Вопросы-шутки
➢ На каких полях трава не растет? (На полях шляпы.)
➢ Что это за пятачок, на который ничего не купишь? (Нос у свиньи.)
➢ Петух снес яйцо. Кому достанется оно? (Петухи яйца не несут.)
➢ За чем чай пьют? (За столом.)
➢ Летели три страуса. Охотник одного страуса убил. Сколько страусов улетело? (Страусы не летают.)
➢ Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
➢ Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва)
➢ Кто не имеет денег, чтобы сбрить бороду? (Козел)
➢ Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом еще одна. Сколько всего ромашек распустилось? (В декабре ромашки не распускаются.)
➢ Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух)
➢ Один ослик нес 10 кг сахара, а другой 10 кг ваты. У кого поклажа тяжелей? (Одинаковая) В 12 часов ночи шел снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода? (Ночью солнца не бывает.)
➢ У меня есть знакомый. Его отца зовут Петр Иванович, а сына Василий Михалыч. Как зовут моего знакомого? (Михаил Петрович.)
➢ Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок? (Одна)
➢ Выглянув в окно на повороте, Ира заметила, что перед нею 4 вагона, а за нею — 10. Сколько всего вагонов в этом поезде? (15)
Итак, отправляемся в Отдел художественной литературы. (Появляется соответствующая вывеска.)
Попрошу первую группу покупателей подойти к прилавку и выбрать товар по своему вкусу. Вашему вниманию предлагается широкий ассортимент. (Группа, посовещавшись, выбирает одну карточку и отправляется выполнять задание. Дается 5—7 минут на выполнение заданий.
Затем представители каждой группы, читают задания и отчитываются об их выполнении. Возможны подсказки со стороны членов других групп.)
Аналогично происходит посещение других отделов.
В конце занятия подводятся итоги, детям предлагается поделиться своими впечатлениями.
Карточки для отдела художественной литературы
№ 1. Узнай меня
1. «Шведская писательница Сельма Лагерлеф написала книгу о моих приключениях. Мне было 14 лет, и я был самым обыкновенным крестьянским мальчишкой, ленивым, грубым, а иногда и жестоким. Из-за этого Домовой и превратил меня в крохотного гнома. Наш домашний гусь решил присоединиться к стае диких гусей, а я полетел с ними, благодаря чему увидел всю Швецию и стал участником волшебных приключений.
Путешествуя с гусями, я научился понимать и любить животных. Недаром по всей Швеции стали рассказывать истории о маленьком человечке, который всегда готов прийти на помощь.
Догадались, как меня зовут?» (Нильс)
№ 2. В каких сказках встречаются эти предметы?
➢ Скорлупа грецкого ореха. («Дюймовочка».)
➢ Лампа. («Волшебная лампа Аладдина».)
➢ Опилки. («Винни-Пух и все-все-все».)
➢ Чеширский кот. («Приключения Алисы в Стране Чудес».)
➢ Землянка. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
➢ Движущаяся печь. («По щучьему велению».)
➢ Шпиль самой высокой башни. («Сказка о золотом петушке».)
➢ Домик на крыше. («Малыш и Карлсон».)
➢ Чудо-юдо рыба-кит. («Конек-горбунок».)
➢ Зонтики сновидений. («Оле-Лукойе».)
➢ Волшебная борода. («Старик Хоттабыч».)
➢ Орехокол. («Щелкунчик и Мышиный король».)
➢ Пес Тотошка. («Волшебник Изумрудного города».)
➢ Коротышки. («Приключения Незнайки и его друзей».)
➢ Орешки непростые, скорлупы-то золотые. («Сказка о царе Салтане».)
Сказочные задачи
➢ Чудо-юдо рыба-кит проглотило новгородского купца Садко вместе с лодкой. Купец весил 100 кг, лодка — вдвое больше. На сколько килограммов потяжелело Чудо-юдо, если самого Садко оно выплюнуло обратно? (На 200 кг.)
➢ Когда посуда уходила от Федоры, ее строй выглядел следующим образом: впереди — самовар с чайником, за ними 6 чашек, каждая со своим блюдцем; 5 рядов тарелок, по 2 тарелки в каждом ряду; 6 рядов вилок и ложек, по 3 предмета в каждом ряду; затем шел стол, а за ним метла, которая заметала следы. Сколько раз Федоре нужно будет просить прощенья, если каждая вещь прощает Федору только на третий раз, а самовар как самый главный — на пятый? (134)
№ 4. Расшифровать название сказки...
Из каждой строчки взять лишь те буквы, которые не повторяются в данной строке.
Ответ: «Малыш и Карлсон».
№ 5. Исключить в каждом ряду лишнее слово
➢ Перро, Андерсен, Пушкин, Гримм. (Русский автор, остальные — зарубежные.)
➢ «Бременские музыканты», «Лисичка-сестричка и Волк», «Волк и семеро козлят», «Иван-царевич и серый волк». (В названии отсутствует слово «волк».)
➢ «Теремок», «Конек-горбунок», «Курочка Ряба», «Колобок». (Авторская сказка.) У «Сказка о золотом петушке», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне...». (Автором не является А. Пушкин.)
Карточки для отдела флоры и фауны
№ 1. Загадки. Ягоды
• Я к родной земле приникла
И краснею возле пня.
Потому и называют
Люди ласково меня. (Земляника)
• Я черная, красная, белая,
Я всем хороша, когда спелая.
И листьев узором нарядным
Равняюсь с листом виноградным. (Смородина)
• Пламенею без огня,
Снегирей спасаю,
И нередко про меня
В песнях вспоминают. (Рябина)
• На усах расту я тонких,
На болотах самых топких.
И за кислым витамином
Толпы лезут по трясинам. (Клюква)
• Я порой чернее ночи,
Неба синего синей.
Кто побольше съесть захочет —
Разукрасится сильней. (Черника)
• Колючки с крапивой — соседи,
А я переполнена радостью:
И люди спешат, и медведи
Моей насладиться спелостью. (Малина)
№ 2. Заполните все клетки по горизонтали, вписав названия овощей…
Варианты ответов: лук, репа, тыква, огурец, морковь
№ 3. Грамматическая арифметика
РЫБА + СОКИ = фрукты... (абрикосы)
ВОДА + РИНГ = фрукт... (виноград)
ЕЖИ — И + Е + ВИКА = ягода... (ежевика)
ЧЕРЕП — П + МУХА = дерево... (черемуха)
ЧИСТЫЙ — ЫЙ + О + ТЕЛО — О = трава... (чистотел)
№ 4. Ребусы. Животные (См. приложения №1, 2.) Ответы: лягушка, бабочка, ворона, тигр.
№ 5.Расшифруй названия животных, используя циферблат (См. приложение №3.)
8, 5, 7, 2, 4, 6.
9, 2, 3, 12.
7, 2, 7, 4, 1, 8.
3, 11, 12, 7, 2, 8.
7, 5, 3, 5, 4, 10.
4, 5, 7, 10. Ответы: косуля, зубр, суслик, барсук, соболь, лось.