Июня 2019 года город Москва




ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев протест заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 375 района Арбат города Москвы от 20 июля 2018 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 375 района Арбат города Москвы от 20 июля 2018 года депутат Совета депутатов Муниципального округа Арбат ****. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

В порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1-30.6 КоАП РФ указанное постановление мирового судьи не обжаловалось и вступило в законную силу.

В настоящем протесте заместитель прокурора города Москвы Ведерников В.В. просит об отмене названного судебного акта и прекращении производства по делу, ссылается на то, что ****., являясь депутатом представительного органа местного самоуправления, полномочиями по выполнению организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций не обладает, то есть не является должностным лицом, а, следовательно, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ; незаконное возбуждение дела об административном правонарушении и его рассмотрение по истечении срока привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

****., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении заместителем прокурора г. Москвы Ведерникова В.В. протеста на указанный выше судебный акт, в установленный срок возражения на него не представил.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ наступает за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных стаями 5.39, 5.63 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 20 Закона г. Москвы от 06.11.2002 № 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" жители имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. По результатам должен быть дан письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 Закона, руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Как следует из материалов дела основанием для привлечения депутата Совета депутатов Муниципального округа Арбат ****. к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.59 КоАП РФ послужило то, что он в нарушение требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не направил ответ в установленный ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона срок на заявление ****., поступившее в канцелярию Муниципального округа Арбат г. Москвы 27 ноября 2017 года.

Между тем при вынесении постановления мировым судьёй не было учтено следующее.

В силу ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

При этом в соответствии с п. 5 ст. 4 названного Федерального закона под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" депутат - это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти, органа местного самоуправления наделен специальным публично-правовым статусом. Участвуя в законотворчестве и осуществлении других функций, возложенных в системе народовластия на представительные органы государственной власти, местного самоуправления, депутат представительного органа местного самоуправления, избранный в результате свободного волеизъявления народа, является представителем всех избирателей муниципального образования.

В то же время согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат это член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.

Таким образом, депутат является народным избранником в представительный орган, в данном случае муниципального органа.

Частью 4.1 статьи 13 данного Закона предусмотрены обязанности депутата представительного органа, а именно:

1) регулярно не реже одного раза в месяц вести прием избирателей;

2) своевременно рассматривать обращения граждан, организаций независимо от организационно-правовой формы, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и давать на них ответы в пределах своей компетенции;

3) отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год.

Таким образом, депутаты представительного органа законом наделены обязанностями, неисполнение которых нарушает конституционное право граждан участвовать в решении вопросов местного значения через своих представителей.

Вместе с тем представительный орган муниципального образования является коллегиальным органом. Свои властные полномочия депутат реализует через работу в представительном органе путем совместного участия с другими депутатами в принятии решений, выработке рекомендаций, вынесении депутатского запроса и так далее, следовательно, никакой самостоятельной властью он не обладает.

В связи с этим депутат представительного округа - Муниципального округа Арбат г. Москвы ****. не является должностным лицом в связи с отсутствием у него властных полномочий, а также административно-хозяйственных и иными функций должностного лица. К таким лицам отнесены глава муниципального образования, который является выборным должностным лицом, глава местной администрации, председатель представительного органа.

Исходя из содержания диспозиции ст. 5.59 КоАП РФ административная ответственность по данной норме наступает для должностного лица при невыполнении им административно-правовой обязанности, связанной с рассмотрением обращения гражданина либо общественного объединения.

С учетом вышеизложенного депутат Совета депутатов Муниципального округа Арбат ****. не является субъектом административной ответственности, установленной ст. 5.59 КоАП РФ, в связи с чем, вывод мирового судьи о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного названной нормой, является неверным.

Также заслуживает внимание и довод протеста прокурора относительно того, что настоящее дело об административном правонарушении в отношении депутата Совета депутатов Муниципального округа Арбат ****. незаконно возбуждено по истечении установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности.

На основании ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности составляет три месяца.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определённому сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, возникли 27 декабря 2017 года, следовательно, срок давности привлечения депутата Совета депутатов Муниципального округа Арбат ****. к административной ответственности истёк 27 марта 2018 года.

Между тем постановление И.о. Пресненского межрайонного прокурора г. Москвы о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено 22 мая 2018 г.

Указанный недостаток являлся основанием для возвращения постановления прокурора и приложенных к нему материалов в орган, его вынесший, чего мировым судьей на стадии рассмотрения вопроса о принятии дела об административном правонарушении не было сделано, что в свою очередь повлекло незаконное рассмотрение дела и вынесение постановления о назначении административного наказания.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

При таких обстоятельства постановление мирового судьи судебного участка № 375 района Арбат города Москвы от 20 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении депутата Совета депутатов Муниципального округа Арбат ****. не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

протест заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 375 района Арбат города Москвы от 20 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении депутата Совета депутатов Муниципального округа **** отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: