Развернутый план сочинения
I. Общее понятие и основные лирические жанры (см. Справочные материалы).
II. Жанр лирического произведения зависит от художественного метода отображения действительности. Для Лермонтова преобладающий метод - романтизм.
1. Различные типы элегий (мотив одиночества, тоски, неудовлетворенности жизнью):
- "кладбищенская элегия" - влияние Жуковского, отображение философии бытия: "Кладбище" (1830), "Оставленная пустынь предо мною..." (1830);
- "унылая элегия" - влияние Баратынского: "К..." (1829);
- "историческая элегия" - тяготение к жанру думы: "Наполеон" (1830), "Выхожу один я на дорогу" (1841), "Как часто, пестрою толпою окружен" (1840).
2. Баллады - лироэпический жанр, традиции Жуковского: "Перчатка" (1829), "Атаман" (1831), "Спор" (1841).
III. Жанр лирического произведения зависит от его темы.
1. Тема любви:
- послание - прямое обращение, стремление лирического героя к союзу, примирению, раскаянию, демонстрация собственной гордости: "К*" (1832), "Н.Ф. И...вой" (1830), Ивановский и Сушковский циклы;
- стансы - небольшое элегическое стихотворение философского или любовного содержания с несложным строфическим строением: "Стансы" ("Люблю, когда борясь с душою...") (1830), "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор...") (1830), "Стансы" ("Не могу на родине томиться") (1830-1831).
2. Тема дружбы:
- послание - поэтическое обращение к друзьям. В отличие от пушкинского понимания дружбы, для Лермонтова это столь же непостоянное чувство, как и любовь: "К Петерсону" (1829), "К другу В.Щ." (1831), "К Дурнову" (1829).
3. Философская лирика:
- стансы - размышления философского характера о смысле жизни, мотив бунта, мотив рока, судьбы: "Не могу на родине томиться" (1830-1831), "Стансы к Д***" (1831), дума "Могила бойца" (1830).
|
4. Тема истории:
- сюжетное стихотворение: "Бородино" (1837), "Умирающий гладиатор" (1836);
- баллада: "Спор" (1841).
5. Смешанные жанры:
- эпитафия - памфлет: "Смерть поэта" (1837);
- элегия - памфлет: "Как часто, пестрою толпою окружен" (1840).
IV. Некоторые общие жанровые особенности лирики М.Ю.Лермонтова.
1. Публицистические концовки в традиционных жанрах: "Поэт" (1838);
2. Введение диалога: "Бородино" (1837), "Эпитафия Наполеона" (1830).
3. Широкое использование фольклорных жанров: песни: "Песня" (1831), "Казачья колыбельная песня" (1840), баллады.
4. Определение жанра стихотворения в названии: элегия, стансы, песня, романс, дума.
Идейно-художественное своеобразие романа "Евгений Онегин"
Тезисный план сочинения
I. История создания романа.
"Евгений Онегин" - произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет - с мая 1823 по сентябрь 1830 года. Работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 году. Последний авторский вариант был напечатан в 1837 году. У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю. Все главы издавались с 1825 по 1832 год как самостоятельные части большого произведения и еще до полного завершения романа стали фактами литературного процесса.
II. Литературное направление. Творческий метод.
Пушкин, уходя от романтизма, осваивает новый метод – реализм и ставит перед собой задачу реального отображения действительности.
|
Роман "Евгений Онегин" - первый русский реалистический роман, предварил появление романистики и на Западе. Белинский назвал роман Пушкина поэтическим подвигом, "в высшей степени оригинальным и национально-русским произведением".
III. Основные тематика и проблематика романа.
"Прежде всего в "Онегине " мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития" (В.Г.Белинский).
Пушкин широко и правдиво изобразил жизнь, "какою она представляется наблюдателю в ее двойном облике: обществе, с его устойчивыми типами и нравами, и личности, с ее всегда новыми замыслами и притязаниями ".
