Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.




Урок русского языка.

Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация субъектного опыта.

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

- произнесите слова с правильным ударением.

Эксперт, щавель, христианин, ходатайство, феномен, упрочение, упорядочение, украинский, углубить, столяр, средства, афера, арахис, атлас (географическая карта), атлас (ткань), аэропорты.

III. Изучение новых знаний и способов деятельности.

1. В предложениях с однородными членами иногда используются обобщающие слова, которые служат более общим обозначением находящихся при нем однородных членов. Однородные члены уточняют, конкретизируют обобщающее слово и выполняют одинаковую с ним роль в предложении.

- Прочитайте в параграфе 33 стр. 136. Первый пункт.

Например: Кое-где попадались старые большие деревья: тополь, липа, осокорь … (В. Арсеньев.)

(Осокóрь, чёрный тополь (Populus nigra), листопадное двудомное дерево семейства ивовых. Высота до 30 м и до 2 м в диаметре; крона широкая, сильно ветвистая.)

2.В роли обобщающих слов могут использоваться:

1) местоимения и местоименные наречия все, всегда, везде, всюду, никуда, нигде и т. Д.:

Например: Все: лицо, походка, взгляд, голос — все вдруг изменилось в ней. (Л. Толстой.)

2) другие части речи, а также цельные словосочетания и фразеологизмы:

Например: Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. (В. Короленко.)

 

3.Где может стоять обобщающее слово в предложении? Знаки препинания при обобщающем слове. Изучите материал параграфа (следующие пункты).

4. Выполните задание. Запишите предложение. Найдите однородные члены, обобщающее слово при них. Черным шрифтом выделено предложение, где знаки расставлены. Попробуйте объяснить расстановку знаков. Опирайтесь на материал учебника. Обратите внимание, как строятся схемы. К каждому предложению постройте схемы.

Текст для исследования.

Всё дышало свежестью и деревья и трава и цветы.

Всё дышало свежестью: и деревья, и трава, и цветы.

4.2.Текст для исследования.

И деревья и трава и цветы всё дышало свежестью.

И деревья, и трава, и цветы - всё дышало свежестью.

4.3.Текст для исследования.

Всё и деревья и трава и цветы дышало свежестью.

Всё: и деревья, и трава, и цветы - дышало свежестью.

Сделайте вывод. Закончите фразу (устно).

- если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то…

- если обобщающее слово стоит после однородных членов, то…

- если однородные члены занимают место в середине предложения, так что обобщающее слово предшествует им, а после них предложение продолжается, то…

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

IV. Первичная проверка изученного.

Работа с текстом. Списать текст, вставить слова, расставить знаки препинания.

Русские реки

Бесчисленное множество … малых рек речушек маленьких лесных ручейков прозрачных озёр разбросано по великим просторам нашей страны.
В древности плыли гружённые товарами корабли по… серебряному Днепру широкой красавице Волге пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами … торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли … Киев и Новгород Псков и Москва.

(Разнообразные товары, водоёмы, первые русские города, торговые пути)

- Сверяем с изображением на экране.

Русские реки

Бесчисленное множество водоёмов: малых рек, речушек, маленьких лесных ручейков, прозрачных озёр разбросано по великим просторам нашей страны.

В древности плыли гружённые товарами корабли по торговым путям: серебряному Днепру, широкой красавице Волге,пустынным северным рекам. Медом, хлебом,рыбой,солью, драгоценными редкостными мехами – разнообразными товарами торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли первые русские города: Киев и Новгород, Псков и Москва

- Объясняем расстановку знаков препинания.

V. Закрепление изученного.

Выполните задание: стр. 137, упр. 221. У вас должно получиться всего 9 предложений.

 

VI. Обобщение и систематизация изученного.

Что такое обобщающие слова?

Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах?

VII. Этап контроля и самоконтроля.

Тест

Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы.

Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.

В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами.

Г. В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.

Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку.

Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег.

В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем.

Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно.

Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах.

Проверьте себя: 1 – Г; 2 – В,Г

VIII. Информация по домашнему задания.

Выучить правило стр. 136-137.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: