Обломова в романе И.А.Гончарова "Обломов"
Тезисно-цитатный план сочинения
I. Значение сна Обломова - объяснение истоков черт национального русского характера на примере истории детства героя.
II. Содержательная роль сна Обломова. Элементы описания Обломовки, важные для выражения основной
проблемы.
1. Природа, течение времени:
- "... Оно (небо) распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод";
- "Все сулит там покойную долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть";
- "Как все тихо, сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок!".
2. Особенности жизни в поместье:
- "Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке";
- "Наступал час всеобщего послеобеденного сна"-,
- "... выпивается чашек по двенадцати чаю...",
- "После чая все займутся чем-нибудь: кто пойдет к речке и тихо бродит по берегу...; другой сядет к окну и ловит глазами каждое мимолетное явление"-,
- "У них, как и у всех людей, были и заботы, и слабости, взнос подати или оброка, лень и сон; но все это обходилось им дешево, без волнений крови" (жизнь поместных крестьян);
- "Ничто не нарушало однообразия этой жизни, и сами обломовцы не тяготились ею, потому что и не представляли себе другого житья-бытья".
3. Особенности воспитания маленького Илюши:
- неумеренная забота окружающих –
"... няня начинает натягивать ему чулочки"; "... начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками"; "Он не внимал запрещениям матери и уже направлялся к соблазнительным ступеням, но на крыльце показалась няня и кое-как поймала его";
"...Напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей";
- воспитание на сказках, приметах, вере в чудесное – "И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной смысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины...";
- отношение к труду –
"Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли";
- отношение к образованию –
"Старики понимали выгоду просвещения, но только внешнюю его выгоду".
4. История с письмом как прообраз поведения Ильи Ильича.
III. Композиционное значение сна.
1. В главе "Сон Обломова" (первая часть романа) предпринимается попытка объяснить поведение героя в начале действия.
2. Является своеобразной экспозицией последующих поступков героя. Таким образом, "Сон Обломова" становится структурным элементом, связывающим все части романа.
IV. "...Он (сон Обломова) проясняет и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения"(A. Дружинин).
Сюжет и композиция романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Тезисно-цитатный план сочинения
I. В снове сюжета романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" - конфликт поколений, перенесенный из плоскости семейных отношений в плоскость социально-философских споров. Композиция романа помогает определить позиции героев с одной стороны, и позицию автора по отношению к героям - с другой.
II. Сюжет и композиция романа.
1. Противопоставление - основной композиционный прием.
Контраст, обусловленный конфликтом, задан:
- заглавием - "Отцы и дети";
- описанием внешности героев (в завязке романа):
а) красная, обветренная рука Базарова - белая аристократическая рука Павла Петровича;
б) балахон Базарова - изысканные туалеты старшего Кирсанова:
"...Высокогороста в длинном балахоне с кистями, лицо его, длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум", "Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов".
2. Кульминация идеологических споров – X глава. Аспекты расхождения позиций:
- отношение к природе;
- отношение к искусству;
- нравственные основы;
- взгляды на социальную организацию общества.
3. Завязка любовной интриги, знакомство с Ситниковым и Кукшиной – главы XII-XIII:
- гротесковость образов "последователей" Базарова;
- портрет Ситникова: "Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом ";
- эмансипированная Кукшина вызывает неприязнь у Базарова. Бездетность Кукшиной - символ бесперспективности идей нигилизма: "...Слава Богу, у меня нет детей ".
4. Кульминация любовных отношений - XIII глава. Эволюция взглядов и чувств героя:
- первоначальная теория: "Нравится тебе женщина... старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля клином не сошлась " (Базаров - Аркадию);
- поездка в город, впечатление от Одинцовой: "... Этакое богатое тело! - хоть сейчас в анатомический театр ";
- в усадьбе Одинцовой: "Базаров сознавал романтика в самом себе ";
- объяснение с Одинцовой, Базаров сохраняет чувство собственного достоинства: "Человек я бедный, но милостыни до сих пор не принимал ";
- объяснение перед смертью: "Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет"( Одинцовой.)
5. Кульминация личностных отношений – XXIV глава.
Необычное разрешение конфликта - дуэль:
- "...дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно- дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически" (И.С.Тургенев);
- Базаров перестает видеть в Павле Петровиче противника, а видит только страдающего пожилого человека: "Вы поступили благородно" (Павел Петрович).
6. Отношения Базарова с родителями – главы XX, XXI, XXVII:
- первый приезд: декларируя чувства как инстинкт, Базаров тяготится любовью родителей (прерывает ученые разговоры отца, снисходителен к матери);
- второй приезд: изменение отношения к родителям: "Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать ".
7. Композиционная роль эпилога - авторский взгляд на будущее России:
- упоминание о Ситникове и Кукшиной - подтверждение абсурдности идей нигилизма и его обреченности;
- жизнь Николая Петровича и Аркадия - идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в будущей России);
- судьба Павла Петровича - итог жизни, загубленной пустыми любовными хлопотами (без семьи, без любви, вдали от Родины);
- судьба Одинцовой - вариант состоявшейся жизни: героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России;
- описание могилы Базарова - декларация вечности природы и жизни, временности пустых социальных теорий, претендующих на вечность: "Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной... ".
8. Символическое значение смерти Базарова:
- у идей нигилизма нет будущего;
- пусть позднее, но прозрение героя, пробуждение: человеческая натура одерживает верх над ошибочной идеей. Базаров стремится не показать своих страдании, утешить родителей, не помешать им искать утешения в религии:
"И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру: куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь задача для гиганта - как бы умереть прилично. Хотя никому до этого дела нет... Все равно вилять хвостом не стану"; "Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг" (Д.И.Писарев).
III. Сюжет и композиция романа "Отцы и дети" помогают писателю представить свой взгляд на новые явления российской жизни, на ее будущее.
Сюжет и композиция романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Развернутый план сочинения
I. Жанровые особенности романа и их связь с сюжетом "Преступления и наказания".
II. Композиционное соотношение частей доказывает второстепенность детективного сюжета (совершению преступления посвящена одна часть, остальные - поискам истины и проблемам возмездия).
1. Первая часть - подготовка и совершение преступления (соотношение частей: шесть глав о развитии теории Раскольникова, собственно убийству посвящена последняя глава):
- жизнь героя;
- социальные предпосылки зарождения теории Раскольникова;
- исповедь Мармеладова;
- пьяная девочка на бульваре;
- разговор студента и офицера;
- письмо матери;
- первый сон Раскольникова - об убийстве лошади;
- совершение преступления: двойное убийство старухи-процентщицы и ее сестры;
- смерть безвинной Лизаветы - первая "трещина" в теории Раскольникова.
2. Вторая часть - анализ состояния героя после совершения преступления, знакомство с основными персонажами:
- болезненное состояние героя: страх, подозрительность. Кульминация - посещение конторы, обморок;
- знакомство с "двойником" - Лужиным. Отталкивающая теория Лужина, введенная в стиль жизни;
- смерть Мармеладова;
- первая встреча с Соней;
- второй сон - об избиении квартирной хозяйки – отражение душевного состояния Раскольникова.
3. Третья часть - дискуссии вокруг теории Раскольникова, ее подтверждения и опровержения:
- рассказ матери и сестры Раскольникова о Свидригайлове. Образ второго "двойника" - порок, введенный в принцип жизни; начало интеллектуального поединка с Порфирием Петровичем;
- третий сон - переживание убийства заново, явление жертвы;
- крайнее напряжение душевных сил Раскольникова.
4. Четвертая часть – встречи и разговоры, опровергающие теорию героя:
- дискуссии со Свидригайловым (противоборство дьявольского и божественного начал);
- теория Лужина – теория хозяина жизни;
- Соня и Раскольников: близость судеб и полярность мировоззрений;
- значение библейской истории "Воскресение Лазаря" в эволюции взглядов героя;
- диалог-борьба с Порфирием Петровичем;
- признание Миколки - формальное освобождение героя от подозрений.
5. Пятая часть – жизнь опровергает теорию Раскольникова:
- трагизм положения и духовная сила Сони;
- трагизм судьбы Катерины Ивановны и детей;
- признание Раскольникова Соне (душа не выдержала и ждет суда);
- Соня - судья и спаситель.
6. Шестая часть – последняя борьба живой души и мертвой теории:
- свидание с Порфирием Петровичем в квартире Раскольникова. Убежденность следователя в виновности подозреваемого, отказ героя прийти с повинной;
- самоубийство Свидригайлова: душа, отданная аду, жить не может;
- признание Раскольникова, отсутствие раскаяния.
7. Значение эпилога – воскрешение души Раскольникова, окончательная победа божественного над дьявольским:
- жизнь на каторге;
- четвертый сон – мировое воплощение теории в жизнь;
- возрождение к новой жизни, любовь к Соне, возвращение к людям.
III. Сюжет и композиция романа направлены на решение автором основной проблемы: показать преступность и несостоятельность античеловеческой теории, преодоления личных и социальных противоречий за счет страдания других, проследить борьбу ада и рая в человеческой душе.
Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.
Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через «соседство» с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
При характеристике героя литературного произведения Вам поможет план:
- Определение места героя среди других персонажей.
- Степень участия и его роль в конфликте.
- Наличие прототипов и автобиографических черт.
- Анализ имени.
- Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
- Речевая характеристика.
- Описание предметов быта, жилища, "одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
- Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
- Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
- Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
- Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
- Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
- Оценка литературного персонажа его современниками.
- Герой как порождение своей эпохи и выразитель определённого мировоззрения.
- Определение типического и индивидуального в литературном герое.
Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза".
Тезисно-цитатный план сочинения
I. Катерина - "второй (после Татьяны) в русской литературе истинно русский образ женщины" (Аполлон Григорьев).
II. Образ Катерины.
1. Детство героини повлияло на ее характер:
- "жила... точно птичка на воле ";
- "работать не принуждала ";
- "у нас полон дом был странниц и богомолок ";
- "И до смерти я любила в церковь ходить!"',
- "...ночью встану... и молюсь до утра".
2. Принципиально, что Островский выбирает героиню в купеческой среде. Более патриархальной, чуждой новым веяниям. Это усиливает драматизм конфликта и мотивацию протеста.
3. Катерина - самый сильный характер пьесы:
а) решительность:
- "Такая я уж зародилась, горячая!"',
- "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь ";
б) правдивость:
- "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу ";
в) долготерпение:
- "Уж я лучше буду терпеть, пока терпится ";
г) поэтичность:
- "Отчего люди не летают?"
д) религиозность:
- отношение к измене как греху;
- отношение к самоубийству как греху;
- "Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится";
е) суеверность:
- боязнь грозы как Божьей кары.
4. Образ Катерины противопоставлен в пьесе другим персонажам и в то же время сопоставим с ними:
а) противостояние Катерины и Кабанихи определяет главный внешний конфликт пьесы (противостояние веяний нового и патриархальных устоев, домостроя);
б) сильный характер героини противостоит слабым характерам Тихона и Бориса - людей, смирившихся с властью самодуров:
- "К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду, и по речам не похож на остальных окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы" (Н.А.Добролюбов).
в) образ Катерины оказывается противопоставлен и тем, кто выражает протест "темному царству" - Варваре и Кудряшу. Эти персонажи приспосабливаются к жизни до времени (Варвара прибегает ко лжи, Кудряш ведет себя, как Дикой), а затем бегут. Сопоставление: Катерина, Варвара, Кудряш - молодое поколение; противопоставление: Варвара - незамужняя девушка; Катерина - замужем;
г) образ Кулигина сопоставим с образом Катерины, так как он тоже протестует против нравов Калинова, но протест его выражается исключительно словесно.
5. Отношение автора к героине выражается в самом построении пьесы: помимо внешнего конфликта, существует и конфликт внутренний - в душе Катерины - между долгом и чувством.
6. Средства создания образа Катерины подчеркивают ее исключительность. Особенно речь, содержащая множество поэтизмов. Особенно это проявляется в монологах героини.
III. Историческая значимость появления такого женского характера в русской литературе второй половины XIX века - предвестие необходимости перемен в социальной жизни России.
Образ главного героя в романе И.А.Гончарова "Обломов".
Тезисно-цитатный план сочинения
I. Цель И.А.Гончарова при создании образа Обломова – показать типические черты уходящего патриархального русского дворянства, раскрыть некоторые загадки русского национального характера.
II. Обломов - последний "лишний человек" в русской литературе.
1. Детство - основа формирования характера героя:
а) патриархальный уклад жизни Обломовки:
- "Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти ";
- "первобытная лень, простота нравов, тишина и неподвижность ";
б) отношение к труду:
- труд - неприятная необходимость, тихое течение жизни нарушается "болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом";
в) сказочность существования, уход в мир мечтаний:
- "бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка ";
г) стремление родителей оградить сына от тревог и усилий жизни, преподнести все блага жизни "как-нибудь подешевле, с разными хитростями ";
д) результат воспитания:
- "ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая"',
е) учеба в пансионе:
- "по необходимости ";
- "серьезное чтение утомляло его ";
- "поэты задели... за живое ";
ж) отношение к службе:
- романтическое представление о службе как о семье;
- столкновение с действительностью – отставка.
2. Характер героя:
а) апатичность, бездеятельность, лень:
- "лежание у Ильи Ильича... было его нормальным состоянием ";
б) мечтательность, понимание своего безволия:
- "...жгучие упреки совести язвили его, и он всеми силами старался... найти виноватого вне себя и на него обратить жало, но на кого?";
в) тонкость чувств:
- "у него на лице сияла заря со дна души восставшего счастья ";
- "давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг " (Обломов слушает пение Ольги);
г) природный ум, постепенно умирающий:
- "Болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь умершее...";
д) чувство собственного достоинства:
- защита Агафьи Матвеевны, когда Штольц пренебрежительно отозвался о ней.
3. Испытание любовью - традиционно для русской
литературы. Обломов не выдерживает испытания.
1) Этапы любовной истории с Ольгой Ильинской:
а) идея Штольца "пробудить" Обломова;
б) изменения в Обломове, вызванные знакомством с Ольгой:
- "на лице ни сна, ни усталости, ни скуки ";
- "халата не видать на нем ";
- "сидит с книгой или пишет ";
- "лишь проснется утром, первый образ в воображении – образ Ольги";
в) счастливое ответное чувство:
- "жила и чувствовала жизнь только с Обломовым ";
г) сомнения, возникающие у Обломова:
- "Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?";
д) решение отказаться от любимой. Причина двояка: боязнь перемен; осознание собственной неспособности сделать Ольгу счастливой:
- "любовь - претрудная школа жизни ";
е) Ольга – об Обломове:
- "Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!"
2) Любовь Агафьи Матвеевны - обожествление Обломова:
- "решил, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии ";
- потеряв всех, "она поняла... что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда ";
4. Система образов строится центростремительно: все герои располагаются вокруг фигуры Обломова:
- Штольц – контраст;
- любящие женщины;
- слуга Захар - пародия на барина;
- особенность отношения всех персонажей к Обломову: уважение и любовь.
5. Средства создания образа:
а) портрет:
- "человек... среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами ";
- душа "открыто и ясно светилась в глазах";
- "обрюзг не по летам ";
б) речевая характеристика:
- "примирительные и успокоительные" слова "авось", "небось", "как-нибудь";
в) отношения с другими персонажами;
г) введение образов-антагонистов;
д) введение образов-двойников.
III. Обломов - дворянин 60-х годов XIX века. В его жизни отражена судьба поколений дворян. Вывод Гончарова: дворянство, талантливое, одаренное, имеющее высокие идеалы, уходит с исторической арены, теряет жизненную силу, терпит поражение при столкновении с реальной действительностью (Обломов "готовился к поприщу", но потом понимает, что все члены общества - "мертвецы, спящие люди", и общественная деятельность теряет для него всякий смысл).
Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Развернутый план сочинения
I. Раскольников - герой нового типа – альтернатива образу "новых людей", созданному Н.Г.Чернышевским.
II. Образ Родиона Раскольникова.
1. Детство:
- любящая семья;
- атмосфера доверия и дружбы;
- первый сон Раскольникова как отражение впечатлений детской души: "Бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, охватывает ее мертвую, окровавленную морду, целует ее в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку ".
2. Социальный статус:
- студент юридического факультета - принципиальный факт, так как именно юристы занимаются законностью;
- беден, вынужден сам зарабатывать себе на пропитание и на оплату учебы (частные уроки, переводы, статьи);
- материально его поддерживает семья (мать и сестра);
- типичная судьба разночинца.
3. Черты характера:
- доброта и благородство:
а) отдает деньги семье Мармеладова;
б) спасает от преследования пьяную девочку на бульваре;
в) одна из причин убийства процентщицы - помочь матери и оградить сестру от постылого замужества;
- аналитический ум;
- решительность;
- тонкая душевная организация, возбудимость, нервозность.
4. Теория Раскольникова и хроника преступления:
- содержание теории: разделение всех людей на "право имеющих" и "тварей дрожащих", то есть на сильных личностей, которым многое позволено, даже "переступить через кровь", и тех, чье единственное "право" - быть жертвой;
- причины, побудившие Раскольникова сделать "пробу":
а) помочь семье – избавить Дунечку от унизительного брака с Лужиным;
б) убить никчемную старуху и на ее деньги помочь многим бедным талантливым людям выбраться из нищеты, принести пользу людям;
- события, подталкивающие героя к преступлению:
а) подслушанный разговор студента с офицером;
б) исповедь Мармеладова;
в) сцены из уличной жизни: судьба пьяной девочки на бульваре, утопленница;
г) собственное бедственное положение;
д) обстановка нищеты и беспросветности - мрачные картины быта Петербурга;
- воплощение замысла:
а) запланированное убийство Алены Ивановны;
б) случайное двойное убийство невинной и по- детски беззащитной Лизаветы и ее нерожденного ребенка.
5. Несоответствие теории душе героя (композиция романа - большая часть о наказании, а не о преступлении):
- Раскольников не воспользовался деньгами, взятыми у старухи;
- он испытывает тяжкие душевные муки: "Знаешь, Соня... если б я зарезал из-за того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был! Знай ты это!"',
- чувствует себя отрезанным от всего мира.
6. Система образов в отношении к теории Раскольникова:
- образы униженных и оскорбленных, подтверждающие несправедливость этого мира (Мармеладов, Катерина Ивановна);
- образы-двойники Раскольникова - в практической жизни руководствуются теорией " все дозволено" (Свидригайлов, Лужин);
- образы, опровергающие теорию Раскольникова (Дунечка, Разумихин, Порфирий Петрович, Сонечка Мармеладова).
7. Значение образа Сони Мармеладовой в судьбе героя и конфликте романа:
- близость судьбы Сони и Родиона Раскольникова (оба преступили черту - убийца и блудница);
- принципиальное различие: идейное противостояние (Соня, став проституткой, сохранила душу, в основе ее падения – жертвенность; Раскольников, убив старуху и Лизавету, "убил себя", в основе его преступления - гордыня и духовное падение);
- роль Сони в покаянии Раскольникова: ее отношение к жизни, диалоги с Раскольниковым помогают герою заново увидеть мир, понять, что разделение людей на две категории аморально и преступно, подвигают героя к раскаянию и покаянию.
8. Отношение автора к герою определяется отношением к античеловечной теории Раскольникова: человек, подчиняющий себя подобной идее, обречен на падение в ад. Спасение - не в наказании извне, а только в искреннем покаянии и искуплении - не формальном (покаяние Раскольникова на площади, признание у следователя), а внутреннем (приходящем к герою на каторге).
9. Средства раскрытия образа:
- портрет: "Он был до того худо одет, что иной, даже и приличный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу ";
- поступки (помощь другим людям, убийство);
- описание психологического состояния героя (болезнь Раскольникова, ощущение "отрезанности от всего мира", нелогичность поступков);
- сны Раскольникова - отражение его внутренней жизни;
- монологи и диалоги героя;
- отношения с другими персонажами.
III. Интерес Достоевского к социальным процессам, происходящим в России. Губительность ложных теорий, подчиняющих и выхолащивающих души людей, лишая их человечности. Образ Раскольникова – прообраз всевозможных "антигероев" и идей XX века, которые провозглашали идеи возможности избранных личностей решать судьбы людей и всего человечества.
Средства раскрытия характера главного героя в романе И.А.Гончарова "Обломов"
Тезисно-цитатный план сочинения
I. Особенности творческой манеры писателя.
"Я писал только то, что переживал, что мыслил и чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало " (И.А.Гончаров).
II. Средства раскрытия характера Обломова.
1. Портрет, выделение основной черты характера:
"Это был человек лет тридцати двух-трех от роду... приятной наружности, с глазами, гулявшими беспечно по стенал1, по потолку, с тою неопределенною задумчивостью, которая показывает, что его ничто не занимает, ничто не тревожит. Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки. Но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души".
2. Прямая характеристика героя другим персонажем: "Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!" (Ольга об Обломове).
3. Образы двойники и антагонисты {см. "Система образов");
4. Отношение к другим людям (история любви к Ольге Ильинской).
5. Речь персонажа: повторяющаяся фраза Обломова: "Не подходите, не подходите: вы с холода!", "Что ты? Бог с тобой! Этакой холод...".
6. Авторский комментарий к действиям героя, включающий внутреннюю речь: "Легко ли? Предстояло думать о средствах к принятию каких- либо мер ", "Что же это я в самом деле? Надо совесть знать: пора за дело!.. ", "..но, подумав немного, с заботливым лицом и со вздохом, медленно опять улегся на своем месте".
7. Детали-символы:
- халат - символ обломовщины: "Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на плечах; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела ");
- ветка сирени - символ зарождающейся любви;
- девиз "Теперь или никогда" как стимул для пробуждения Обломова.
8. Поступки героя (свидетельства "добрых начал", заложенных в натуре Обломова):
- пощечина Тарантьеву, когда тот дурно отзывается о Штольце;
- достойный ответ Штольцу на пренебрежительное отношение к Агафье Матвеевне.
9. Сон Обломова как объяснение истоков его характера (см. "Конфликт, сюжет, композиция").
III. Новаторство Гончарова в создании образа Обломова.