Тема: Творчество Николая Носова




 

В творчестве Н. Носова особенно хорошо прослеживаются характерные черты, присущие детской литературе.

Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве.

Отец Николай Петрович был актёром эстрады, певцом. Мама Варвара Петровна – рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура. У Николая было два брата Пётр и Борис и сестра Лариса.

Детство Носова прошло в посёлке Ирпень, недалеко от Киева.

Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией, радиолюбительством.

Закончив школу, в 1924 году, Носов работал чернорабочим на заводе.

В 1927-1929 годах учился в Киевском художественном институте, откуда перевелся в Московский институт кинематографии. После окончания института работал на студии «Мосфильм» режиссёром. Поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили

В 1932-1951 годах - режиссёр-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

За создание научно-популярных и учебных фильмов для военных награждён орденом Красной Звезды в 1943 году.

По словам самого Носова, в литературу он пришёл случайно: родился сын, и нужно было рассказывать всё новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников. «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа»

Самый первый рассказ Николая Носова «Затейники».

Свои рассказы «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина каша» … начал публиковать в 1938 году в журнале «Мурзилка». Каждый рассказ имел огромный успех не только у детей, но и у взрослых. И в 1945 году были изданы первые иллюстрированные книги с рассказами Н. Н. Носова.

Очень многие сюжеты Николай Носов не выдумывал, а брал из жизни, общаясь с сыном и его приятелями, подсматривая и находя повсюду: на улице, в гостях, в школах, куда его приглашали на творческие встречи…

Есть у детской литературы одно свойство, без которого она не была бы собою. Это свойство - юмор. Оно обусловлено натурой ребенка, у которого, по выражению Чуковского, "есть великая потребность смеяться". Важно дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности.

Смешат ребенка не только для веселья. Смешат для того, чтобы воспитать в нем чувство юмора - драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, "увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами".

С чувством юмора связана и полноценность интеллектуальной жизни человека. "Смех - один из каналов познания, - пишет В. Сухомлинский, - одна из точек зрения, с которой перед человеком открывается мир в его многообразии. И если этот канал закрыт, мысль не развивается полноценно". Советская детская литература. Под ред. Разовой В.Д., М., 1978 - с. 24

Справедливо говорят о том, что нередко именно юмор является кратчайшим расстоянием от идеи воспитателя до сознания воспитанника.

Носов ввёл в детскую литературу нового героя – наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

Забавные приключения, уморительные проделки героев его рассказов вряд ли кого оставят равнодушным, одновременно ненавязчиво воспитывают в нём такие нужные представления о дружбе, добре и справедливости.

Николай Носов в своих произведениях знакомит детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой.

Произведения Носова всегда добрые и весёлые, автор очень нежно и чутко относится к душевному строю маленького человека.

Наибольшую известность и любовь читателей получили его сказочные произведения о Незнайке.

Широкую популярность завоевали и его повести для подростков «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома».

Повесть «Витя Малеев в школе и дома» называют одной из самых удачных в творчестве Н.Носова. За неё писатель был удостоен Государственной премии

в 1952 году. В 1970 г. за эту же повесть он был награждён премией имени Крупской.

В 1957 г. по опросу, проводимому международным журналом «ЮНЕСКО», Носов попал в первую тройку наиболее переводимых за рубежом русских писателей. Рассказы Носова читают дети разных стран мира.

Носов - мастер диалога, и внутренняя динамика его сюжетов развивается через диалог. Очень выразительна интонация диалогов писателя, выражающая способ мышления носовских персонажей. Наивно-реалистическое мышление подростка соседствует с резонерством, шаблон - с оригинальностью, живость восприятия - с абсолютной ненаблюдательностью.

В детстве воображение особенно живо и активно. Мир для ребенка сказочен, фантазия врывается в реальность. В детской книге живет осуществленная детская мечта.

В 50-е - 60-е годы Носов пишет свой сказочный роман - знаменитую серию сказок о Незнайке: "Приключение Незнайки и его друзей" (1954), "Незнайка в Солнечном городе" (1958), "Незнайка на Луне" (1970). Сказочные персонажи по существу те же реальные мальчишки и девчонки, что в его реалистических повестях, только оказавшиеся в фантастической ситуации. Подобный прием позволяет писателю более остро высмеять многие свойства характеров своих героев, отдельные жизненные явления.

Трилогия о Незнайке рассчитана и на взрослого читателя. Вообще у книг Носова, как правило, два адреса - ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.

 

Повесть «Веселая семейка»

В 1949 году вышла в свет первая повесть Носова — «Веселая семейка». Во многом она еще близка к тем рассказам писателя, где разработаны образы ребят, именовавших себя «Мы с Мишкой». Друзья по-прежнему не знают покоя: «Такой уж у нас с Мишкой характер — нам обязательно нужно какое-нибудь занятие». Вначале ребята быстро переходят от одного увлечения к другому: «Мишка такой человек — ему обязательно надо, чтоб от всего была польза». Но мальчик думает о выгоде не для себя, а для всех. В его размышлениях о том, какую пользу приносят инкубаторы в совхозе, чувствуется общественный подход. Значит, детям нужно помогать находить именно такие занятия, которые воодушевляли бы их большой целью. Только благодаря такой цели Мишка и его приятель смогли почти месяц (большой срок для непоседливых мальчиков!) заниматься выращиванием цыплят в самодельном инкубаторе.

Всем развитием сюжета автор подсказывает, что за большое дело нужно браться сообща, коллективом. Мы видим, как в мальчиках, особенно в Мишке, который совсем недавно был таким безалаберным, зреет чувство долга, чувство ответственности за свои промахи.

Повесть «Витя Малеев в школе и дома»

Если в книгах «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицына» Носов показывает развитие интересов и чувства коллективизма в процессе внеклассной работы, то его третья и самая значительная по содержанию повесть — «Витя Малеев в школе и дома» (1951)—в основном посвящена учебному труду. Она была удостоена Государственной премии и оказалась среди лучших на конкурсе художественной книги для детей, проведенном Министерством просвещения РСФСР.

Неразлучные друзья Витя Малеев и Костя Шишкин любят школу, хотят хорошо учиться, вырасти настоящими людьми. «Мечтаешь о чем-то чудесном, — размышляет Витя,— и хочется поскорей вырасти, стать сильным и смелым, совершать разные подвиги и геройства…» В этих мечтах ничего удивительного нет. Они определены всем нашим строем, открывающим перед детьми с первых же лет школьной жизни ясные перспективы. Витя отчетливо представляет себе, почему он должен учиться, но беда в том, что он не умеет сосредоточиться, — соблазн поиграть в футбол оказывается сильнее его еще неокрепшей воли.

В книгах советских писателей и раньше встречались образы ребят, которые под воздействием учителя и всего класса становились успевающими. Но мы не видели, как проходил этот процесс в сознании самих двоечников. Носову же удалось заглянуть в мир мыслей и чувств своего героя. «Открытие, которое совершает Витя Малеев, впервые самостоятельно решив задачу, — говорил С. Я. Маршак на II съезде писателей,— это не только открытие Вити, но и самого автора. Не так-то легко показать, отчего непонятное становится вдруг понятным, как соображение зависит от воображения».

Гораздо сложнее проходит процесс исправления у Кости. Он меньше, чем Витя, способен анализировать свои поступки, критически относиться к ним. Костя даже перестает ходить в школу и, обманывая мать, притворяется больным. Ему кажется, что легче выступать на арене цирка, чем написать диктант. А Витя хоть и испытывает угрызения совести, все же скрывает правду от учительницы, от всего класса. Иначе поступать, думает он, будет не по-товарищески. Но вскоре Витя осознал, что настоящий пионер должен не скрывать плохие поступки друга, а помочь ему исправиться. Страницы, описывающие, как Малеев занимается с Шишкиным, как они, несмотря на первые неудачи, добиваются успеха, особенно интересны в повести.

Книга «Витя Малеев в школе и дома» уже в первые три года издавалась 30 раз. Сотни писем о полюбившейся ребятам повести хранятся в Доме детской книги.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: