Выполнил: Богомолов Михаил




Биография Антонио Пласидо Гильем Гауди-и-Курнет (Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet) — гений архитектуры, произведения которого стали достоянием Испании и всего мира. Мастер родился 25 июня 1852 года в Каталонии (Cataluña), в городе Реус (Reus) (возможно, Риудомс (Riudoms) в 4 км от Реуса), что рядом с Таррагоной (Tarragona). Гауди всю жизнь сохранял чувство родины, большинство работ в стиле модерн, имеющие причудливо-фантастические формы, находятся в Барселоне (Barcelona). Детские годы. Антонио стал пятым ребенком в семье котельного мастера Франсеска Гауди-и-Серра и Антонии Корнет-и-Бертран. Вся семья отличалась слабым здоровьем. Два старших брата умерли в младенчестве, третий скончался в 1876 году, вскоре за ним — мать. Дольше всего прожила сестра. Будущий архитектор также рос слабым ребенком. В раннем возрасте перенес воспаление легких, спровоцировавшее ревматический артрит. Гауди долго восстанавливался, и его первые воспоминания были связаны со словами врача о его здоровье.Начиная с 1863 года, он посещает монастырскую школу в Реусе Коллеж де лос
Падрес Эсколапиос. Из-за болезненности у Гауди было не так много друзей, ближайшие — Тода и Рибера. Вместе с ними он мечтал восстановить Поблет. Слабое здоровье сделало доступным для Антонио всего одно развлечение — прогулки, и страсть к ним он сохранял всю жизнь. Не имея возможности играть с детьми, юный гений открыл для себя мир природы, ставший его вдохновителем при решении самых сложных архитектурных задач. Во время учебы в школе у Гауди проявляется художественный талант. Он расписывает кулисы школьного театра. А в 1867 году в школьном еженедельнике «Эль Арлекин», вышедшем тиражом всего 12 экземпляров, публикуется несколько рисунков гения. В 1968 году архитектор заканчивает школу. С 1869 по 1874 Гауди переезжает в Барселону и проходит архитектурные подготовительные курсы в Барселонском университете на Естественнонаучном факультете. Обучение и становление. В 1870 году планируется реставрация монастыря Поблет, о которой так мечтал Гауди. Архитектор разрабатывается для настоятеля эскиз герба. В 1873 году Гауди поступает Провинциальную школу архитектуры в Барселоне. В 1876 году умирает старший брат и мать архитектора. К моменту окончания школы архитектуры в 1877 году создано огромное количество эскизов и проектов: причал для судов, Центральная больница Барселоны, ворота кладбища. Вплоть до 1882 года, пока Гауди трудился чертежником под началом Франциско Вильяра и Эмилио Сала, он изучал ремесла, создавал мебель для собственного дома и выполнял другую мелкую работу. За это время участия в конкурсах не приносили результатов. В 1878 году Гауди, наконец, заметили, и он получает первый общественный заказ — уличный фонарь Барселоны. Уже в 1879 году проект был реализован. 15 марта 1878 года Гауди становится дипломированным архитектором. В этом же году поступает заказ от Эстеве Комелья на оформление витрины магазина перчаток. Результат привлек внимание промышленника Эусебио Гуэля. Этот же период отмечен работой над проектом поселка в Матаро для рабочего кооператива, его даже экспонировали на Всемирной выставке в Барселоне. Гауди уделяет внимание изучению старых памятников архитектуры в окрестностях Барселоны. Архитектор посещает экскурсии вместе каталонским «Центром экскурсантов», членами каталонской Ассоциации архитекторов. В это время поступает первый крупный заказ на строительство особняка от Мануэля Висенса-и-Монтанера. В 1879 году умирает сестра Гауди — Розита Гауди де Эгеа, оставив после себя дочь. Архитектор забирает племянницу к себе в Барселону. Сам он никогда не был женат, и, по отзывам современников, на старости лет стал женоненавистником. Признание и самые значимые постройки. В 1881 выходит единственная журналистская работа Гауди в газете «La Renaixenca», она посвящена выставке прикладного искусства. Закончен и печатается в типографии Хепуса проект «Обрера Матароненсе» — рабочего поселка. В конце XIX века в Европе расцветает неоготический стиль, и архитектор приходит в восторг от новых идей. Сильное влияние на почерк оказало творчество Виолле-ле-Дюка, восстанавливавшего Нотр-Дам-де-Пари и английского искусствоведа Джона Рескина. С не меньшим интересом Гауди изучал архитектуру Барселоны, особенно неоготические работы Жоана Марторела. В 1882 году состоялось их знакомство, гений долго находится под влиянием знаменитого испанца. Именно по протекции Марторела Антонио Гауди утвержден в 1883 году (3 ноября) архитектором Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Família), после ухода Франсиско дель Вильяра. Параллельно с этим разрабатывается первый проект для Гуэля — Охотничий павильон около Ситжеса(Sitges). В 1883 году были начаты работы над Домом Висенса (Casa Vicens). Параллельно велась постройка Эль Каприччо (Capricho de Gaudí) для Максимо Диаса де Кихано — это загородный дом в Комильясе под Сантандерой. Проекты считаются стилистическими близнецами, относятся к раннему модерну. Отличительной чертой каждого является богатый декор. Дом Висенса получился более нарядным, Эль Каприччо — скорее причудливым, что не умаляет его прелести. Работы закончены в 1888 году. В 1884-1887 года Гауди проектирует и претворяет в жизнь конный двор и въездные ворота в Лес Кортс — поместье Гуэля. Заказ имеет по-настоящему большое значение и результаты лишь подтверждают желание промышленника сотрудничать. Убедившись в таланте Гауди, в 1886 году Гуэль заказывает ему строительство Дворца в Барселоне. Именно Дворец Гуэля (Palau Güell) приносит мастеру известность среди буржуазии. Он превращается из обычного строителя в модного архитектора, ставшего символом «непозволительной роскоши». Игра с пространством, ведущим себя как живая материя, впечатлила заказчика. В период строительство Гауди совершил путешествие по Андалузии, а затем и Марокко в свите маркграфа Комильяса. Работы над Дворцом Гуэля завершены в 1889 году. С 1887 по 1893 мастер задействован в строительстве Епископского дворца в неоготическом стиле в городе Асторг в Кастилии. Но здание оставалось недостроенным до 1915 года, так как архитектор из-за разногласий с капитулом в 1893 году отказался от руководства проектом. Параллельно в 1888-1889 годах Гауди работает с готическо-крепостным проектом монастырской Школы святой Терезии в Барселоне. Приблизительно в этот же период с 1891 по 1892 год строится под его руководством Дом Ботинес в Леоне. Выкраивая время между визитами на стройку, архитектору удается посетить Танжер и Малагу для ознакомления с участком, на котором должно было вестись строительство для Францисканской Миссии. Но проект остался неосуществленным. В 1893 году скончался епископ Хуан Баутист Грау-и-Вальеспиноса, заказавший Гауди дворец в Асторге. Мастера пригласили создать проект надгробной плиты и катафалка. Современники отмечают, что Гауди был ревностным католиком и строго соблюдал пост. Именно эта причина на фоне слабого здоровья вызвала серьезное ухудшение общего состояния. Процесс выздоровления был трудным и сильно повлиял на внутренний мир архитектора. С 1895 по 1901 год Гауди возводит множество построек для Эусебио Гуэля. Долго оставалась неизвестной его причастность к хозяйственным постройкам и винным погребам в Гаррафе. Считалось, что над ними работал только его друг Франсеск Беренгер-и-Местрес. В 1898 году Гауди создает проект церкви Колонии Гуэля, но возводит только лестничный комплекс и Крипту. Здание долго стояло недостроенным, и было завершено лишь в 1917 году. Одновременно с этим в 1898 году для промышленника Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеля в Барселоне строится Дом Кальвет (Casa Calvet) в псевдобарочном стиле. Дом был достроен в 1900 году и получил муниципальный приз как лучшее здание года. Эта награда стала единственной при жизни Гауди. 1900 год был знаменательным для архитектора, и он проектирует скульптурный ансамбль для каталонской святыни — Монастыря Монсеррат. Рука мастера видна в оформлении алтарной часовни. Все в том же 1900 году поступает заказ от Марии Сагес на постройку загородного дома на месте королевской резиденции Марти I. Для проекта было выбрано необычное решение — средневековый замок. Так как строительство велось на берегу Средиземного моря и на вершине холма, дом получил название «Бельесгуард», что переводится как «красивый вид». Работы окончены в 1909 году. На первый взгляд постройка, кажется, очень простой, но на самом деле Гауди соединил в ней окружающий пейзаж и мертвую конструкцию. Смесь мудехара и неоготики перекликается с Домом Висенс и Эль Каприччио. 1900 год был по-настоящему насыщенным. Гуэль заказал Гауди создание огромного парка в Грасиа, являвшегося на тот момент пригородом Барселоны. По замыслу промышленника это должен был быть английский парк, отдушина от индустриализации, и одновременно с этим стихийный романтический сад. На одном из участков впоследствии поселился и сам архитектор с племянницей. Грандиозные работы над Парком Гуэля (Park Güell) были завершены в 1914 году вместе с оформлением территории у главного входа, аллей и большой террасы. Однако не удалось реализовать масштабный замысел Гуэля о возведении нового зеленого жилого района. Гауди одновременно работал сразу над несколькими проектами. Так, в 1901 году поступил заказ от фабриканта Миральеса на проектировку стен усадьбы и въездных ворот. С 1903 по 1914 год архитектор руководит реконструкцией собора в Пальма-де-Мальорка, создает для него интерьер. С 1904 по 1906 Гауди реконструирует Дом Батло (Casa Batlló) в Барселоне. Текстильный магнат хотел снести старое здание, но архитектор предпочел оставить боковые стены, зато вложил в фасады и внутреннюю отделку всю свою причудливую фантазию. Это первый проект, который нельзя отнести к какому-то конкретному архитектурному стилю. Вместе с Домом Батло родился и уникальный стиль Гауди. Как упоминалось ранее, архитектор в 1906 году переезжает в один из домов Парка Гуэля, но не по причине тщеславия, мастер был очень скромным, а из-за болезни отца. Все же 29 октября 1906 году отец Гауди умирает. С 1906 по 1910 год ведутся работы над Домом Мила (Casa Milà) — еще одним необычным проектом. Архитектор хотел построить дом, подобный живому существу, в котором бы пространство не было статичным, а развивалось и перерождалось. Замысел Гауди вполне удался, хотя в штыки воспринимался современниками. Слава каталонского архитектора вышла далеко за пределы страны. В 1908 году поступил заказ из Нью-Йорка на возведение отеля. Но работы закончились на этапе прорисовки эскизов, предлагающих смелое и неординарное решение. Параллельно Гауди занимался проектированием капеллы при Школе святой Терезии, но руководство учебного заведения забраковало проект. Также в 1908 году возобновляется постройка Крипты Колонии Гуэля, что в Санта Колома. Все это время, начиная с 1882 года, идет строительство Саграда Фамилия. В 1909 году мастер решает создать временную школу для детей прихожан храма. Особенностью строения стало обилие криволинейных форм и отсутствие перегородок. В 1910 году под эгидой Национального общества изящных искусств состоялась единственная крупная прижизненная выставка в Париже, на которой были представлены разнообразные проекты Гауди. В 1912 году умирает слабая здоровьем племянница архитектора Роза Эгеа-и-Гауди, ей было 36 лет. В 1914 году скончался близкий друг и соратник — Франсеск Беренгер-и-Местрес. После перерыва возобновлено строительство Саграда Фамилия. Смерть. 7 июня 1926 года одинокий неухоженный старик, в которого превратился великий Гауди, по дороге на церковную службу попал под трамвай. Через три дня, 10 июня, гения не стало. Он с почестями похоронен в недостроенном Храме Святого семейства — проекте всей его жизни, где можно увидеть его могилу и посмертную маску.

Семья

Отчий дом.

Рождение Антонио Гауди-и-Корнета, как и его смерть, сопровождалось неразберихой, что впоследствии вызвало много споров. 25 июня 1852 года у Франсиско Гауди и его жены Антонии Корнет, жителей города Реус, родился сын. Его крещение было необычно поспешным. Это был пятый ребенок Антонии, но до этого у нее в течение трех месяцев умерли пятилетняя дочь Мария и двухлетний сын Франсиско. Беременность Антонии протекала трудно. Роды были травматическими, и, чтобы спасти душу младенца, его сразу же отнесли в церковь Святого апостола Петра.

Дело было в небольшом городке Реус, что находится в курортном ныне районе Коста Даурада, в десяти километрах от прибрежного города Таррагона. 25 июня 1852 года в семье Франсеска Гауди-и-Съерра и Антонии Корнет-и-Бертран родился мальчик. В честь матери маленького сынишку назвали Антонио. А по испанской традиции он получил двойную фамилию — по фамилии отца и матери, то есть Гауди-и-Корнет.

Отец Антонио был потомственным кузнецом (его специальностью была не только ковка, но и чеканка по меди). И он довольно рано научил сына понимать красоту предметного мира, а заодно привил любовь к рисованию и архитектуре.

Брак Антонии и Франсиско был заключен из практических соображений. Он соединял представителей двух династий котельщиков и позволял отцу Антонии, Антонио Корнету, отойти от дел, передав свой бизнес в надежные руки зятя. Этот брак являлся свидетельством узости социального круга, который ограничивался в основном ремесленниками примерно одного социального положения. Реус был маленьким городом с населением около 27 000 человек; короче говоря, провинциальным.

Личная жизнь.

В 1879 году умирает сестра Гауди — Розита Гауди де Эгеа, оставив после себя дочь. Архитектор забирает племянницу к себе в Барселону. Сам он никогда не был женат, и, по отзывам современников, на старости лет стал женоненавистником. Своих детей у него никогда не было.

Семья Гуэль.

За всю свою жизнь архитектор сильнее всего сблизился с семьёй Гуэль. В ка­честве ценителя искусств, мецената дон Эусебио мог играть более активную роль в культурной жизни Барселоны. Сравнивая Гуэля с правите­лем эпохи Возрождения, Гауди был недалек от истины. Единственная реальная разница между ними заключалась в том, что двигателем успеха Гуэля была не война и не унаследованные земли, а промышленность. Существует две Версии истории знакомства Антонио Гауди с человеком, во многом определившим его творческую судьбу, — с Эусебио Гуэлем. Согласно первой, «почти официальной», в 1878 году Гуэль приехал на Всемирную выставку в Париж. И, осматривая испанский павильон, обратил внимание на проект молодого и никому не известного архитектора из Барселоны. Это был рабочий поселок Матаро, проект поселения, созданный Гауди по заказу одноименного кооператива. Этот поселок остался лишь на бумаге и в макете, но на посетителей выставки произвел большое впечатление. В проекте поселка рабочего кооператива, созданного Гауди, Гуэля подкупило не только мастерство молодого архитектора и необычное сочетание экспериментальной формы и практичности, сколько обращение Аитонио к проблеме, которой в то время мало кто придавал значение. Гауди создал проект не замка, не богатого особняка, а жилища для людей труда, заботясь о том, чтобы простые труженики жили в красоте и имели необходимые удобства. Внимание Гауди к социальным аспектам жизни вызвало у мецената не только интерес, но и глубокое уважение. Почувствовав талант этого человека, Гуэль решил помочь Гауди пробиться. Некоторые видят в доне Эусебио Гуэле влия­тельного «имама», подобного властному борода­тому патриарху, который оберегал женскую часть семьи и поощрял их жить «как растения-парази­ты». Но он также гордо говорил о себе (на анг­лийском) как о сыне «человека, выбившегося из низов». Крестьянская расчетливость отца на­шла отражение в тщательно регулируемой щед­рости Эусебио Гуэля. Связи Гауди с кланами Комильяс и Гуэль зна­чительно укрепились во время постройки Эль-Каприччио, летнего дома в стиле «неомудехар». Но только в 1883 году, когда Гуэль купил на ок­раине Барселоны поместье, Гауди превратился в его семейного архитектора. На фоне «Атлантиды» Вердагера (произведение каталонского поэта и близкого друга архитектора) Гауди приступил к выполнению своего первого большого заказа для Гуэля. Отцу Гуэля уже при­надлежало большое поместье Les Corts de Sarria, и приобретение нового еще больше расширило присутствие семьи на юго-западной окраине го­рода. Дон Эусебио поручил все работы Гауди. Это был грандиозный комплекс с будкой при­вратника, внутренними конюшнями и спортив­ной площадкой, существующими и поныне. В августе 1901 года Гауди приступил к модер­низации дома маркиза и маркизы Кастеллодорсиус. Этот дом, к сожалению, разрушенный во время гражданской войны, мог служить еще од­ним свидетельством выгод, которые приносила связь с семьей Гуэль-Комильяс. Бывшая донья Исабель Гуэль вышла замуж за представителя древней каталонской аристократической фамилии, и это окончательно закрепило стремитель­ный, занявший всего лишь три поколения взлет семьи Гуэль от крестьянина до аристократа. Во многих отношениях Исабель Гуэль была люби­мицей Гауди. Нежно любящая отца девушка была талантливой музыкантшей и часто устраивала кон­церты в особняке Гуэль.

Отношения с обществом

Привыкнуть к ритму и нюансам обществен­ной жизни города было трудно. В Барселоне, осо­бенно во второй половине девятнадцатого века, развилась жесткая классовая система (основан­ная на ставшей предметом поклонения англий­ской модели). Имея дополнительный доход от работы, Гауди быстро приобрел репутацию при­вередливого, наманикюренного щеголя, призна­ющего лишь самое лучшее. Лайковые перчатки он покупал в магазине Эстебана Комеллы на улице Авиньо. У Арнау на Ноу де ла Рамбла дер­жали специальную шляпную болванку из дерева для примерки сделанных по индивидуальному заказу мягких фетровых шляп, соломенных ка­нотье и черных шелковых цилиндров, которые особенно любил Гауди. Ходили слухи, что Гауди был так изнежен, что брату Франсиско приходи­лось разнашивать его туфли, чтобы избавить его от бурситов, волдырей и мозолей. Однако это не вяжется с образом юноши, любившего прогулки по городу и способного часами бродить по каме­нистой равнине в поисках архитектурных или ар­хеологических находок. Наиболее вероятным объяснением этой выдумки в стиле Пруста может быть то обстоятельство, что братьям Гауди при­ходилось делиться одеждой, и младший был вы­нужден довольствоваться обносками старшего. Наголодавшись в студенческие годы, испытав на себе удручающую бедность (Гауди стеснялся обращаться за помощью к родителям, понимая, что отец и сам зарабатывает жалкие гроши, чтобы содержать еще и великовозрастного сына), Антонио, впервые в жизни получив приличный гонорар за первые заказы, решил стать состоятельным человеком... То есть — что значит «решил стать»? Богатства или даже элементарной финансовой стабильности он так пока и не добился. Но все деньги стал тратить на хорошую одежду и приличную квартиру. Ему очень хотелось выглядеть преуспевающим молодым архитектором (не будем забывать о возрасте — Гауди был еще и потенциальным женихом). Обладая безупречным вкусом (иного и быть не может, когда речь идет о художнике такого уровня), Гауди покупал самые простые вещи, которые умел носить с некоторым шиком. Он выглядел намного старше своих лет, но и богаче, состоятельней, чем был на самом деле. Тем разительней перемены, которые произошли с Гауди в зрелом возрасте. В конце жизни он перенёс тяжёлую болезнь, потерю почти всех близких ему людей, столкнулся с безденежьем и отсутствие интереса и внимания к его работе. После всех потрясений которые ему пришлось пережить Гауди очень изменился. Поэтому к концу жизни он совсем перестал обращать внимание на то, как он одет. И мнение окружающих о его внешности попросту не интересовало.

Взгляды на религию.

Загадка, относящаяся к самой сути характера Гауди, заключается в том, был ли он в молодости антиклерикалом. Есть свидетельства того, что он являлся одним из центральных фигур бунтарской tertulia — неформального дискуссионного клуба, члены которого забавлялись тем, что оскорбляли священнослужителей и высмеивали религиозные процессии, — собиравшейся в знаменитом кафе «Пелайо». Создается впечатление, что большинство историй о связи Гауди с «Пелайо» идет из одного источника — желчного и скандального сплетника, учителя и какое-то время коллеги Гауди Доменеча-и-Мун-танера. Горячность и бунтарство — достаточно распространенное явление среди студентов, как и освященное столетиями право высмеивать духовенство во время карнавала. Если же антиклерикализм Гауди имел более глубокие корни, то в этом нет ничего нового. В остросатирических «Каприччос» Гойи гравюры последовательно снимают покровы с духовенства, представляя отцов церкви лицемерными, жестокими и необыкновенно жадными паразитами на теле общества.

Краткая справка. Антиклерикали́зм (от греч. άντι — против и κληρικός — клирик) — движение, направленное против притязаний религиозных организаций и духовенства на господство или влияние в политической, экономической и культурной областях, а также в сфере науки и образования.

В «Manuscrito de Poble» Тода и Гауди выступали против «зловещей власти черных стервятников». Но антиклерикальные тенденции здесь можно усмотреть только в том случае, если под «черными стервятниками» понимать священнослужителей, — с такой же легкостью это определение можно отнести к осквернителям надгробий и монастырей. Однако в соседнем куплете мы читаем: "Мы низвергли трон на головы священников, Которые пожирают нацию, как дикие звери". Он не был атеистом, как не был атеистом его отец. Старшего и младшего Гауди можно назвать сомневающимися, но все же религиозными людьми. Церковь Антонио посещал с детства — благодаря настоятельным призывам матушки. Но, рано обретя собственный взгляд, он все подвергал сомнению, в том числе и религиозные догматы. В годы учебы и первое время самостоятельной работы Гауди сохранял ироничное отношение к католической церкви. Он не посещал храма, хотя был вынужден работать над проектами церковных строений. Антиклерикальные идеи — это протоптанная тропинка девятнадцатого века, на которой первоначальное отвержение католической веры предваряло духовный и религиозный поворот на 180 градусов. Касанеллес описывал тогдашнего Гауди как «одновременно сангвиника и эпикурейца, любителя вкусной еды, завсегдатая гостиных... антиклерикала, равнодушного к религии, и если не законченного атеиста, то, по крайней мере, тронутого налетом неверия». Но вскоре наступили перемены, в которых стоит разобраться. Гауди всю жизнь считая себя истинным патриотом. Каталония была не просто его родиной — она была его главной любовью. На середину XIX века пришлось возрождение Каталонии и Барселоны. К этому привела быстрая индустриализация края — заводы и фабрики росли, как грибы после обильного дождя. Население Барселоны за десять лет выросло вчетверо. Резко изменилось соотношение промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Все это привело к притоку в Каталонию жителей других провинций Испании. Гауди с тревогой наблюдал процесс размыкания национальных особенностей Каталонии. Не стесняясь называть себя националистом, архитектор видел выход, прежде всего, в возвращении к религиозным ценностям. Именно это и стало главной силой, подтолкнувшей его к вере. К сорока годам от агностического скептицизма Гауди мало что осталось.

Отношение к деньгам.

В ходе строительства своих домов Гауди часто менял проект прямо на строительной площадке. Он был прирожденный импровизатор, обладавший уникальным даром интуитивного предвидения. Ни одна из экспериментальных находок Гауди не привела к ослаблению конструкции здания, хотя часто выглядела «воздушной фантазией», которая неизбежна шла во вред практической основе дома. Экспериментировал он и во время строительства едва ли не самого «консервативного» своего творения—дворца Гуэля. И эти эксперименты многократно повышали стоимость строения — очень часто Гауди, явившись утром после ночного озарения, приказывал строителям разрушить только что возведенные фрагменты и начать их заново, ориентируясь на устные указания архитектора и на свежие карандашные наброски. Больше всего расточительность Гауди расстраивала управляющего Гуэля. Он говорил: «Я набиваю карманы дона Эусебио, а Гауди их опустошает». Гуэль терпеливо выслушивал жалобы управляющего и в ответ лишь улыбался. А когда тот стал особенно настойчив, Гуэль просмотрел смету и удивленно сказал: «И это все? Пусть Антонио тратит столько, сколько хочет!» И тема финансирования проекта была надолго закрыта. Благодаря щедрости Гуэля практически все заказанные им проекты Гауди выполнил до конца (за исключением тех, которые и не подразумевали практической реализации). А свое отношение к меценату Гауди выразил в надписи на фамильном гербе, который создал для Гуэля: «Вчера— пастух, сегодня —дворянин. Для Гауди Эусебио Гуэль был аристократом по рождению — несмотря на недворянское происхождение друга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: