Классицизм (от лат. с1assicus первоклассный) — течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в ХУИ-ХУШ веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Получил свое развитие в начале XX века как неоклассицизм.
Представители: | Западноевропейская литература | Русская литература |
Корнель; Буало; Мольер; Расин | А.П.Сумароков; М. М.Херасков; М.В.Ломоносов; Г.Р.Державин; Д.И.Фонвизин; Я.Б.Княжнин | |
Наследует традиции искусства античности | ||
Действия и поступки героев определяются С точки зрения разума | ||
Художественное произведение представляет собой логически построенное целое | ||
Отличительные черты | Строгое деление героев на положительных и отрицательных (схематизация характеров). Герои идеализируются | |
Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трех единств) | ||
Повествование должно быть объективным | ||
Значимость гражданской проблематики содержания |
Деление жанров
Высокие | Низкие |
Трагедия; поэма; ода | Комедия; басня; сатира |
В них действуют герои, повествуется об общественной жизни, истории | В них действуют обычные люди, повествуется о повседневной жизни |
Классицизм — метод и направление в литературе XVII — начала XIX веков, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Главная тема классицизма — конфликт общественных и личных начал, долга и чувства. Классицизм стремился к выражению четкой, рациональной мысли, какой-либо общественной идеи, высоких нравственных идеалов. Для классицизма характерны цельные и гармоничные образы. Вместе с тем классицизму были свойственны черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса. Представители классицизма во Франции: П.Корнель, Ж.Расин (трагедии), Ж.-Б.Мольер (комедии); в Германии: И.В.Гете, Ф.Шиллер. Представители русского классицизма: Г.Р.Державин, А.П.Сумароков, М.В.Ломоносов.
Классицизм (XVII — начало XIX в.) — от латинского слова «classicus» — образцовый. Следование определённой системе правил, обязательной для каждого поэта, обращение к античности, подражание признанным образцам, строгая иерархия жанров. «Высокие жанры» (трагедия, ода, эпическая поэма) раскрывали важные общественные проблемы, отражали только возвышенные, героические стороны жизни; «низкие» (комедия, басня, фарс) — современную действительность. Зародился и получил своё развитие во Франции (П. Корнель, Ж.Расин, Ж.-Б.Мольер). В конце XVII века пришёл в упадок, но возродился в эпоху Просвещения (Вольтер). После Великой французской революции уступил место романтизму. В России возник в XVIII веке (А.П.Сумароков, А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский).
Сентиментализм: представители, отличительные черты, литературные формы
Сентиментализм (от франц. sentimental — чувствительный) — литературное течение, возникшее в искусстве и литературе западной Европы и России в конце XVIII — начале XIX века. Выступает против отвлеченности и рассудочности произведений классицизма. В нем нашли отражение стремление изобразить человеческую психологию.
Представители: | Русская литература |
Н. М. Карамзин; А. Н. Радищев; В. В. Капнист; Н. А. Львов | |
Изображение человеческой психологии | |
Отличительные черты | Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенная чувствительность героев |
Идеализация действительности, субъективное изображение мира | |
В центре изображения — чувства, природа | |
Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром | |
Идеалом является нравственная чистота, неиспорченность |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Сентиментальная повесть; | Элегия; | Мещанская драма |
послание; путевые заметки | народные песни |
Сентиментализм — общеевропейское направление второй половины 70-х годов XVIII века.
Сентиментализм отверг строгие правила классицизма, обратился к переживаниям простого (незнатного, небогатого) человека, провозгласил культ естественного чувства, природы. Авторы сентиментальных произведений рисуют характер героев более сложным и противоречивым, открыто подчеркивают свое отношение к изображаемым людям и событиям. Представитель сентиментализма в России — Н.М.Карамзин.
Сентиментализм (вторая половина XVIII — начало XIXв.) — от французского слова «sentiment» — чувство, чувствительность. Особое внимание к душевному миру человека, главным объявляется чувство, переживания простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры — элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы. Произведения часто пишутся от первого лица, полны лиризма и поэтичности. Наибольшее развитие получил в Англии (Дж.Томсон, О.Голдсмит, Дж.Крабб, JI.Стерн). В России появился с отставанием примерно на двадцать лет (Н.М.Карамзин, М.Н.Муравьёв) и не получил особого развития.