IV. Пафос. Идея и идейно-эмоциональная оценка.
Пушкин, изображая русскую действительность в один из наиболее интересных периодов ее развития, создал роман глубоко национальный по своей исторической верности и полноте характеров, подлинно народный по своей передовой идейности, демократизму языка, богатству связей и перекличек с устно-поэтическими традициями, истинно реалистический по конкретно-исторической типизации характеров и их социальной среды, подлинно критический по его объективно-историческому конфликту, отображающему основные социальные противоречия и закономерности того времени. В.Г.Белинский назвал роман "энциклопедией русской жизни".
V. Система образов.
"К числу великих заслуг Пушкина принадлежит и то, что он вывел из моды чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо них просто людей" (В.Г.Белинский).
|
В романе отразилась современная поэту русская жизнь во всех ее проявлениях, представлены особенности быта и нравов всех слоев общества: помещичьей провинции, московского и петербургского света. Основные образы: Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга Ларина, Автор (см. сочинение "Система образов в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин").
VI. Художественное своеобразие. 1. Род и жанр.
1. Роман "Евгений Онегин" - произведение смешанного жанра - лироэпического.
Сам поэт в письме к П. А.Вяземскому так определил жанр будущего произведения: "Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница".
Роман задумывался и создавался в переходную эпоху, когда поэзия постепенно утрачивала свое значение, главенствующие позиции в литературном процессе начала завоевывать проза.
Жанр "свободного романа" - сочетание импровизированного повествования с композиционной симметрией глав, равноправие лирического и эпического, отрицание общепризнанных законов, разрешение противоречия между поэзией и прозой.
2. Сюжет и композиция.
Композиционная основа романа - "принцип повествовательной симметрии".
В романе нет стройного повествования в рамках сюжета, "собранье пестрых глав".
Композиционной осью романа является "всеобъемлющий образ Я" (С.Г.Бочаров), лирические отступления, уникальный образ Автора. Основная сюжетная линия: Татьяна - Онегин, побочные: Ленский - Онегин, Ленский - Ольга.
3. Средства художественной выразительности:
- сравнения (конкретные и предметные) - подчеркивают наиболее существенные социально-психологические признаки.
Развернутые сравнения:
"Так бледный мотылек и блещет,
И бьется радужным крылом..."
Конкретные сравнения:
"Как лань лесная боязлива...";
- эпитеты создают полноту, рельефность образа, отмечают определенные черты характеров героев. Татьяна: "дика, печальна, молчалива", одарена "воображением мятежным ", "несмелая " девочка, "равнодушная" княгиня, "неприступная богиня" роскошной царственной Невы.
Эпитеты выразительны, эмоционально-экспрессивны, психологичны: лорнет - "разочарованный", своды - "дерзостные ".
4. Особенности языка романа:
- лаконизм, непринужденно-ироническая манера повествования, прозрачность, ясность, музыкальность;
- в текст введена простонародная лексика: "как зюзя пьяный", "Татьяна прыг в другие сени"-,
- сочетание высокой и низкой лексики:
"Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь".
Языку романа присущи непринужденность, гибкость, разговорный стиль:
"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог...";
- смена интонаций позволяет обнаружить богатство переживаний автора и его героев;
- динамику речи придают насыщенность текста "яркими" глаголами: "сморкаться, кашлять, шикать, хлопать ";
- использование однородных существительных: "мигом обежала/ Куртины, мостики, лужок, /Аллею к озеру, лесок, /Кусты сирени переломала..."; повторов: "Мечты, мечты! где ваша сладость?";
- смена порядка слов: "Швейцара мимо он стрелой"',
- музыкальность достигается звуковой инструментовкой стиха: "Журчанье тихого ручья"; "Под ней снег утренний хрустит ";
- использованием аллитераций и ассонансов: "Певец пиров ", "И бал блестит ", "Моей мечтательнице милой ";
- языку романа свойственны меткость и афористичность:
"Любви все возрасты покорны ", "Мы все учились понемногу/ Чему-нибудь и как-нибудь...".
5. Особенности стиха:
- для романа выбран четырехстопный ямб, кроме "Песни девушек", написанной трехстопным хореем;
- особенности строфики: строфа состоит из четырнадцати строк, включает три четверостишия с различной рифмовкой (перекрестной, смежной, кольцевой) и заканчивается двумя строчками со смежной рифмовкой. Строфа получила название "онегинская строфа";
- особенности рифмовки: рифма иногда полная, иногда наращенная;
- красочную многоцветность строфике придает рифмическая полифония: глагольные рифмы "забавлять - поправлять "; составные с простыми "человек - век"; омонимы "о том - том"; ассонансы: "колеи - земли"; сочные, или богатые: "боливар - бульвар ";
- иногда конец строфы не совпадает с концом фразы, и часть фразы переходит от одного четверостишия в другое. Этот прием усиливает ощущение непринужденности и естественности, свойственных речевому потоку романа.
VII. Значение произведения.
Роман в стихах "Евгений Онегин" по сей день остается уникальным произведением мировой литературы. Историческая достоверность, жанровое своеобразие, яркость и особенность характеров, демократизм языка, богатство связей и перекличек с устным народным творчеством, реалистичность и степень типизации определяют абсолютную оригинальность произведения.
Пушкин закрепил позиции критического реализма в отечественной литературе. Поэт назвал роман "Евгений Онегин" своим лучшим произведением.
Сюжет и композиция поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Развернутый план сочинения
I. История создания поэмы.
1. Н.В.Гоголь воспользовался сюжетом, подсказанным ему А.С.Пушкиным.
2. Смысл названия:
- Чичиков покупает у помещиков умерших крестьян, чтобы заложить "мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые", по двести рублей в опекунский совет и таким образом составить себе капитал;
- Гоголь показывает в поэме людей, чьи сердца очерствели, а души стали "мертвыми".
II. Сюжет и сюжетообразующие элементы.
1. Сюжет - хроникальный - без указания причинно- следственных связей.
2. События передаются в определенной последовательности, в определенном времени.
3. Сюжетообразующий герой – Чичиков.
4. Сюжетообразующие элементы:
1) мотив дороги (традиции плутовского романа, построенного на похождениях героя):
- образ дороги - самостоятельный сквозной образ, благодаря которому происходят встречи и происшествия;
- приобретает в поэме символический смысл;
- связан с положительным идеалом национального русского характера;
- связан с образом автора;
- связан с философским понятием жизненного пути человека, предназначенным для совершенствования личности;
- роль и виды пейзажа в раскрытии мотива дороги:
а) лирический (авторский);
б) эпический (действие);
в) социальный (характеристика персонажей).
2) мотив времени и пространства:
- движение художественного времени вместе с движением брички Чичикова;
- замкнутое пространство города, жизнь в деревне;
- обобщение - бескрайние просторы России.
3) бричка Чичикова:
- художественная деталь;
- одно из средств создания образа Чичикова;
- с бричкой связано развитие сюжета и сюжетные переходы;
- с бричкой связаны композиционные повторы в сюжете - определяет кольцевую композицию (начало - разговор о колесе, конец - поломка колеса).
4) миражная интрига:
- цель путешествия Чичикова миражна – он скупает "один неосязаемый чувствами звук".
III. Композиция поэмы.
1. Поэма задумывалась как триптих по образцу построения "Божественной комедии" Данте: "Ад", "Чистилище", "Рай".
2. Воплотился замысел первого тома. Его композиция:
- экспозиция - I глава;
- завязка - II—VI главы;
- развитие действия - VII-X главы;
- кульминация - XI глава;
- развязка - XII глава;
- сюжетно-композиционная особенность – тема изменения к худшему (каждый следующий помещик "мертвее" предыдущего).
3. Вставные элементы:
- "Повесть о капитане Копейкине" - обобщение: столичные чиновники ничем не отличаются от губернских;
- притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче - авторская субъективная позиция, ограждающая писателя от обвинений в непатриотизме.
4. Обрамляющий элемент в композиции - образ города (I-XI гл.)
5. Лирические отступления и их роль в раскрытии сюжета и построении композиции поэмы:
- отступления, связанные с эпической частью, - служат для раскрытия характеров и их обобщения;
- отступления, раскрывающие идеал автора о будущем России, связующие воедино мотив дороги, народа и народности.
6. Значение образа автора в композиции:
- автор как лирический герой;
- автор как рассказчик.
IV. Значение поэмы в творчестве Н.В.Гоголя.
Сюжет и композиция драмы А.Н.Островского "Гроза"
Тезисно-цитатный план сочинения
I. Традиционный литературный сюжет (любовный треугольник Тихон - Катерина - Борис) как основа конфликта старого и нового:
- в отношениях поколений;
- в социальной жизни России.
II. Сюжет и композиция драмы "Гроза".
1. Традиционный сюжет о любовных перипетиях вырастает в исследование социальных проблем русской жизни.
2. Завязка конфликта - I действие:
- характеристика нравов города Калинина: "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе";
- характеристика хозяев жизни:
а) Дикой: "Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофъевич, поискать еще!"',
б) Кабаниха: "Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем ";
- характеристика персонажей, страдающих от деспотизма:
а) безволие Бориса: "А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе ";
б) покорность Тихона: "Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг ";
в) сведения о детстве Катерины, ее любовь к Борису: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле", "Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?"',
г) первое появление темы грозы: "Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться", "...смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми ";
д) тема противостояния Катерины и Кабанихи: "Напраслину-то терпеть кому ж приятно!".
3. Развитие характеров и сюжета - II действие:
- отъезд Тихона, последняя попытка Катерины противостоять внутреннему конфликту: "Возьми меня с собой", "Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной ", "Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?"',
- согласие Катерины на свидание с Борисом: "Мне хоть умереть, да увидеть его ";
- развитие характера Кабанихи, отношение к молодым: "А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят...";
- развитие характера Катерины: "Такая уж я зародилась, горячая!", "Обманывать-то я не умею...", "А уже коли мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой ";
- сведения о характере Варвары: "И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало ".
4. Обострение любовного конфликта социальным – III действие:
- развитие характеров Дикого и Кабанихи в диалогах: "Ты нарочно себя в сердце приводишь ";
- обобщение нравов города Калинина в монологе Кулигина: "Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели";
- развитие характера Бориса: Борис - не защитник Катерины: "Только вы смотрите - себе хлопот наделаете, да и ее-то в беду введете " (предостережение Кудряша);
- свидание и объяснение Катерины и Бориса. Катерина - более сильный характер: "Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла ".
5. Кульминация любовного конфликта - IV действие - подготовлена развитием сюжета в IV действии: разговоры калиновцев на бульваре, беседа Дикого и Кулигина, диалог Варвары и Бориса о состоянии Катерины после возвращения Тихона: "Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет ", "бухнет мужу в ноги, да и расскажет все", гроза над городом, обращение дикой барыни: "Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!"
- публичное признание Катерины.
6. Развитие внутреннего конфликта Катерины и развязка - V действие:
- отказ Тихона от протеста и защиты жены: "Я вот возьму, да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится ";
- бегство Варвары и Кудряша как побег из "темного царства";
- осознание Катериной невозможности жизни в семье Кабановых, безвыходности своего положения и страх перед самоубийством как тяжким грехом: "... уж душу свою я ведь погубила";
- встреча с Борисом - аналог прощания с Тихоном;
- выбор Катериной способа разрешения внешнего и внутреннего конфликта: "Ни одного нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу ";
- смерть героини как избавление: "Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... А поймают меня да воротят домой насильно... Ах, скорей, скорей!";
- оценка окружающими самоубийства Катерины как отчаянного протеста против жестоких нравов "темного царства": "Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!" (Кулигин), "Маменька, вы ее погубили!" (Тихон).
III. "Гроза" - самое решительное произведение Островского " (Н.А.Добролюбов).