Чтение и анализ стихотворения.




Методика обучения литературе

ЗБ-Р-Л-41

Горох А.А.

Тема: А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить с биографическими сведениями об А.А.Фете; продолжение ознакомленияс лирическими произведениями А.А. Фета, формирование полноты, осознанности, прочности знаний; совершенствование речевых навыков, овладение навыками анализа художественного текста.

Задачи:

Обучающая.

· прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией А.А.Фета;

· показать своеобразие и неповторимый лиризм стихотворений поэта.

Развивающая.

· развивать интерес к творчеству поэта;

· развивать навык анализа поэтического текста;

· обогащать духовный опыт детей;

· развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.

Воспитывающая.

· воспитывать у детей чувство бережного отношения к лирике;

· воспитывать интерес к стихотворениям поэта.

 

Планируемые результаты:

1. Предметные: Иметь представление о жизни и творчестве Фета; о связи человека с природой.

2. Метапредметные УУД:

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Регулятивные: планировать необходимые действия; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом.

Познавательные: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах

3. Личностные: Расширить понимание красоты и мира природы в целом.

 

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, выставка книг, сборники стихотворений А.Фета, литературоведческий словарь, словарные карточки.

Литература: Литература. 6 класс. Коровина В. Я., Полухина В. П. Часть 1, Москва «Просвещение» 2012

 

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Мотивация и актуализация знаний.

4. Постановка учебной задачи.

5. Слово о писателе.

6. Чтение и анализ стихотворения.

7. Итог урока.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет интересный урок. Он посвящен творчеству Афанасия Афанасьевича Фета. Открывайте тетради, запишите число и тему урока.

Проверка домашнего задания.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о русских поэтах – певцах родной природы. На прошлом занятии мы познакомились с лирическими произведениями Ф.И. Тютчева и выяснили, что природа России – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, композиторов, художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово. Словом писатель старается создать картину. Мы мысленно представляем эту картину, мы слушаем звуки природы, мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью или легкая грусть. Все можно выразить словом. Но главное – надо уметь читать, видеть, слышать, понимать. И сегодня мы продолжим учиться видеть, слышать и понимать красоту природы, поэзии и живописи. Но начнём с проверки домашнего задания.

Выборочный опрос учеников: выразительное чтение наизусть стихотворений Ф.И. Тютчева.

Мотивация и актуализация знаний.

- Теперь вспомним, что нам уже известно об А.А. Фете (сведения из биографии).

Ответы: Фамилия правильно произносится Фёт;

Фамилия по отцу Шеншин;

Родился в Орловской губернии;

Представитель «чистой поэзии»….

Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, что будет целью нашего урока? (продолжим изучение биографии и творчества А.А.Фета)

- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Афанасия Афанасьевича Фета - одного из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Стихи А. Фета - это чистая поэзия, там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы: о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. А.А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Познакомимся с биографией поэта.

Слово о писателе.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 гг.) родился в усадьбе Новосёлки Мценского уезда в ноябре 1820 года.

История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения.

Это дом, в котором жил отец, а затем и А.А.Фет, когда был студентом.

Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку.

В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву.

В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.

 

Чтение и анализ стихотворения.

Фет А. А. - «Ель рукавом мне тропинку завесила»

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

 

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

 

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

 

- Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения? Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь? (лес; человек пробирается сквозь чащу деревьев….)

- Случалось ли вам быть в одиночку в осеннем лесу? Что вы чувствовали, переживали? (страх, радость, тревогу, спокойствие….)

- А теперь посмотрим, как А.А. Фет передаёт состояние человека в осеннем лесу, его переживания, настроения. Прочитаем внимательно первую строфу:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

- Какие чувства испытывает герой, оставшись один в лесу? (ему жутко, грустно, но в то же время весело)

- Вы правы, в осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, сам герой говорит: «Я ничего не пойму». Не потому ли чувство смешанное, что Фет этой строкой создает атмосферу таинственности, сказочности? А строка «Ель рукавом мне тропинку завесила...» - явная метафора. Как вы думаете, что автор этим хотел передать?

-Может автор сравнивает ель с женщиной – колдуньей, которая преградила дорогу путнику, манит его вглубь леса и закрывает от его взора лесные тропинки? А ветка ели – рукав её платья. Теперь мы видим, как много А.А. Фет смог передать всего лишь одной строкой.

- А теперь прочитайте 2-4 строчки:

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

- Какой гласный звук повторяется в них чаще других? Каким он является: ударным или безударным? Какое чувство вызывает повторение этого звука? (повторяется звук «у», который является ударным. Он вызывает шум ветра.)

- Читаем 2-ю строфу:

Ветер. Кругом всё гудет и колышется,

Листья кружатся у ног,

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

- С какого слова – предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему? (со слова «ветер», возможно, автор показывает одиночество героя)

- Какие согласные звуки в 3-6 строках передают шум ветра? (согласные «ж», «ш»)

- Правильно. Молодцы! А как вы понимаете значение глагола гудёт? Каким является это слово: общеупотребительным или диалектным? Как, по-вашему, отличается смысл глагола гудёт от смысла глагола гудит? («гудёт» диалектное, мало употребляется. «Гудит» - звук длительный однотонный, а «гудёт» - издаёт гул, урчание (клокочущие, рычащие звуки), поэтому «гудёт» не такое однотонное действие)

- На какие части делится вторая строфа, и какое слово ее разделяет? (строфа делится на две части: кругом всё гудёт и колышется и неожиданный звук рога. Разделяет строфу слово «чу»)

- Правильно. А к какой части речи оно (слово «чу») принадлежит? И с какой целью используется? (Чу – междометие, которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки. Междометие носит просторечный характер.)

- А каким словом можно заменить это просторечное междометие? (вдруг, слышишь….)

- И что же герой неожиданно слышит? (взывающий рог)

- Правильно. А что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?

- С помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека. Как вы понимаете значение слова «взывающий»? (взывающий – обращаться с призывом, звать)

- Часто ли это слово «взывающий» употребляется в современной речи? Постарайтесь подобрать к нему синонимы. (Не употребляется, потому что высокого стиля. Синонимы: зовущий, зазывающий, ведущий, вызывающий, приглашающий…)

- Молодцы! Теперь читаем 3-ю строфу:

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

- Рассмотрим первую строку 3-ей строфы:

«Сладостен зов мне глашатая медного!».

- Какова полная форма слова «сладостен»? (сладостный)

- Верно. А, как вы думаете, в чем отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»? (Сладкий – имеющий вкус, свойственный сахару или меду. Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.)

- Герой слышит сладостный зов. Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному «зов». Давайте попробуем подобрать ещё несколько однокоренных слов. (взывающий, зовущий, звать….)

- Кто такой глашатай? И какой предмет автор называет глашатаем медным? (рог – глашатай медный)

Глашатай - в старину: вестник, всенародно объявляющий, возвещающий что-н.

- Здесь зов «глашатая медного» – символ жизни, присутствия человека – противопоставлен символу угасания природы – «мертвым листам». А теперь обратимся к двум последним строчкам стихотворения.

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

-К кому или к чему обращается герой в этих строчках? (к глашатаю медному, то есть к рогу. Если нет ответа, то учитель поясняет.)

- Наверное, герой обращается к рогу – глашатаю медному. Вы согласны?

- Как вы понимаете выражение странник бедный: «бедный» в значении «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»? (несчастный, одинокий)

- Правильно. Молодцы! Мы с вами разобрали всё стихотворение: теперь каждое слово нам понятно, а если у вас есть вопросы, задавайте.

- Если нет вопросов, то посмотрим: Каким размером написано стихотворение? (Дактиль)

- Дактиль – трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов – ударный и два безударных (- '--).

Рифма – (от греч. соразмерность) созвучие окончаний стихотворных строк.

- Каков способ рифмовки (какая рифма)? (перекрёстная рифма, так как первая строка рифмуется с третей, а вторая с четвертой и т.д.)

- Хорошо. Теперь обратим внимание на длину строк. Как высчитаете, они напоминают вам порывы ветра? (Да, они похожи на порывы ветра.)

 

Итог урока.

- Теперь давайте сделаем выводы – о чём стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»?

- Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.

- Фет в стихотворении создает образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину.

- В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами.

Итак, мы видим, что в этом стихотворении А.А. Фета состояние природы сливается с человеческими эмоциями. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя стремятся отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности.

В заключение нашего урока предлагаю послушать песню на стихи А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…».

 

Рефлексия.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Если вам было интересно на уроке, вы все поняли, поднимите левую руку. Если вам было скучно и непонятно, поднимите правую руку.

 

Домашнее задание.

1. Опираясь на статью учебника, подготовить рассказ о жизненном пути А. А. Фета.

2. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: