Описание реки Пистайоки в воду выше среднего с рекомендациями




В 4 км от финской границы к разрушенной плотине на оз. Кимасъярви ведет отворотка, где стоит заготовить сушину за 500-700м от стоянки и закидать дрова в кузов. В месте, где дорога упирается в разрушенную плотину, слева и справа большие поляны. Места для рыбалки там хорошие, однако до 15 июля существует нерестовый запрет.

Фото 3. Поляны на месте стапеля на Кимасъярви

Фактически сразу на выходе из озера Кимасъярви начинается порог Захар с ощутимым уклоном и сильным течением. Суводь справа на выходе, удобная для страховки.

Фото 4. Одиссей-2 Ксюши в пороге Захар

Большие камни в русле – это ориентир порога Сакал, который доставил немало проблем нашей группе. После больших ворот в центре стоит остров, покрытый черникой и небольшими деревцами. Для того, чтобы пройти справа от острова (оптимально для катамаранов), нужно преодолеть маловодный в нашу воду слив, где пришлось сниматься с камней. Лодки причалили к острову, перенеслись через него, и стартовали ниже основного порога в выходную шиверу. Катамараны прошли, оставляя остров по левую руку, по крутопадающей шивере с обливняками.

Фото 5. Спасение «Свири»

Каркасная байдарка расклинилась между камней, пришлось снимать веревками, в результате чего матрос с лодкой перевернулся, а капитан остался на одиночном камне в русле. Нижняя страховка сработала, и две лодки подобрали «Свирь» с Леной. Степана сняли с камня морковкой.

Фото 7. Одиссей-1 Кости в пороге Змеиный

После Змеиного нас ждала большая шивера с видим уклоном, которая в лоции категорировалась как безымянный порог. По центру хороший проход, слева и справа обливные камни, бревна. К-4 «Лиса» сел на камни справа на выходе. После каменистой горки большой разлив с мощными «кусающими» байдарки суводями. Справа после порога на выходе на скалах великолепная стоянка.

После еще одной небольшой шиверы будет большой травянистый остров, сразу за ним следует уходить влево в основную протоку порога Падун, куда пошли «Лиса» и «Хатанга». «Суоми», оба «Одиссея» и «Свирь» пошли вправо в канализацию. К-4 «Суоми» осуществлял страховку байдарок в суводи ЛБ. На выходе рукава соединяются в очень красивом разливе со скалами слева высотой метро 15. Мы долго обсуждали прохождение главного слива Падуна, в итоге Андрей на «Хатанге» обнес главный слив, а катамаран «Лиса» успешно его прошел.

Фото 8. К-4 «Суоми» страхует байдарки в канализации порога Падун

Фото 9. К-4 «Лиса» в пороге Падун

Фото 10. «Хатанга» в выходной шивере порога Падун

На следующий день до озера Мандуярви встретили не менее 4-х несложных, но интересных шивер, читаемых с воды. Шли в порядке «Суоми» — все байдарки – «Лиса». В конце озера Мандуярви есть явная хорошая стоянка на каменистом берегу. Слева от неё – заход в канализацию порога Межозерный, справа – в основную протоку, которая являет собой прямую шиверу без мелей и завалов. Приняли решение идти в канализацию, как технически более интересную и сложную, байдарки долго осматривали. На выходе устроили обед.

За озером Хирвасъярви встретили 2 шиверы небольшой сложности, затем высокий деревянный мост в обрывистых берегах. После моста весёлые быстротоки длились около 1 км, и мы впали в небольшое озеро Вихельтаярви, с длинными тростниковыми мелями. В разные годы здесь гнездятся огромные, 100-200 птиц, стаи лебедей. На выходе из него несложные шиверы и быстротоки продолжились. После них мы встретили рыбаков на катере, они сообщили, что рыбы нет из-за холодной погоды, и мы впали в озеро Пистаярви. Озеро фактически круглое, имеет множество островов. Не дойдя 1,5-2 км до истока реки, мы остановились на юго-западной оконечности острова на огромной стоянке.

Фото 11. Слаломная канализация порога Межозерный

Фото 12. Стоянки на Пистаярви

После Пистаярви река меняет характер, становится полноводнее, появляются бочки и мощные валы. На выходе из Пистаярви есть великолепная стоянка человек на 40, и за ней сразу порог Родео (он же Лужма).

Фото 13. Проходим Лужму походной колонной

 

Порог 2 к.с., валы 0,5м, но доставляет очень много удовольствия. На плесах за ним есть великолепные стоянки. После расширения реки менее 1 км до сложного порога Семиповоротный. Это препятствие с самым большим уклоном на реке. Первые две ступени – несложная шивера 2 к.с., затем омут справа и резкий поворот влево. У поворота влево можно зачалиться на ЛБ под горелым косогором и осмотреть ключевую 3-ю ступень. Это череда валов и локальных бочек, до 1 м высотой, слева более опасных, чем по центру. Справа остров, который можно обойти справа же, чтобы избежать прижима в ряжевую стенку слева. В конце 3-й ступени напротив острова слева есть небольшая суводь, куда встала «Лиса» и осуществляла страховку и промежуточную фотосъемку.

4-я ступень заканчивается поворотом влево, справа в конце ступени есть большая суводь, где лодки страховал «Суоми».

5-я ступень – это широкая и чистая шивера 2 к.с.

Фото 14. 3-я ступень Семиповоротного, К-4 «Лиса» снимает К-4 «Суоми»

Фото 15. 4-я ступень Семиповоротного, байдарка «Свирь»

Фото 16. 5-я ступень Семиповоротного, К-4 «Лиса»

На озере после Семиповоротного устроили обед, хорошая стоянка на высоком ПБ. После нескольких несложных порогов 2 к.с. озеро Муасъярви, около 6 км, исключительно живописное, с высокими берегами и каменистыми выходами. Видели стоянки туристов. После правого поворота озеро сужается, и река вытекает из него порогом Курки. В высокую воду порог очень опасен пирамидальными пульсирующими валами для байдарок. У нас это было игровое препятствие, которое, тем не менее, было отстраховано на совесть.

Фото 17. К-4 «Суоми» проходит порог Курки

Фото 18. «Одиссей-1» Кирилла переворачивается в пороге Курки

Фото 19. К-4 «Лиса» в пороге Курки

Вскоре за порогом Курки, название с карельского переводится как «журавли», который у нас было маловодным и не опасным, встречаются две шиверы, одна из которых в народе называется «Одинокое дерево», и на участке сужения реки и повышения берегов слева будут большие стоянки на пороге Петух (он же Могильный). Порог представляет из себя чистый язык с валами в центре и гряды камней слева и справа.

На Петухе мы устроили дневку, пользуясь каменкой, сложенной Алексеем Лобановым в 2015 году, истопили баню, провели тренировки по метанию спасконца и спасению перевернутой байдарки К-4. Александр Рыльков провел занятие по истории морских узлов и их применению в туризме примерно на 2 часа. Не смотря на популярность стоянки, дров много.

Фото 20. Купание туристов после походной бани

За быстротоками на выходе из порога Петух следуют шиверы, одна из которых, Архипелаг, весьма живописна и требует выбора рукава в зависимости от уровня воды и осадки судна. Далее начинается длинное озеро Вайкульское, в самом начале которого слева есть хорошая стоянка, и на выходе из него слева же на высоком берегу еще целых две стоянки.

У руин горелого моста (проход чистый фактически между всеми опорами) стоят вагончики, где живет рыбнадзор, но из-за холодов и плохого клева мы никого не встретили. Вскоре начались заходные шиверы Вайкульского каскада, он же порог Фурляляй. Первые две ступени (шиверы на S-образном повороте не выше 2 к.с.) заканчиваются большим уловищем слева у серой скалы, откуда можно сходить на разведку и фотосъемку ключевого места порога.

Вдоль левого берега явно выраженный слив около 1,5 метров высотой, но из-за маловодности без заметной бочки. Вдоль правого берега разгонный трек с валами и с прижимом в хаотичные камни. Струя в треке чистая, там все суда и прошли.

Фото 21. «Одиссей-1» Ксюши на выходе из порога Фурляляй

Далее длинный заболоченный участок плеса 15 км, который мы долго преодолевали, пытаясь рыбачить в Имисозере. На пороге Имисев справа отличные две стоянки, правда, тенистые. Украшены туристскими идолами.

Фото 22. Поляны с идолами над порогом Имисев

К этому моменту река становится широкой и полноводной, поэтому порог Имисев отличался от предыдущих препятствий. Это мощные языки струи, на выходе переходящие в косые валы. Слева и справа стоят камни-бойцы, образующие своеобразные ворота. Сверху и снизу порога можно выделить две похожих по гидродинамике ступени. Вдоль правого берега между ступенями заметная мель, на которую и сел К-4 «Лиса».

Фото 23. К-4 «Лиса» в пороге «Имисев»

Фото 24. «Одиссей-1» Кости во второй ступени порога Имисев

Тем не менее, все байдарки прошли благополучно, на «Хатанге» Андрея порог прошла Полина, Андрей же сел на К-4 и пригодился там при стаскивании судна с мели в прижиме перед второй ступенью.

После Имисева следует серия быстротоков, есть подводные плиты, берега низкие, поросшие смешанным елово-березовым лесом. Около 2 км до порога Талии. Пошел сильный дождь, фотографировать было, к сожалению, невозможно. На заходе и выходе широкий плёс, порог Талии – это высокая горка с двумя-тремя высокими пирамидальными валами после чистого языка.

Буквально 20 минут ходу до порога Хирви, что по-карельски значит «оленёнок». Над порогом хорошая стоянка, чалка с улово справа. Однако порог оттуда не осмотреть, он разделен островом с камнями и бревнами на две протоки, основная левая, поэтому и осмотр, страховка и фотосъемка с левого берега, чалиться прямо на правом повороте реки. Мы прошли порог без эксцессов, струя чистая и быстрая, воды немного, поэтому бочка на заходе не держала, но пыталась подкусить даже катамараны-четверки.

Фото 25. К-4 «Суоми» в ключевом месте порога Хирви

Фото 26. Байдарка «Свирь» на заходе в порог Хирви

Стоячий плес после Хирви переходит в озеро Корпиярви (Ельцовое по-русски). На его левом берегу, у дороги, предприимчивые местные жители оборудуют платные стоянки и домики для туристов из больших городов. Но необорудованная стоянка слева пока бесплатна, хотя мужики грозятся сделать там кемпинг и поставить шлагбаум. Стоянка удобна для сушки и антистапеля.

Через узость на выходе из Корпиярви переброшен бетонный мост, наклонный и с дырами в покрытии по причине сильных дождей в этой местности. Справа та же местная семья держит баню, у руин старого моста. Оттуда менее 3 км до порога Поалла. По пути встречается порожек с островами, проход справа. На обратном пути обнос по ЛБ (для вас против течения это будет опять справа) по ровному покосу, метров 200 максимум. Метрах в 200 выше Поаллы будет несложная шивера, после которой можно зачалиться слева для осмотра обеих ступеней порога и тропы обноса.

Порог – двуступенчатый водоскат, с большой бочкой внизу, требует однозначной страховки с воды, так как кидать «морковку» в бочку небезопасно. Над главным сливом прекрасная, но не очень большая стоянка и суводь для страховки. Первая ступень порога с косым валом по сливу у скалы правого берега, затем трек, который выносит влево в промежуточную суводь между водоскатами. Для правильного захода в главную бочку приходится постараться и выдержать линию движения.

Надувные байдарки прошли без проблем, не притопившись в бочке, некоторые даже проехали верхнюю ступень по два раза, обнос удобен. А вот «Свирь» погрузилась в пену, её закусило за корму и опрокинуло в бочке. Сработала страховка на К-4, экипаж выловили, а вот судно подержало с пару минут, были выявлены небольшие поломки.

Для тренировки заходили в бочку снизу носами вверх по течению на катамаранах-четверках, держало хорошо, но стоило подставить носы под слив – выплёвывало. Сломали одно весло и надорвали шов на сидушке.

Обратно есть ярко выраженная тропа обноса с пропиленными деревьями, верхнюю ступень Поаллы обнесли без труда. Шиверу выше порога обносить тяжелее, там около 100-150 метров по узкой тропе, катамараны пришлось ставить на ребро. Одним словом, подъем до Корпиярви занял 1 час 45 минут.

К поляне на Копиярви легко приезжает любая автомашина, оттуда мы и уехали в банный комплекс в Рабочеостровск. На этом активная часть путешествия была закончена.

Фото 27. «Одиссей-1» Кости в первом сливе Поаллы

Фото 28. «Одиссей-1» Кости во втором сливе Поаллы

Фото 29. К-4 «Лиса»со сборным экипажем «заварилась» в главной бочке Поаллы

Фото 30. Девушки из сборного экипажа «Лисы» завязывают весла в узелок



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: