Прием Схема: «Вижу — слышу — чувствую...»




Приём «Диаграмма Венна»

 

Приём способствует развитию аналитического мышления, обучает сравнению разных текстов, стимулирует активизацию наблюдательности, памяти, речи, обучает умению высказывать свою точку зрения в группе, уважительно относиться к решениям партнёров, даже при условии несовпадения мнений.

Прочитайте фрагменты стихотворений:

 

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... (Ф. И. Тютчев)   Ковёр зимы покрыл холмы, Луга и долы. Под ледяной своей корой Ручей немеет; Всё цепенеет, Лишь ветер злой, бушуя, воет И небо кроет седою мглой... (Е. Баратынский)  

 

- Что общего вы увидели в этих стихотворных строках?

- О чём они?

- Можете ли вы утверждать, что ваше восприятие каждого фрагмента абсолютно одинаково? Почему?

- Какое стихотворение, на ваш взгляд, лиричнее, образнее? Подтвердите свой ответ строчками фрагмента.

- Какое стихотворение показалось вам философским, ярко отражающим мнение автора об особой сущности природы? Подтвердите свой ответ строчками фрагмента.

- Подчеркните в текстах стихотворений однородные члены предложения.

- Объясните свой выбор.

- А теперь трансформируйте информацию ваших ответов в графику, используя диаграмму Венна — схематическое изображение всех возможных пересечений.

Для получения результата следуйте правилам: 1) на пересечении двух окружностей запишите общие признаки, объединяющие фрагменты стихотворений Ф. И. Тютчева и Е. Баратынского; 2) по обеим сторонам окружности запишите отличительные признаки стихотворений (какие вы смогли заметить).

Оцените результаты — свои и ваших партнёров в других группах.

Диаграмма Венна «Сходство и различия предложенных фрагментов стихотворений Ф. И. Тютчева и Е. Баратынского о природе»

 

 
 

 

 


Прием Схема: «Вижу — слышу — чувствую...»

 
 


чувствую

 

вижу

слышу

 

 

Использование приёма позволяет учащимся внимательно прочитать текст, посмотреть на него глазами автора, чтобы увидеть, услышать и почувствовать то, что он сказал.

Приём формирует способность записывать информацию в сжатой форме, т. е. содержит элементы информационной переработки текста.

Для работы можно использовать текст диктанта с взаимопроверкой.

 

Белкин мухомор

1) Зима для зверей — время суровое. Все к ней готовятся. Медведь и барсук сало нагуливают, бурундук орехи кедровые запасает, белка сушит грибы. И всё тут просто. Сало, грибы, орехи зимой пригодятся.

2) Просто, да не со всеми!

3) Вот, например, белка. Сушит она осенью на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики. Грибы все хорошие и съедобные.

Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг мухомор! Для чего белке мухомор ядовитый?

4) Может, молодые белки по незнанию мухоморы сушат? Может, сухой мухомор становится неядовитым? А может, после сушки мухомор будет нужен белкам как лекарство?

5) Точной отгадки нет. Вот бы всё разузнать и проверить!

(По Н. С л а д к о в у)

 

Задания 1. Прочитайте текст. Найдите в 1-м абзаце предложения с однородными членами. Подчеркните их, составьте схему предложения.

2. Выполните синтаксический разбор 1-го предложения текста.

3. Охарактеризуйте по цели высказывания и интонации все предложения 4-го абзаца.

 

Задания 2, связанные с использованием названного приёма: Чувствую Вижу Слышу

1. Три группы получают задание подготовить информацию по одному из трёх направлений схемы и предложить её всем участникам работы.

2. Четвёртая группа наполняет схему полученной информацией.

 

Работаем индивидуально

1) Что можно сказать об авторе текста Н. Сладкове? Каково его отношение к природе?

2) Что удивительного вы открыли для себя, прочитав фрагмент?

3) Помог ли вам текст внимательнее понаблюдать за природой, чтобы увидеть то, что она, возможно, скрывает от посторонних глаз?

4) В чём, на ваш взгляд, состоит любовь к природе?

 

 

3. Задание предполагает развитие умений работать с информацией,

представленной в разных видах. (Учащиеся читали текст про избу). Рассмотрите рисунок:

 

 

 

 

Представьте, что перед вами, таким образом, представлено одно из

предложений текста. Предположите, какова особенность структуры

предложения? (Состоит из 5 предикативных частей, связанных бессоюзной связью). Найдите в тексте предложение, которое могло бы соответствовать рисунку.

 

Если предложение найдено и оно почти соответствует вашим условиям, но условных изображений (количество «человечков») для него, на ваш взгляд, должно быть больше, дорисуйте недостающие элементы. Прочитайте своё предложение, подробно истолковывая ход ваших рассуждений.

 

Прогнозируемый ответ: рисунку соответствует предложение № 5 из текста: Ходило над нею холодное солнце (1), выли метели (2), с грохотом проносились на улице лесовозы (3), звучали голоса ребят, возвращающихся из школы (4), - и ни на что Агафьина изба отозваться не могла.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: