Приднестровье в эпоху бронзового века.




Ухудшение климата, увеличе­ние численности домашних животных привели к истощению старых пастбищ и поста­вили скотоводов перед необходимостью поиска новых плодородных земель. С середи­ны III тыс. до н. э. начинается массовая миграция в этот регион многочисленных ско­товодческих племен, генетически не связанных со своими предшественниками. Наря­ду с новым укладом жизни они приносят и качественно новый обряд погребения. Имен­но с этого времени в Поднестровье широко разворачивается возведение курганов, на­всегда определивших историческое своеобразие местного степного ландшафта.

В течение III и особенно II тыс. до н. э. здесь активно перемещались многочисленные скотоводческие племена и народы, пос­ледовательно уступая место друг другу. В это время происходит разложение первобыт­ного коллективного хозяйства, утверждаются патриархальные отношения и, как след­ствие, окончательно выделяется племенная верхушка. На огромных степных простран­ствах Восточной Европы изменяется хозяйственный уклад жизни - на смену земледель­ческим культурам приходят скотоводческие.

Племена ямной культуры. Ямная культура сформировалась еще в эпоху энеолита, когда ее отдельные племена начали постепенное продвижение с востока на запад, проникнув в эпоху ранней бронзы на пространства Нижнего и Среднего Поднестровья. Первые па­мятники этой культуры относятся к середине - второй половине III тыс. до н. э. Отсут­ствие в этом регионе поселений или стоянок позволяет считать, что основной формой хозяйства у ямных племен было, скорее всего, подвижное скотоводство.

Подвижный образ жизни скотоводческих племен исторически закономерен и кос­венно подтвержден сотнями однотипных курганов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. Высокая мобильность степного населения подтверждается и находками в захоронениях одинаковых четырехколесных повозок, которые благодаря массивным формам вполне могли заменять кочевнику дом. Данная категория находок свидетельствует не только об освоении степных пространств, но и об основном виде экономики скотоводческих племен, а также образе их жизни.

Население ямных племен занималось преимущественно скотоводством и разводи­ло мелкий и крупный рогатый скот, а также лошадей. Определенную роль, вероятно, играло и земледелие, о чем говорят обнаруженные на некоторых сосудах отпечатки куль­турных растений и следы их местной обработки. Охота и собирательство особого зна­чения не имели.
Погребения данной культуры обнаружены во всех районах Приднестровья. В север­ной части региона эти племена поддерживали тесные контакты с носителями культур шнуровой керамики и шаровидных амфор Карпатского бассейна, а на юге - с рядом культур раннебронзового века Балканского полуострова. Таким образом, здесь четко вы­деляются два основных направления миграции ямных племен. Одновременно происхо­дило взаимодействие и с племенами усатовской группы. Находки как усатовских импортов в ямных погребениях, так и ямных в усатовских свидетельствуют о длительных и преимущественно мирных контактах между двумя группами степного населения.

В начале II тыс. до н. э. на позднем этапе развития ямной культуры решающую роль начинают играть усиливающиеся центробежные тенденции. Они были обуслов­лены периодом сосуществования ямных племен с различными катакомбными группа­ми, проникавшими с востока на территорию Приднестровья. К тому же, вероятно, про­исходила взаимная ассимиляция при доминирующем влиянии со стороны катакомбной культурно-исторической общности. Наличие типичных катакомбных наконечников стрел в некоторых костяках ямной культуры свидетельствует о сложном характере отноше­ний между двумя группами скотоводов. Очевидно, со временем позднеямные племена были полностью ассимршированы и подверглись культурной трансформации со сторо­ны племен катакомбной культуры.

Население катакомбной культуры. Расселение катакомбных пле­мен, получивших свое название по характерной черте погребального обряда, начина­ется приблизительно в конце XIX - XVIII в. до и. э. В этот период отдельные группы катакомбного населения проникают в Нижнее Поднестровье, почти целиком занятое ямными племенами.

Эта культура представлена исключительно погребальными памятниками и харак­теризуется отсутствием в данном регионе поселений. Умерших хоронили в катаком­бах, преимущественно в вытянутом положении на спине. Как правило, для погребе­ний использовались насыпи более ранних энеолитических и ямных курганов.

В этот период широкое распространение получают каменные боевые топоры, иногда ук­рашенные орнаментом. Такой полированный топор из базальта и обломок аналогичного то­пора, украшенные изящным рельефным орна­ментом, были обнаружены в центральном под­курганном погребении близ Тирасполя. Судя по прекрасной сохранности и отсутствию сле­дов сработанности, это орудие являлось парад­ным и принадлежало вождю или старейшине племени. Из орудий труда катакомбной культуры следует отметить бронзовые ножи листовидной фор­мы, комбинированные орудия на кремневой пластине и небольшие шилья, изготовленные из кавказских мышьяковистых бронз.

Развитие в период ранней бронзы главным образом скотоводческого хозяйства при почти застойном земледелии тормозило внутриобщинное разделение труда. Эти обсто­ятельства в определенной мере обусловили относительный застой патриархальных об­ществ данного времени.

Племена культуры многоваликовой керамики. Культура мно­говаликовой керамики была выделена относительно недавно и получила свое название по наиболее характерному для нее типу керамической посуды. Пере­селяясь на запад и постепенно ассимилируя остатки населения ранней бронзы, племе­на культуры многоваликовой керамики формируют несколько культурных вариантов. Один из них - юго-западный образовался в междуречье Днестра и Прута и включал в себя территорию Поднестровья.

В отличие от предшественников носители культуры многоваликовой керамики по­степенно переходят к относительной оседлости. Ощутимые изменения происходят в хозяйстве: распространяется придомное скотоводство, широко практикуется отгон ско­та на летние пастбища. Наряду с традиционными для скотоводчества животными раз­водятся свиньи. Значительное место в хозяйстве начинает занимать пашенное земле­делие с использованием тягловой силы животных.

Погребальные памятники культуры многоваликовой керамики встречаются прак­тически во всех районах Приднестровья, где они представляют собой единый культур­но-хронологический массив. Проведенные здесь исследования позволяют датировать ее двумя столетиями: конец XVII - XV в. до н. э.

Племена сабатиновской куль­туры. Приблизительно к XIII в. до н. э. в Днестровско-Прутском междуречье в оче­редной раз происходят изменения в составе местного населения. Этот регион разделя­ется на две культурно-исторические зоны: северную, населенную племенами культуры ноуа и характеризующуюся лесостепным ландшафтом, и южную - степную, в которой обитали племена сабатиновской культуры. Возникнув в районе среднего Прута, земле­дельческо-скотоводческая культура ноуа не распространилась на территорию Приднес­тровья, поэтому нам известны лишь сабатиновские памятники.

Ее возникновение связано со сложными процессами, происходившими в среде носителей культуры многовалико­вой керамики под влиянием современных им племен левобережья Днепра. Сабатинов­ская культура занимала значительные степные пространства междуречий Днестра и Пру­та, Южного Буга и Нижнего Поднепровья. Ее памятники открыты в южной части При­днестровья и представлены подкурганными захоронениями. В районе курганной груп­пы у с. Ново-Котовск в 1988 г. были отмечены характерные для данной культуры специ­фические археологические памятники - зольники - по одной из гипотез, ритуальные сооружения, посвященные культу очага. В результате раскопок у с. Терновка в 1989 г. был получен незначительный археологический материал, состоящий из фрагментов ке­рамики, каменных топоров, костяных и кремневых орудий, присущих сабатиновской культуре.

Хозяйство основывалось на пашенном земледелии и разведении крупного и мелкого рогатого скота, свиней и лошадей. В земледелии преобладало выращивание зерновых и бобовых культур, отпечатки зерен которых неоднократ­но встречаются на сосудах данной культуры.

Важным показателем значительного развития культур эпохи поздней бронзы, в том числе и сабатиновской, является широкое распространение металлообработки, которая приводит к внедрению в хозяйство и быт изделий из оловянистых бронз. Металл в виде слитков доставлялся главным образом из рудных районов Карпат, а затем перерабаты­вался на месте. В этот период широко использовалась отливка изделий в каменных литейных фор­мах, что привело к возникновению профессии мастера-литейщика.

Просущество­вав около трех столетий (ХШ-ХИ вв. до н. э.), культура сабатиновских племен пере­оформляется и сменяется в этом регионе белозерской.

Племена белозерской культуры. Для данной группы племен характерны скорченное положение погребенных на боку и наличие в захоронениях специфической чернолощеной посуды достаточно качествен­ного производства. Изредка в захоронениях встречаются бронзовые украшения и неболь­шие орудия труда (шилья и проколки). Наря­ду с курганным практиковался и бескурганный обряд захоронений. Однако грунтовые могильники белозерской культуры, располо­женные в непосредственной близости от кур­ганов, пока найдены лишь на территории Ук­раины и Буджакской степи в Молдове. И хотя памятники этого времени обнаружены со­всем недавно и изучены весьма слабо, полу­ченные материалы позволяют утверждать, что основу хозяйственной деятельности бело- зерских племен составляли земледелие и ско­товодство, а их культурные традиции сыгра­ли определенную роль в становлении кимме­рийских, а затем и скифских племен.

Характерные для эпохи бронзы формы скотоводства, пашенное земледелие и метал­лообработка решительно выдвинули мужской труд на первый план, что привело к учету родства и наследованию по отцовской линии. В эту эпоху окончательно устанавливаются патриархальные отношения, усложняется со­циальная структура общества, усугубляется имущественное неравенство.

Немаловажным явлением общественной жизни эпохи бронзы стали вооруженные кон­фликты, которые превращаются в постоянно действующий социальный фактор. Война от­крывала перспективы быстрого обогащения не только вовлеченных в нее племен, но и отдельных людей. Отчуждение собственно­сти у иноплеменников нередко сопровождалось значительными миграционными про­цессами.

Усиление влияния войны на общественную жизнь проявилось в укреплении посе­лений и появлении стандартных типов оружия: боевых топоров, копий, кинжалов, ме­чей и пр. Среди вооруженных общинников выделяется особый слой воинов-професси­оналов. Добыча и насильственное перераспределение богатств становятся важной фор­мой экономической жизни. О возрастании роли военных вождей свидетельствуют от­дельные захоронения с богатым инвентарем и сложными погребальными конструкци­ями. Наступает период военной демократии, когда не только отдельные племена, но и целые союзы племен образовывали могущественные объединения. Их ударную силу составляли, вероятно, колесничие, вооруженные копьями и боевыми топорами. Так по­всеместно происходит усиление военного могущества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: