Правила поведения в условиях конфликта




Межгрупповые конфликты.

Виды:

1. Трудовые (социальные конфликты, объектом, которых являются трудовые отношения и условия их обеспечения).

2. Межэтнические (конфликты между отдельными представителями социальных групп различных этносов и конфронтация двух или несколько этносов).

3. Внутриполитические (борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене).

Причины (Рада Михайловна Грановска):

1. Конкуренция за ограниченные ресурсы. Совпадение групповых интересов на один рынок, на одну территорию, финансы и т.д.

2. Несправедливое распределение благ. (вызывает несправедливость, что понижает мотивацию работы).

3. Различие в понимании конечных целей работы (руководство больницы имеет цель – рентабельность. Берет большое количество пациентов, а у врачей – качество работы.)

4. Разделение на подгруппы. Конфликт формального и неформального лидера.

5. Размер группы (чем малочисленнее группа, тем сильнее и болезненнее человек переживает конфликт).

Динамика конфликта.

Конфликт проходит следующие этапы развития (Наталья Владимировна Гришина):

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Предконфликтной ситуации. Между субъектами возникают противоречия. Люди пытаются разрешить противоречия.

2. Осознание ситуации как конфликтной. Люди пытаются заявить о своих интересах. Фиксация позиций.

3. Конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт). Происходит инцидент – столкновение сторон, проба сил, попытка решить проблему в свою пользу. Эскалация – самая острая стадия конфликта. Самая напряженная стадия, когда происходит обострение всех противоречий. Используются все возможности для победы.

4. Разрешение конфликта. Негативные эмоции еще не исчезли, но это время переживается по-иному. Происходит коррекция самооценок, уровень притязаний меняется. Негативные установки пока не дают возможности нормализации отношений. Затем происходит полная нормализация отношений.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

1. Соперничество (активная позиция).

2. Сотрудничество (активная позиция).

3. Уход (неактивная позиция).

4. Приспособление (неактивная позиция).

5. Компромисс (активная позиция).

Методы погашения конфликтов (по Дарендорфу).

Разрешение конфликта – это достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

1. Переговоры (регулярные встречи конфликтующих сторон для обсуждения острых вопросов и принятия решений).

2. Посредничество (наиболее мягкая форма участия третьей стороны, часто оказывается эффективным инструментом регулирования конфликтов).

3. Арбитраж (в случае такого обращения исполнение решений считается обязательным, это приближает данную меру к фактическому подавлению конфликта).

 

Правила поведения в условиях конфликта

Поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать-выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил.

1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки, за которые впоследствии бывает обидно и неудобно. Поэтому из делового общения необходимо устранить суждения и оценки, ущемляющие достоинство собеседников, покровительствующие суждения и оценки, иронические замечания, высказываемые с чувством плохо скрытого превосходства или пренебрежения.

2. Стремитесь к уважительной манере разговора. Такие фразы, как «Прошу извинить», «Буду очень признателен», «Если это вас не затруднит», препятствуют формированию у оппонента внутреннего сопротивления, снимают отрицательные эмоции.

3. Стремитесь вести обсуждение не по поводу занимаемых сторонами позиций, а по существу проблемы, основываясь на объективных критериях. Старайтесь выслушать собеседника, так как умение слушать является одним из критериев коммуникабельности.

4. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: «Разве я никогда не ошибаюсь?». Постарайтесь взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.

5. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: «Что будет, если выход не будет найден?». Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.

6. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих - это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.

7. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете и его быт лучше.

8. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите: «Если бы вы были на моем месте, то чтобы вы сделали?». Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.

9. На преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: