Психологические предпосылки качества УР




 

Решения обосновываются не только по организационным, но и по психологическим критериям. Опытные руководители до объявления решения создают благоприятную психологическую обстановку, чтобы вызвать у подчиненных положительное впечатление.

Обоснованность решения не должна вызывать у исполнителей сомнения. Наряду с ответом на главный вопрос, что нужно сделать, исполнителям должны быть ясны ответы на другие вопросы:

1. Почему нужно сделать именно так, а не иначе.

2. Насколько это соответствует не только интересам предприятия, но и каждого работника.

Время принятия решений необходимо соотносить с состоянием морально-психологического климата в коллективе, поэтому необходимо провести психологическую подготовку к новому решению. Содержание решений может не соответствовать в полной мере ожиданиям подчиненных, в этом случае различают три психологических варианта решений:

1. Запрещающие.

2. Разрешающие.

3. Конструктивные.

Наиболее сложная психологическая ситуация создается при запрещающих решениях. Конструктивные решения, разрабатываемые самими руководителями лучше объявлять как подсказанные снизу, эффективность решения при этом выигрывает.

Руководители ставят перед собой и подчиненными задачи различной трудности, это объясняется самооценкой личности руководителя.

Различают руководителей:

1. С завышенной неадекватной самооценкой - такой руководитель принимает непосильные для себя и подчиненных решения.

2. С заниженной неадекватной самооценкой – такой руководитель принимает решения гораздо ниже реальных возможностей.

3. С адекватно высокой самооценкой, когда принимаются решения, соответствующие возможностям.

4. С адекватно низкой самооценкой, когда руководители осознают ограниченность своих возможностей и принимают решения скромные, но отражающие имеющиеся ресурсы.

 

 

Контроль качества УР

Для оценки качества принятых УР используют показатель:

 

Kk= *100%

 

Где: Кк- коэффициент качества УР

Рв- количество выполненных УР

Рн- количество выполненных некачественных решений

Рп- количество принятых УР

 

Возможна и другая оценка качества УР, когда качество измеряется в относительных единицах от 0 до 1. Низшему присваивается 0, а высшему 1. Общая оценка качества вычисляется как произведение значений качеств всех составляющих этапов, выполняющихся последовательно. Например: при разработке УР было выполнено 7 операций со следующими значениями качеств: 0,9; 0,8; 0,7;0,8; 0,7; 0,9; 0,9. Общее значение качества УР равно 0,228 Это низкий уровень и поэтому только профессионально отношение ко всем состовляющим процесса разработки и реализации УР может обеспечить его приемлемое качество.

 

Процесс принятия УР

Процесс принятия решений - осуществление анализа важнейшей информации и выбор наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.

Процесс принятия решения не может быть сведен к жесткому алгоритму. На принятие УР оказывают влияние множество факторов внешней и внутренней среды: технических, организационных, экономических, социальных и т.д.

 

Обобщенная модель принятия управленческих решений может включать 5 этапов:

1.Выявление проблемной ситуации и постановка цели - анализ проблемной ситуации позволяет определить класс и тип решаемой проблемы, факторы, влияющие на ситуацию, важность и срочность решения проблемы, цели, которые должны быть достигнуты при решении задач.

 

2.Сбор всесторонней информации и выявление ограничений - причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы внешней среды, которые нельзя изменить, поэтому необходимо выявить источник ограничений.

 

3.Разработка альтернатив решения и выбор оптимального варианта - с одной стороны, чем больше альтернатив разрабатывается, тем больше уверенность в том, что в их число попадет искомый оптимальный вариант; с другой стороны - большое количество вариантов решения затрудняет расчеты по оценки их эффективности, поэтому число отбираемых вариантов обычно колеблется от 3до 7.

 

4.Организация выполнения принятого решения - на этой стадии оформляется приказ или распоряжение, разрабатывается план реализации, назначаются ответственные лица и доводится решение до исполнителей.

Умение передать задачи исполнителям является главным источником эффективного выполнения принятого решения.

 

Выделяют 4 основные причины невыполнения решений исполнителями:

а) решение было недостаточно четко сформулировано менеджером;

б) решение было ясно и четко сформулировано, однако исполнитель его плохо уяснил;

в) решение было четко сформулировано, и исполнитель его усвоил, но у него не было необходимых условий и средств для его выполнения;

г) решение было четко сформулировано, исполнитель его усвоил, имел все необходимые средства, но он был внутренне не согласен с вариантом решения, предложенным менеджером.

 

5.Контроль выполнения решения - выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: