (рис. 26).

9-12 такт. Девушки первой пары у задника приставным шагом (дви­жение №5) расходятся друг от друга. Девушки второй пары спиной простым шагом отходят назад. Девушки четвертой пары, движением 14, движутся впе­ред по диагонали. Девушки третьей пары, друг перед другом исполняют дви­жение 44, двигаясь в правую сторону вокруг себя (рис 27).

13 — 16 такт. Девушки первой пары у задника движутся вперед вдоль кулис движением 14. Девушки второй пары у задника приставным шагом расходятся друг от друга. Девушки третьей пары спиной простым шагом от­ходят назад. Девушки четвертой пары друг перед другом исполняют движе­ние 45 (рис. 28). На, конец 16 -го такта все образуют круг в затылок друг дру­гу - лицом против хода часовой стрелки.

17 — 24 такт. Движением 16 девушки, двигаясь по кругу, скрываются в верхнем левом углу (рис 29)

 

 

 

 

 

 

 

 

Матаня

 

Танец создан на основе самого распространенного танца на Орловщине и имеющего несколько вариантов.

Описание движений:

Движение № 1 - переменный шаг.

Исходное положение - третья позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть правой ногой вперед.

«И» - шагнуть левой ногой вперед.

«Два» - шагнуть правой ногой вперед, исполняться назад как в медлен­ном, так и в быстром темпе, в зависимости от характера танца.

Движение № 3 - переменный шаг с каблука.

Исходное положение - третья позиция ног. Правая нога слегка отделе­на от пола впереди левой ноги. Музыкальный размер - 2/4.

«И» - правая нога с ударом каблука об пол открывается вперед вправо, подъем сокращен.

«Раз» - шагнуть правой ногой на каблук вперед вправо.

«И» - левую ногу подставить на полу пальцы сзади правой ноги.

«Два» - шагнуть вперед вправо на каблук правой ноги.

«И» - левая нога с ударом каблуком об пол открывается вперед влево. Все движение начинается с другой ноги. При этом корпус слегка поворачива­ется в сторону той ноги, с которой движение начинается.

 

Движение № 10 - дробь «полключа».

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - ударить об пол стопой правой ноги.

«И» - слегка подскочить на левой ноге и сейчас же ударить каблуком правой ноги рядом с левой ногой.

«Два» - правую ногу с ударом всей стопой поставить рядом с правой. Движе­ние может исполняться подряд как с одной ноги, так и с двух ног поочередно.

Движение № 12 - дробь «ключ».

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

1-й такт:

«И» - правую ногу, согнутую в колене поднять до уровня щиколотки левой ноги.

«Раз» - ударить об пол всей стопой правой ноги.

«И» - подскочить на левой ноге и сейчас же ударить об пол каблуком правой ноги.

«Два» - уда­рить всей стопой правой ноги рядом с левой. «И» - притопнуть левой ногой рядом с правой.

2-й такт:

«Раз» - пауза.

«И» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.

«Два» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой ногой.

«И» - правую ногу, согнутую в колене поднять над полом.

Движение № 15 - тройной притоп.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.

«И» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой ногой.

«Два» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.

«И» - пауза. Движение может слу­жить как заключение, какого - либо движения, так может исполняться не­сколько раз подряд самостоятельно как с одной ноги, так и двух ног.

Движение № 21 - ковырялочка подряд одной ногой.

Исходное положение — первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - подскочить на левой ноге.

«И» - правая нога открывается вправо на подушечку, пятка кверху.

«Два» - подскочить на левой ноге.

«И» - правая нога открывается на ребро каблука в ту точку, где раньше находился носок. Движение может исполняться подряд с одной ноги, может заканчиваться вместо открывания ноги на каблук ударом всей стопой. Характерно для муж­ского танца.

Движение № 22 - шаг через пасс.

Исходное положение - третья позиция ног. Левая нога впереди. Музы­кальный размер - 2/4.

«И» - правая нога поднимается до колена левой ноги. «Раз» - шагнуть правой ногой вперед на полупальцы.

«И» - левую ногу подставить сзади пра­вой ноги на полупальцы.

«Два» - шагнуть правой ногой вперед на полупаль­цы. Движение начинается с левой ноги.

Движение № 23 - присядка - разножка.

Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - полное приседание по первой позиции.

«И» - вскочить из плие на обе ноги раскрытые в стороны на все стопы, колени вытянуты.

«Два - И» - все повторить. Исполняя данное движение, исполнитель может раскрывать ноги в стороны на ребра каблуков.

Движение № 26 - присядка.

Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«Раз» - опуститься в полное приседание на обеих ногах. «И» - правую ногу, вытянутую в колене открыть вперед в сторону.

«Два» - опуститься в полное приседание на обеих ногах. «И» - левую ногу, вытянутую в колене от­крыть вперед в сторону.

 

Движение № 27 - боковая подбивка.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкаль­ный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть на правую ногу вправо. Одновременно левая нога от­рывается от пола.

«И» - левой ногой подбить правую ногу на воздух.

«Два» - шагнуть на правую ногу вправо. Одновременно левая нога отрывается от по­ла. Движение может исполняться также с левой ноги влево.

Движение № 28 - упадание.

Исходное положение - третья позиция ног. Правая нога впереди. Му­зыкальный размер - 2/4.

«И» - левая нога открывается влево.

«Раз» - шагнуть на левую ногу впе­реди правой ноги. Одновременно правая нога сгибается сзади левой ноги на уровне щиколотки.

«И» - шаг на правую ногу вправо. Одновременно левая нога открывается влево.

«Два - И» - повторить все что на «раз -и».

Движение № 29 - ковырялочка с упаданием.

Исходное положение - третья позиция ног. Правая нога впереди. Му­зыкальный размер - 2/4.

«Раз» - шагнуть на правую ногу вправо. Одновременно левую ногу по­ставить на подушечку влево.

«И» - подскочить на правой ноге. Одновременно левую ногу перевести на ребро каблука в ту точку, где находился носок.

«Два» - шагнуть на левую ногу впереди правой, одновременно переступить на правую ногу сзади левой ноги, которая подводится к щиколотке правой ноги впереди.

«И» - шагнуть на левую ногу впереди правой ноги. Одновременно правая нога подводится к левой ноге на уровне щиколотки.

Движение № 30 - подскок.

Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.

«И» - правую ногу, согнутую в колене поднять вверх. «Раз» - переско­чить на правую ногу. Левую ногу, согнутую в колене поднять вверх.

«И» - перескочить на левую ногу, левую согнутую в колене поднять вверх.

«Два» - перескочить на правую ногу, левую согнутую в колене поднять вверх.

«И» - подскочить на правой ноге, левая нога не меняет своего положения.

Положение рук в танце:

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Кисти собраны в ку­лачки и лежат на поясе.

Рис. 2

 

 

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки согнуты в локтях, кисти собраны в кулачки, тыльной стороной соединены на уровне груди. Во время танца локти поочередно поднимаются и опускаются в исходное поло­жение, при этом могут участвовать корпус и голова.

Рис. 6

 

 
 

 

Исполнитель(ница) стоит лицом по ходу танца. Руки открыты в сторо­ны. Локти вытянуты. Кисти открыты ладонями вниз. Пальцы вытянуты. Рис.7

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: