Создание Афинского Акрополя, внутри которого стоит статуя «Афины-Паллады» Фидий




Греческая скульптура. ИЗО. Загянская

Началом древнегреческого искусства считается 11 век до н.э. Историки считают этот период «Темным», либо Гомеровским – считается, что именно в период с 10 по 8 век жил поэт Гомер.

Самые ранние памятники были деревянными и поэтому не сохранились. До нас дошли только осколки глиняных горшков, расписанные геометрическими фигурами. Поэтому этот стиль так и назвали геометрическим. Геометрические фигуры изображали различные символы – воду, землю, небесные светила, поскольку человек в то время считал себя неотделимым от природы. Самый яркий пример – дипилонские амфоры.

Архаика(8-6 век до н.э) – по-гречески «древность». В это время греки перенимают традиции у других народов, искусство становится более реалистичным.

Возникают два новых типа статуй: Куросы(юноши) и коры(девушки). Куросы обнаженные, они улыбаются особой архаической улыбкой. Также характерной чертой будут выпуклые веки и некоторая неестественность позы – словно они только притворяются, что идут. Коры одеты, имеют характерную прическу(длинные волнистые волосы, которые симметрично падают на грудь). Они выглядят более естественно, чем куросы, на их лицах отображены различные эмоции.

Центром древнегреческого искусства был человек. Мастера стремились показать все лучшее, что может быть у каждого, отобразить силу и красоту человека. Красота была в то время показателем здоровья, молодости, способность совершать подвиги, побеждать. Войны были повседневностью, поэтому демонстрация внешних данных, силы и ловкости стала традицией воплотившейся в гимнастических состязаниях. Так что среди статуй много образов атлетов.

Животные как самостоятельные герои не фигурируют в искусстве Греции. Одна из архаических статуй, где рядом с человеком изображено животное, называется Мосхофор, то есть человек несущий теленка.

Классика(5 век до н.э) – период, когда были созданы самые выдающиеся скульптуры.

Ранняя классика: Статуя «Диадумена», «Афина и Марсий» - Мирон. Одна из известнейших скульптур созданных в то время и представляющих собой новый этап развития искусства – это Дискобол (метатель диска) Мирон. Несмотря на сложность и напряженность его позы, на лице атлета не выражаются эмоции, он полон внутренней гармонии и спокойствия- Калокагатия. Это связано с темой прославления человека и поиском идеального образа. Скульпторы прекрасно знали математику. К античности в последующем обратится эпоха Ренессанса и три волны классицизма (Пуссен, Давид, Энгр - это все живописцы).

Скульптор Поликлет много работал над идеальным образом человека и воплотил его в статуи Дорифора(копьеносца). Этот герой – эталон идеальной красоты и гармоничных пропорций тела. Каконы мужской красоты до сих пор базируются на расчетах Поликлета. Кроме того, он открыл прием хаизма – неравномерного распределения напряжения в человеческом теле. Этот прием помог статуям выглядеть действительно живыми, в отличие от архаических скованных куросов. «Трон Людовизи» – сюжет рождения Венеры.

В классическую эпоху эмоции считались проявлением необузданности и дикости, поэтому достоинство героев подчеркивалось их спокойствием. Красота тела подчеркивала красоту души. Кроме того, для греков важное значение имел разум, при помощи которого можно было упорядочить хаотичный мир. Даже красота, как можно видеть на примере Поликлета, также поддавалась расчетам.

Высокая классика:

Создание Афинского Акрополя, внутри которого стоит статуя «Афины-Паллады» Фидий

Помимо скульптуры в классическую эпоху развивается краснофигурная и чернофигурная вазопись, где тоже изображался идеальный образ человека. При этом в то время преимущественно используются мужские образы, женщин можно увидеть, в основном, при изображении богинь.

Поздняя классика (4 в. до н.э) –После пика лучшего периода пропорции удленились. В это время скульпторы начинают интересоваться личностью человека, его индивидуальностью, проявлением эмоций. Идеальные бесстрастные образы уже мало интересуют, даже у Богов начинают возникать эмоции, их образы обретают свойства человека, они страдают, ленятся, мечтают. В скульптуре появляется больше динамики и экспрессии, ярким примером которого служит статуя Менады(плящущая вакханка) СкОпаса (статуэтка девушки, исполняющая энергичный танец).

Лисипп – «Геракл» (преувеличение, драматизм), «Апоксиомен», «Отдыхающий Гермес»(исчезает монументальность, величие)

Также создается первая скульптура обнаженной женщины «Афродита Гнидская» Праксителя. Это новшество – воплощение творческой внутренней свободы, которую ощущали мастера поздней классики. «Гермес с младенцем»

Эллинизм –Искусство продолжает развивать темы поздней классики: экспрессия, динамика, эмоции, личность. Появляется тема Страдания. Кроме того, время контрастов: появляются и огромные памятники искусства, нередко масштабные культурные композиции и небольшие строения и миниатюрные скульптуры. (Статуя Ники Самофракийской – стремительность, динамика; скульптур Агесандр «Венера Милосская» – лирика) Они обе по стилю похожи на классический период.

Эпигон «Галл убивающий жену и себя», «Умирающий галл».

Возникает интерес к разным периодам человеческой жизни: старики и дети. Скульптура достигает предела реалистичности.

При этом для греков продолжает оставаться важным понятия прекрасного: даже в скульптурной группе «Лаокоона с сыновьями» Агесандр, Полидор, Афинодор, повествующей о смерти страдании, мы видим три атлетические фигуры.

Достижения греческих скульпторов и архитекторов было важнейшим ориентиром для мастеров Рима. Эта цивилизация вышла на политическую и культурную арену во 2 веке до н.э. и стала преемницей греческой культуры.

ю



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: