Вербальные ключи определения репрезентативной системы (PC)




ЛПЗ 1. Восприятие

Репрезентативная система. Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий его мир. Художники предпочитают зрительные образы, музыканты – слуховые ощущения. Для спортсменов характерна кинестетическая ориентация. Их спортивные результаты напрямую зависят от полноты ощущения своего тела. Парфюмеры познают мир по запахам, а дегустаторы – «на вкус».

Психологи говорят, что у каждого из нас есть свой основной сенсорный канал восприятия информации, один из пяти: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинестетический (моторно-двигательный), осмический (обонятельный), вкусовой.

В тоже время каждый из нас способен одновременно видеть, слышать, ощущать, различать запахи и вкусы. Восприятие неоднородно, но целостно. У каждого из нас своя репрезентативная система, т.е. система, посредством которой мы воспринимаем и утилизируем информацию, поступающую из внешнего мира. Она может быть визуальной, если доминирует восприятие посредством зрительных образов; аудиальной, основанной на слуховых впечатлениях; кинестетической, если преобладает моторно-чувственная модальность ощущений. Точнее, у нас присутствуют все три модальности. Однако, как правило, мы привыкли полагаться на одну основную, характерную для нас. Именно она обычно работает с максимальной нагрузкой, обеспечивая нам связь с внешним миром и обогащая мир внутренний.

 

Задание 1. Вербальные и невербальные ключи

Цель задания. Изучение репрезентативной системы человека с помощью вербальных и невербальных ключей.

Необходимый материал: Определение репрезентативной системы[1].

Ход выполнения задания. Репрезентативную систему человека можно определить с помощью так называемых вербальных и невербальных ключей.

Вербальные ключи.

Мысленно произнесите любое слово, например, ЛЕС или МОРЕ. Какие ассоциации вызывает у Вас это слово? Что у Вас возникло в сознании в первую очередь: картина, звучание, ощущение, запах или вкус?

Ответив на этот вопрос, Вы узнаете свой основной сенсорный канал восприятия окружающего мира. Как утверждает психолог Э. Цветков, названное слово-стимул как реальный раздражитель включает ассоциативный каскад воспоминаний. Этот факт дает основание говорить о памяти как о сенсорной системе обратного восприятия. Восприятие, имеющее место когда-то, в настоящий момент извлекается (актуализируется) из хранилища тем же самым путем, по которому оно туда попало.

Кратко опишите какой-нибудь эпизод, который реально или виртуально произвел или мог произвести на Вас яркое впечатление. Например, первое свидание или первый контакт с НЛО. Не раздумывайте, говорите или записывайте быстро. Теперь проанализируйте Ваш рассказ с помощью следующей таблицы.

Вербальные ключи определения репрезентативной системы (PC)

Слова и словосочетания, адекватные РС
Визуальной Аудиальной Кинестетической
Видеть Казалось С точки зрения Смутно Ярко В перспективе Оглядываясь Слышать Звучать Я Вас слушаю Шумный Громкий Мелодично Беседа Чувствовать Ощущаю Схватываю Скованно Удобно Щелкнуть Хмурить брови

Исходя из того, что некоторые люди буквально «видят» то, что вы говорите, другие – «осязают», третьи – «слышат», психолог Д. Гордон предлагает следующее упражнение. Прочитайте приведенные ниже предложения, выделите в них предикаты и при помощи последних определите модальность репрезентативной системы.

1. Большинство людей, которых ты видел в эти дни, показывают себя не такими разболтанными, как ты.

Предикаты:видел, показывают.

Система репрезентации:визуальная.

2. Не удивительно, что некоторые люди чувствуют вину в отношении секса, если сталкиваются с таким напористым человеком.

Предикаты:чувствуют, напористым.

Система репрезентации:кинестетическая.

3. Я слышу, что вы говорите, но это звучит не правильно!

Предикаты: слышу, говорите, звучит.

Система репрезентации: аудиальная.

4. Красиво выглядящая женщина, разумеется, ласкает взгляд.

Предикаты: взгляд, выглядящая.

Система репрезентации:визуальная.

5. Всякий раз, когда я пытаюсь вдолбить ей это в голову, Джоан просто продолжает молоть всякую чепуху.

Предикаты вдолбить, молоть.

Система репрезентации: кинестетическая.

6. Иногда я пытаюсь сфокусировать свое внимание на том, что они хотят показать мне. Однако каждый раз, когда я так делаю, я становлюсь с ними очень резким и обрываю их!

Предикаты а) сфокусировать, показать; б) резким, обрываю.

Система репрезентации: а) визуальная; б) кинестетическая.

7. Что ж, я сделаю все, чтобы привлечь вас к этой картине, черт возьми!

Предикаты привлечь, картина.

Система репрезентации: визуальная.

Невербальные ключи.

Психологу Милтону Эриксону принадлежит открытие, суть которого заключается в том, что движение глазных яблок связано с типом мышления человека и способом обработки его внутреннего опыта. Другими словами, по направлению взгляда, по «глазному сигналу доступа», или так называемому «танцу глаз» можно судить о содержании сознания партнера по общению.

С целью тренинга определения модальности РС по невербальным ключам может быть предложена фронтальная работа с группой или работа в парах. В первом случае добровольцы (поочередно) приглашаются в аудиторию, ведущий задает им вопросы. Лучше, если они будут ставить человека в тупик. Они могут быть неожиданными и несколько нескромными. Доброволец может не отвечать на вопрос, однако он должен проговорить ответ на него «про себя». Все остальные участники фиксируют направление взгляда.

Обработка данных выполненного задания. Зафиксированные испытуемыми результаты наблюдения соотносятся со схемой.

 
 

Зрительная конструкция


Слуховая конструкция

Зрительное воспоминание

Кинестетическое воспоминание (ПРАВО)

Психологическая защита

Слуховое воспоминание

Внутренний диалог, контроль речи (ЛЕВО)

 

 

Рис. Определение PC по невербальным ключам общения

Эта схема для правшей, для левшей «танец глаз» фиксируется в зеркальном отображении. Кроме этого, необходимо учитывать индивидуальные реакции человека. С этой целью проводится так называемая «калибровка» – задаются вопросы на каждый способ реагирования, на каждое направление взгляда.

Так, для визуального воспоминания используются вопросы типа:

Ø Вспомни, какого цвета глаза твоей мамы?

Ø Представь себе карту мира.

Аналогичные вопросы подбираются для каждой модальности.

 

Задание 2. Синестезия и сенсорные каналы

Цель задания. Определение ведущего сенсорного канала и структуры репрезентативной системы личности, диагностика литературных способностей.

Необходимый материал. Методика «Синестезия»[2].

Ход выполнения задания. Преподаватель читает инструкцию: «К слову, которое стоит в левой части бланка, подберите одно из трех предложенных слов справа. Выбрать можно только одно слово в каждой строке. Неправильных ответов нет».

Бланк методики:

1) ЗВЕЗДЫ: а) вечерние; б) далекие; в) холодные.

2) ДЫМ: а) горький; б) густой; в) серый.

3) ПОЛЕ: а) неубранное; б) немое; в) желтое.

4) СВЕЖЕСТЬ: а) утренняя; б) цвета морской волны; в) зимняя.

5) ДОЖДЬ: а) душистый; б) теплый; в) летний.

6) ВОЗДУХ: а) морозный; б) острый; в) зимний.

7) ЗАПАХ ВАСИЛЬКА: а) насыщенный; б) слабый; в) сладковатый.

8) НОЧЬ: а) дождливая; б) ароматная; в) темная.

9) ЛУЧ: а) тонкий; б) поющий; в) солнечный.

10) ЮМОР: а) английский; б) черный; в) военный.

11) ЗАРЯ: а) благоухающая; б) утренняя; в) предрассветная.

12) КРАСНЫЙ ЦВЕТ: а) соленый; б) яркий; в) бледный.

13) ДЕТСТВО: а) розовое; б) счастливое; в) раннее.

14) ГЛАЗА: а) полные слез; б) зеленые; в) зовущие.

15) ТЕНЬ: а) полуденная; б) сырая; в) длинная.

Обработка данных выполненного задания. С помощью ключа к методике производится подсчет результатов и определяется модальность репрезентативной системы. Если выборы испытуемых не совпадают с ключом – это показатель нечувствительности к синестезии. Высокий показатель указывает на литературные способности.

Ключ к методике:

  Ведущий сенсорный канал Выбор
  Визуальный 4б; 10б; 13а
  Аудиальный 3б; 9б; 14в
  Кинестетический 1в; 6б; 15в
  Осмический 5а; 8б; 11а
  Вкусовой 2а; 7в; 12а

Задание 3. БИАС-Тест

Цель задания. Изучение репрезентативной системы человека методом
БИАС-Теста.

Необходимый материал. БИАС-Тест[3].

Ход выполнения задания. Преподаватель читает инструкцию: «В каждом следующем утверждении поставьте цифру 4 с фразой, которая лучше всего описывает вас, и цифру 1 рядом с фразой, которая вам не подходит. Другими словами, проранжируйте эти высказывания».

Бланк методики:

         
вариант
а          
б          
в          
г          

Утверждения:

1. Когда я принимаю важные решения, то основываюсь на:

а) своих эмоциях, чувствах;

б) том, как я слышал, решаются подобные вопросы;

в) том решении проблемы, которое кажется мне наилучшим;

г) тщательном изучении проблемы и фактов.

2. Когда я обсуждаю что-либо с другими людьми, то замечаю, что на меня больше всего действует:

а) интонация речи, голос собеседника;

б) те картины, перспективы, которые описывает мой собеседник;

в) логика доказательств собеседника;

г) соприкасаюсь ли я с искренними чувствами собеседника.

3. Мне гораздо легче общаться с людьми, если мне нравиться в партнере:

а) его манера одеваться;

б) его эмоциональность, чувства, которые я разделяю;

в) аргументы, которые он использует для доказательства своих суждений, и которые я тоже использую в разговоре;

г) интонация, темп речи, тональность голоса.

4. Из перечисленного мне легче всего:

а) найти идеальную для меня громкость звучания магнитофона, телевизора;

б) подобрать наиболее разумные, убедительные аргументы, относящиеся к интересующему меня предмету;

в) выбрать наиболее удобную мебель;

г) подобрать для одежды, интерьера богатые цветовые комбинации.

5. Что больше всего влияет на мое настроение, самочувствие:

а) я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, интонации голосов людей;

б) чувствую себя «в своей тарелке», когда надо доказать правильность какого-либо положения, выяснить причину какого-либо события, построить цепь логических заключений;

в) я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли мне в ней находиться и двигаться;

г) на меня производит сильное впечатление освещение и общий вид обстановки, помещения.

Обработка данных выполненного задания. С помощью ключа к методике производится подсчет результатов и определяется модальность репрезентативной системы.

Подсчет результатов БИАС-теста

В К А Д
У R У R У R У R
  в   а   б   г  
  б   г   а   в  
  а   б   г   в  
  г   в   а   б  
  г   в   а   б  
Итого                

Условные обозначения: В – визуальный; К – кинестетический; А –
аудиальный; Д – дигитальный (цифровой) канал восприятия информации; У – утверждение, R – ранг этого утверждения.


ЛПЗ 2 - 3. Память

Задание 1. Непосредственное и опосредствованное запоминание

Цель задания. Изучение эффективности непосредственного и опосредствованного запоминания.

Необходимый материал. Список психологических понятий[4].

Ход выполнения задания. Ниже приводится только схема эксперимента. Подробное описание хода эксперимента дано в Задании 4.

Краткое резюме. В ходе эксперимента изучалась эффективность НЗ и ОЗ. Эксперимент состоял из четырех этапов с последовательностью АВВА, где А –..., В –... Результат индивидуального эксперимента –... Результат группового эксперимента –... Эффективность индивидуальных показателей ОЗ (НЗ)... в... раз выше. Эффективность групповых показателей –... Вывод о соответствии результатов эксперименту А.Н. Леонтьева.

Теоретическое введение. Приводятся основные понятия (память, запоминание, непосредственное запоминание (НЗ), опосредствованное запоминание (ОЗ), параллелограмм развития памяти по А.Н. Леонтьеву.

Изложение эксперимента.

Цель: сравнить эффективность НЗ и ОЗ.

Испытуемый: Маша К., 18, 3 (15)

Испытуемые: студенты 1 курса факультета психологии … группы в возрасте от... до..., средний возраст –...

Стимульный материал: 4 ряда по 15 слов. Слова низкообразные, психологические понятия и категории. Способ распределения по рядам – случайный.

А1 В1 В2 А2
1.Действие 2.Воображение 3.Запоминание 4.Влечение 5.Стресс 6.Самовнушение 7.Привыкание 8.Гениальность 9.Решительность 10.Соперничество 11.Дружба 12.Мотивация 13.Статус 14.Склонность 15.Чувство 1. Подвижность 2. Восприятие 3. Обучаемость 4. Желание 5. Страсть 6. Самонаблюдение 7. Повторение 8. Способность 9. Упрямство 10. Взаимопонимание 11. Эгоизм 12. Притязание 13. Индивид 14. Инсайт 15. Мышление 1. Активность 2. Фантазия 3. Воспоминание 4. Любовь 5. Страх 6. Самосознание 7. Забывание 8. Одаренность 9. Убежденность 10. Общение 11. Ненависть 12. Установка 13. Существо 14. Предрассудок 15. Творчество 1. Деятельность 2. Представление 3. Усвоение 4. Симпатия 5. Совесть 6. Самоконтроль 7. Понимание 8. Талантливость 9. Настойчивость 10. Состязание 11. Честолюбие 12. Потребность 13. Эмоция 14. Личность 15. Иллюзия

Ход эксперимента. Эксперимент состоит из четырех этапов с последовательностью АВВА, где А – запоминание без привлечения средств, В – с привлечением средств (опосредовано рисунками).

I Этап А

Цель: изучить эффективность НЗ.

Инструкция испытуемому: сейчас Вам будет прочитан список из 15 слов. Слушайте внимательно и постарайтесь их запомнить. Затем по команде: «Начали!» вам необходимо воспроизвести эти слова письменно, порядок воспроизведения – произвольный.

Ход этапа: Экспериментатор читает 15 слов со скоростью 1 слово в 5 секунд. После паузы в 10 секунд экспериментатор дает команду на воспроизведение слов. Испытуемый в течение 2 минут воспроизводит слова письменно. Порядок воспроизведения слов – произвольный.

II Этап В

Цель: изучить эффективность ОЗ.

Инструкция испытуемому: сейчас Вам будет прочитан список из 15 слов. Слушайте внимательно. Для того чтобы их было легче запомнить, Вы должны к каждому слову нарисовать рисунок. Качество и содержание рисунка значения не имеют. Рисунок должен помочь Вам вспомнить слово. Использовать цифры и буквы не разрешается. Вы должны выполнить рисунок к каждому слову, не пропуская ни одного. Рисовать быстро, 1 рисунок – в 5 секунд. Затем по команде: «Начали!» вам необходимо воспроизвести эти слова по рисунку письменно после паузы в 10 секунд, порядок воспроизведения – произвольный.

Ход этапа: Экспериментатор читает 15 слов со скоростью 1 слово в 5 секунд. Одновременно испытуемый в течение этого же времени выполняет рисунок к каждому слову. После паузы в 10 секунд экспериментатор дает команду на воспроизведение слов. Испытуемый в течение 2 минут воспроизводит слова письменно по рисунку. Порядок воспроизведения слов – произвольный.

III Этап В. Так же, как и этап II.

IV Этап А. Так же, как и этап I.


Анализ результатов.

1. Анализ результатов индивидуального эксперимента.

А В
I IV II III
       
S = S =

Сравним эффективность НЗ и ОЗ через отношение:

S В =
S А

Если А › В, то:

 

S А =
S В

Таким образом, эффективность ОЗ (НЗ) выше в... раз.

 

2. Анализ результатов группового эксперимента

№ п/п Код S А S В Знак*
1. Маша К.
...
30.

* – знак: если А – В ‹ 0, то +

если А – В › 0, то –

если А – В = 0, то 0

Статистическая достоверность различий эффективности запоминания определялась по критерию знаков.

Выводы.

Проанализировать результаты: индивидуального эксперимента; группового эксперимента.

Вывод на соответствие концепции А.Н. Леонтьева (если Вгр › Агр, то соответствует).

Список использованных источников. Он обязательно должен включать ссылки на психологический словарь, учебники, работы А.Н. Леонтьева.


Задание 2. Исследование продуктивной памяти

Цель задания. Изучение особенностей кратковременной и долговременной памяти в аспекте их продуктивности.

Необходимый материал. Методика «Изучение продуктивной памяти»[5].

Ход выполнения задания. Процедура включает в себя четыре теста. Испытуемому предлагается за ограниченное время (тест 1 – 90 сек., тест 2 – 40 сек., тест 3 – 10 сек., тест 4 – 1 мин.) запомнить соответствующий материал: для первого теста – слова; для второго – цифры с их цифровыми обозначениями (порядковым номером); для третьего – фигуры с их цифровым обозначением; для четвертого – выделенные жирным шрифтом и пронумерованные фразы. После выполнения каждого из четырех тестов предусмотрена пауза – 1 мин.

Тест 1

Прочитайте этот список и изучите его в течение полутора минут. Постарайтесь запомнить слова по порядку. В случае ошибок пересчитайте все слова, которые вы воспроизвели точно.

Кастрюля Стул Барабан Парусник
Мыло Банан Ковер Буква
Автомобиль Река Пробка Орудие
Сандалия Булавка Сумка Перо
Картина Ваза Веревка Медаль

Обработка данных выполненного задания. С помощью ключа к методике производится подсчет результатов и определяется эффективность вашей ассоциативной или механической памяти. Если вы запомнили от 18 до 20 слов, великолепно; от 15 до 17 – это еще хорошо; от 10 до 14 – средне; если меньше 10 – это доказывает, что вы не умеете пользоваться вашей памятью.

Тест 2

Проделайте то же самое с числами и их порядковыми номерами.

1. 43 6. 72 11. 37 16. 6
2. 57 7. 15 12. 18 17. 78
3. 12 8. 44 13. 86 18. 61
4. 33 9. 96 14. 56 19. 83
5. 81 10. 7 15. 47 20. 73

Тест 3

В течение 10 сек. Внимательно рассмотрите фигуры, вписанные в 10 квадратов, а затем постарайтесь нарисовать их в том же порядке или назовите номер и фигуру.

         
         

Тест 4

В течение 1 минуты прочитайте текст, в котором жирным шрифтом выделены и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.

В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом (1), получил большую пробоину и стал тонуть (2). «Спустить шлюпки!» – скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно (3). Их хватило только на половину пассажиров. «Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса!» (4) – раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду (5). Одна за другой отваливали от гибнувшего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку (6).

И вдруг к сходням, крича и воя, бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом (7). Расталкивая женщин и детей, он совал матросам пачки денег и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку (8). Послышался негромкий сухой щелчок – это капитан выстрелил из пистолета (9). Трус упал на палубу мертвым (10), но никто даже не оглянулся в его сторону.

Обработка данных выполненного задания. Определите продуктивность запоминания отдельных слов (цифр, фигур, высказываний) по следующим формулам:

Число правильно воспроизведенных слов (цифр) = Т

 

Число правильно воспроизведенных фигур (мыслей) = Т

Затем просуммируйте все четыре показателя и разделите на четыре, т.е. определите среднее арифметическое.

Шкала оценок

90–100 – отлично; 70–90 – очень хорошо; 50–70 – хорошо; 30–50 – удовлетворительно; 10–30 – плохо; 0–10 – очень плохо.

Примечание. Долговременная память проверяется через одну неделю: испытуемый воспроизводит последовательно содержание всех четырех тестов без дополнительного ознакомления. Если получен результат «хорошо» – значит, долговременная память хорошая.

 


ЛПЗ 4 – 5*. МЫшление



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: