Статья из журнала «Психология зрелости и старения». – 2006. - № 4. – С. 49 – 55.
Жизнь современного человека полна трудностей и стрессов. Многие ситуации, возникающие на жизненном пути (особенно в сфере семейных взаимоотношений, профессиональной деятельности, личностного развития и самоопределения), требуют от субъекта активных действий для их преобразования и адаптации к изменяющимся условиям. В последнее время активно разрабатывается проблема стресса и совладающего с ним поведения субъекта как индивидуального способа взаимодействия со стрессовой ситуацией адекватными личности и ситуации способами через осознанные стратегии действий. Особое внимание привлекает ресурсный подход в психологии совладания, отражающий факторы, помогающие человеку достаточно эффективно справляться со стрессовой ситуацией, в том числе ситуацией неопределенности. В понятие «ресурс совладающего поведения» мы включаем те личностные и средовые факторы, которые есть в распоряжении человека и которые он может использовать при необходимости для совладания со стрессом. Следует отметить, что эффективность совладания тесно связана с объемом, характером имеющихся ресурсов и степенью их доступности.
Особенно трудными, кризисными в жизни личности оказываются ситуации экзистенциального плана, отражающие проблемы существования и индивидуальной духовной жизни, включая проблемы времени, жизни и смерти, свободы, ответственности, выбора, общения, любви, одиночества, смысла и бессмысленности существования. С особой отчетливостью эта ситуация обнаруживает себя в период «середины жизни» (К.Г. Юнг) и сопутствующего ему кризиса среднего возраста, который проявляется в переходе от устремления к внешнему успеху к заинтересованности в поиске смысла жизни и духовных ценностей. На наш взгляд, действенным ресурсом совладания в кризисной ситуации, вызванной особенностями этого возраста, может выступать обращение к семейной истории, знаниям о предках, поддержке прародителей как наставников и глубокое общение с ними. В этом возрасте человек начинает чаще вспоминать своих предков и размышлять о них и истории семьи, пытаясь определить свое место в ней и свой вклад в эту историю. К этому времени он уже добивается определенных высот в карьере, дети взрослеют и собираются покинуть родительское «гнездо», появляются внуки, приближается выход на пенсию. Глядя вперед, планируя дальнейшую жизнь, человек ощущает ее конечность, начинает оценивать себя, свои достижения и потенциальные возможности.
Анализ результатов, полученных нами в ходе эмпирического исследования мужчин и женщин 40-55 лет (1950-1965 гг. рождения) при помощи метода геносоциограммы, методики «Жизненный путь» и авторского феноменологического интервью, подтвердили это положение. Оказалось, что наши испытуемые считают старших родственников, прародителей - бабушку и дедушку (1910-1940 гг. рождения) — хранителями общечеловеческих и семейных традиций, знаний и ценностей. В совладании со стрессами и тяжелыми жизненными ситуациями они незаменимы как люди, оказывающие реальную эмоциональную поддержку, разделяющие трудности, оказывающие помощь бытового (работа по хозяйству, уход за детьми) и материального характера. Отмечается желание испытуемых быть с ними, радость от встреч, способность бабушек выступать буфером эмоциональных переживаний, снимать стресс, выслушивать, советовать: «Все на бабушку нагрузишь, нес свалишь, она на себя нее это возьмет,
и ты уходишь как бы облегченная, а она нот так выслушает одного ребенка, другого, одного внука, другого...»; «В моей жизни именно бабушки несут что-то доброе, теплое, родное. Например, всегда после школы мы бежали домой и знали, что бабушка всегда рядом, нас накормит, нос вытрет, и мы можем поплакаться ей и рассказать секреты, которые маме не расскажешь».
Кроме того, старшие родственники часто служат примером поведения в трудных и критических ситуациях, объектами идентификации в личностно-ценностном формировании. В исследуемом случае это приобретает особую значимость. Предки и прародители, которых испытуемые могли бы назвать старшими товарищами, учителями, описывались как беспрекословные авторитеты, образцы поведения и личностных качеств («стараюсь учиться у него»). Среди называемых качеств, присущих им, выделим следующие:
• морально-нравственные (доброта, честность, порядочность, ответственность, уважение и любовь к людям, справедливость, соблюдение приличий, скромность, способность видеть свои ошибки и перебарывать себя);
• интеллектуальные (ум, образованность, мудрость);
• характеристики, проявляемые в деятельности (трудолюбие, напористость и целеустремленность);
• характеристики, проявляемые в трудных жизненных ситуациях (спокойствие, уравновешенность, жизнестойкость).
Чаще называют морально-нравственные характеристики значимого предка. Эти люди, по словам испытуемых, вызывают уважение, т.к. наставляют на правильный путь, подсказывают, советуют, но одновременно строги и авторитетны. (Из интервью: «Мы все всегда на нее оглядывались: а что она скажет, а что она про нас подумает?»)
Старшие родственники могут выступать источником информационной поддержки, оказывать иную поддержку. Испытуемые отмечают, что они могут дать мудрый и полезный совет, менее требовательны и более объективно оценивают, они внимательны и добры. Информация, исходящая от старших, видится важной, значимой, обогащающей, снабжает действенным примером, знанием, от которого можно оттолкнуться в процессе поиска решения трудной ситуации.
Итак, старшие родственники, общение и взаимоотношение с ними могут оказаться достаточно сильным ресурсом совладания со стрессом посредством:
1) физической, а главное — эмоциональной поддержки;
2) передачи опыта, информационной поддержки (совет, научение и др.);
3) идентификации с ними в личностных чертах и поведении, что очень важно в возрасте «середины жизни» для определения цели жизни и своего места в ней.
Когда человек умирает, его образ не перестает выполнять функции поддержки, ресурсности в процессе совладания с трудностями. Представление о значимом предке, если ресурсная функция отношений и общения с ним продолжает быть необходимой и эффективной в трудных ситуациях и после его смерти, начинает «работать», позволяя человеку общаться с ним посредством символических, ритуальных действий, обращения к его вещам, фотографиям и др. Здесь необходимо упомянуть следующие средства получения ресурса:
1. Семейные фотографии, которые люди просматривают, когда им «грустно, тяжело, одиноко, тоскливо», когда они «скучают по ушедшим, вспоминают детство» и значительно реже, когда «попадутся на глаза или придут гости». Встречаются и ответы — «когда хочется пообщаться с ними, побыть духовно вместе», «хочется вспомнить близких». (Из интервью: «В тяжелых ситуациях снова достанешь альбом, п просто взгляды родных, глядишь на их лик, как-то легче, теплее становится, и даже пытаешься иногда задуматься, спросить что-то и получим, ответ, может быть, тот, который сама хочешь услышать. Но иногда и другое всплывает — другие мысли, идеи, как будто они подсказывают что-то».)
2. Вещи, принадлежавшие предкам и хранимые в семье, список которых достаточно широк: предметы домашней утвари (посуда, мебель, инструменты, расшитые вручную полотенца и подзоры и др.), одежда, иконы, медали, драгоценности, бижутерия и др. В беседе
эти вещи описываются как дорогие, ценные, как часть любимых умерших людей, носители их энергетики и тепла. Они вызывают «чувство гордости и богатства» независимо от их реальной стоимости и функциональной ценности. Особенно ценными могут оказаться расшитый вручную подзор, которым в современной жизни хозяйка никогда не украсит кровать, строительный инструмент («уровень»), потерявший со временем свою точность в измерении, т.к. вещам чаше приписывается душа их бывшего владельца, его энергетика. Такая мифологизация вещей пред ков, ожидание от них какой-то «поддержки», «тепла» осуществляет реальную ресурсную функцию. Описываемые вещи влияют на настроение, доставляют удовольствие, дарят чувство безопасности. (Из интервью: «У меня чашка есть. То ли качества она очень хорошего, не то, что сейчас, но в ней что-то такое есть, мне она очень нравится. Она еще бабушкина, я ее у мамы взяла. И как-то пить из нее теплее...» «У меня икона хранится. С ее появлением у нас связана длинная и интересная история рассказывает)... Но когда тяжело на душе, все плохо - дает тепло, чувства спокойствия и защищенности, покоя и умиротворенности. Она нас как будто бережет».)
3. Посещение места жительства предков, что тесно связано с вопросом средовой идентичности. Такие места описывают в выражениях: «самое прекрасное, красивая деревня», «святое, дорогое, тянущее к себе, которое никогда не забудется», «место, в котором прошло счастливое детство», «моя Родина». Это то, что дает эмоциональные духовные силы. Вероятно, поэтому испытуемые отмечают, что хотели бы жить там, где родились и где прошло их детство, где дети и родители, где поймут и помогут советом, где родная природа.
4. Ритуальные действия (посещение могил, почитание памяти предков), по описанию людей, также выступают средством получения ресурсных знаний и чувств посредством формирования модели поведения, отражающей традиции, стереотипные, не всегда осознаваемые и объяснимые членами семьи действия, передаваемые из поколения в поколение («Это долг, святая обязанность — помнить и отдавать так благодарность предкам»), источник эмоциональной поддержки, силы.
5. Воспоминания, связанные с образом предка, к которым часто обращаются в мыслях, «когда плохо, тяжело, требуется совет, трудно принять решение», «когда думаю о прошлом, вспоминаю детство». (Из интервью: «В трудной ситуации эти воспоминания дают духовную силу. Легче от этого становится как-то, даже если просто задумаешься, что у них тоже трудности были, но они их преодолевши и жили (это в подсознании даже как-то, а не то, что об этом думаешь) - и дальше жизнь продолжалась, двигалась. И просто теплом душа наполняется, а когда в душе тепло, и решать проблемы проще».)
Интересно, что нередкое для нашей страны явление отсутствие знаний об истории семьи и. как следствие, невозможность идентификации с собственным родом - вызывает у человека некоторую компенсаторно-защитную реакцию в виде идентификации с человеческим родом вообще и древними предками (скифами, меря и др.), с присущими им по мифам и легендам выдающимися психологическими качествами (справедливостью, мужеством, честью и др.). Но когда происходит подмена родовой истории, истории семьи такой «подделкой» вследствие утраты корней, на наш взгляд, подобная «семейная» история лишает человека доступа к ресурсной, позитивной части подлинной семейной истории.
В число трудных ситуаций, в которых испытуемые обращаются к данному ресурсу, включаются: ситуации, когда требуется совет, помощь, когда трудно, требуется понимание и поддержка, когда одиноко. При более детальном анализе называемых ситуаций выявились следующие тенденции:
— реже всего эти ситуации возникают при возникновении вопроса, как строить семью и воспитывать детей;
— характерны ситуации очень сильных переживаний (смерть близких, большие разочарования, когда «живых беспокоить не хочется - у них свои проблемы, им не до этого»);
— часто речь идет о выборе дальнейшего пути в жизни (развестись или нет, родить ребенка или нет, как поступить и др.);
— человек задумывается о будущем и о том, «что после смерти» (четверть испытуемых ответили именно так);
— размышления о смысле жизни и ее сущности (36% ответов).
Таким образом, трудные ситуации чаще всего включают в себя экзистенциальные, духовные вопросы и проблемы. Именно при их разрешении представление о значимых предках, обращение к семейной истории выступают действенным ресурсом совладания и вызывают большую потребность обращения к данному ресурсу.
Осведомленность об истории семьи и знание древа семьи, не обращаясь к жизни отдельных ее членов, также имеет большое значение. Если образы конкретных предков выполняют в основном функции личной идентификации и эмоциональной социальной поддержки, то знание истории семьи в целом дает представление о себе как части этой истории, т.е. способствует возникновению идеи личного предназначения, цели, смысла существования внутри семьи и широком ее понимании. Оно способствует возникновению уверенности в себе, появлению «стержня жизни», росту духовных сил, укреплению чувства «неодиночества» («нас так много!»), «крепкой, дружной семьи», сильной связи с семьей, гордости за свою семью, веры в будущее. Отмечались также чувства защищенности, комфорта и поддержки.
Таким образом, за отмеченными целями приобретения знаний об истории семьи и предков (помнить, знать, понимать и др.) стоят экзистенциальные мотивы - формирование целостного представления о себе, своей жизни внутри семьи и как результат - формирование жизненных выводов и итогов, понимания личного предназначения и смысла жизни.
Еще одна сторона рассматриваемого вопроса — влияние знания о предках на престиж человека в обществе. В нашем исследовании не выявлено, но в обыденной жизни можно встретить людей, для которых знание истории семьи служит не ресурсом совладания, а, например, возможностью поднять свой престиж, повысить свою значимость в обществе. «Хвастовство» своими корнями и достижениями предков может ослабить стремление к личным достижениям и осознанию личного предназначения в истории рода, а также стать завесой, скрывающей личные достоинства и недостатки. Отмечалось, что это знание вызывает уважение, интерес к человеку, помогает ему совершенствоваться, развиваться, т.е. имеет положительный эффект. Указывается и трудность - страх несоответствия статусу, положению в обществе предков, страх несоответствия их достижениям. Реже встречается упоминание большого влияния (репутация, уважение) знания истории семьи человеком на его престиж. Единичные ответы: «Отдаляет от него, заставляет настороженно к нему относиться и избегать встречи», «Помогает лучше понять его».
Исследование истории семьи, обращение к образам предков или прародителей в кризисных, стрессовых ситуациях могут стать действенным ресурсом совладания. Это происходит посредством идентификации в личностных чертах и поведении со значимым прародителем, социальной и информационной поддержки прародителей. Значение знания истории семьи в целом дает человеку представление о личном предназначении в семье и жизни, способствует возникновению уверенности в себе, чувства защищенности, комфорта, поддержки, роста духовных сил, «неодиночества» и веры в будущее.