Эссе «Батальные полотна поэтов-фронтовиков»




Малов Василий Викторович

Из огня Великой Отечественной войны вышло новое поколение писателей – писатели-фронтовики, среди которых и выдающиеся поэты – Симонов Константин Михайлович, Асадов Эдуард Аркадьевич, Окуджава Булат Шалвович, и Твардовский Александр Трифонович.

Война в картинах-стихах поэтов-фронтовиков представлена образом-противостоянием «война – весна», «пожар войны – расцвет весны». Например, при помощи птиц. Так у Булата Окуджавы в стихотворении «Король» война (военные самолёты) – это кружение чёрной тучи ворон, сопровождающееся треском-перекаркиванием, резко нарушающим тишину мирного неба:

 

Но однажды, когда «мессершмитты», как вороны́,

Разорвали на рассвете тишину

 

А дом и возвращение домой, это весенние трели скворцов, как также у Булата Окуджавы в стихотворении «Бери шинель – пошли домой»:

 

К золе и пеплу наших улиц

Опять, опять, товарищ мой,

Скворцы пропавшие вернулись...

Бери шинель - пошли домой.

 

Четверостишие символично и живописно именно с точки зрения образа «весна» – с одной стороны колористика «зола и пепел» передают весенний грязный серый снег, с другой стороны, в противостоянии война-мир возникает опять же колористическая ассоциации весны как через пепел и гарь весной пробивается свежая зелень новой жизни, и над всем этим грязным снегом, пеплом, гарью и молодой зеленью переливы скворцов – пейзаж «весна».

Другими словами, но аналогичный образ «весна – дом» передан и в стихотворении Александра Твардовского «О скворце», также противостояние «война-зима – весна-мир» автор пишет в стихотворении «Перед войной, как будто в знак беды»:

И тяжко было сердцу удручённому

Средь буйной видеть зелени иной

Торчащие по-зимнему, по-чёрному

Деревья, что не ожили весной.

 

Своё состояние, чувства поэты также передают при помощи образа птиц, так у Булата Окуджавы в стихотворении «Я ухожу от пули», видим:

 

Я ухожу от пули, делаю отчаянный рывок.

Я снова живой на выжженном теле Крыма.

И вырастают вместо крыльев тревог

За моей человечьей спиной надежды крылья.

Васильками над бру́ствером, уцелевшими от огня,

Склонившимися над выжившим отделеньем,

Жизнь моя довоенная разглядывает меня

 

Итак, в этих стихах мы видим следующую живописную картину – бурые, пепельные, чёрные оттенки пожарища «выжженное тело Крыма», на его фоне акцентом выделены, по крайней мере ассоциативно, белые крылья надежд автора, эти акценты дополнены ярко-синими цветами васильками, уцелевшими в огне, как символ воспоминаний о довоенной мирной жизни – пейзаж «белые птицы над выжженным полем с васильками».

Земля – планета, Земля-мать живой одухотворённый образ у Булата Окуджавы, в стихотворении «Земля изрыта вкривь и вкось» она полноценный собеседник автора. И здесь мы вновь видим уже привычный пейзаж автора – выжженная войной земля и молодые весенние всходы:

 

Зерно спалите – морем трав

Взойду над мором и разрухой…

 

Но одновременно с этим привычным образом мы видим в стихотворении и новый образ, встречающийся в стихах большинства поэтов фронтовиков – «детство», «дети-солдаты», «детские воспоминания солдат». Данный образ, как и образ «война – весна», изображается авторами и воспринимается нами на контрасте «война – дети». Итак, с точки зрения Матери-земли в беседе с Булатом Окуджавой:

 

Мы для неё как детвора,

Что средь двора друг друга валит

И всяк свои игрушки хвалит...

Какая глупая игра!

 

В этом четверостишии мы видим следующую картину войны – дети мальчишки играют в «войнушку» во дворе дома, «советские» и «немцы» перебегают от угла к углу прячутся за развешанными простынями или автомобилями, изображают звуки стрельбы вроде тра-та-та или бах-бах-бах стреляя из деревянных выстроганных отцами ружей и махая деревянными саблями. А затем мамы зовут обедать, и вся детвора разбегается, покидав игрушечное оружие. Прямых цветов и звуков в картине нет – мы можем предположить их только на основе нашего опыта, но сама картина очень динамичная и с физической точки зрения, потому что все фигуры (мальчишек) находятся в движении и очень пронзительная с чувственной стороны, потому что осознание того, что война она везде, например, в мирных дворах и участвуют в ней все, в том числе дети, пронзает наши чувства ледяным восприятием и не оставляет нас равнодушными от увиденного.

Аналогичные пронзительные картины «детства в войне» можно увидеть в стихотворениях «Кукла» и «Майор привёз мальчишку на лафете» Константина Симонова и «Две строчки» и «Отец и сын» Александра Твардовского, также у поэта видим необычный «детский» образ в стихотворении «Армейский сапожник»:

И нянчит, и лечит сапожник

Сапог, что заляпан такой

Немыслимой грязью дорожной,

Окопной, болотной, лесной.

 

Перед нами образно в руках сапожника не грязный кирзовый солдатский сапог, а ребёнок, младенец, чумазый «раненный», но младенец, для которого в этой бойне необходимо найти время и место, чтобы отмыть вылечить-починить его.

Не только Земля и сапоги «оживают» в стихах поэтов-фронтовиков, но и даже оружие и военная техника, то есть вещи, несущие гибель и разрушения, показаны живыми, как и люди, страдающими от войны. Как, например, в стихотворении Константина Симонова «Танк»:

 

Но под рукою не было врача,

И он привстал, от хромоты страдая,

Разбитое железо волоча,

На раненую ногу припадая.

 

Боевой танк идёт, подрывается на мине, хромает, «припадая на раненную ногу», обессиленный падает, ползёт и гибнет, а его товарищи танки хоронят его, после чего автор и предлагает:

 

Я выкопал его бы, как он есть,

В пробоинах, в листах железа рваных,

Невянущая воинская честь

Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах.

Похожий образ живого автомобиля грузовика видим в стихотворении Александра Твардовского «За Вязьмой». Или вот какой образ видим у Эдуарда Асадова в стихотворении письмо с фронта:

 

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,

Застыли орудья, как стадо слонов,

И где-то по-мирному в гуще лесов,

Как в детстве, мне слышится голос кукушки...

 

Перейдём от рассмотрения метафор более подробно к колористике, цветописи поэтических полотен фронтовиков. Например, Эдуард Асадов, пишет образы войны в следующей тональности:

 

Чёрным дымом вскинулась война... (Подмосковный рассвет).

Где снег был то в пепле, то в бурой крови… (Ленинграду).

И в лихолетьи свинцово-грозном… (Отцы и дети).

Поднявшись навстречу свинцу и мраку… (Роза друга).

 

Мы видим по преимуществу тёмные оттенки – чёрный, бурый, серый свинцовый, серый пепельный, при чём последний показан акцентом на белом снеге. В стихотворении «Роза друга» Эдуард Асадов разворачивает тёмные оттенки общего ощущения войны в яркие огненно-красные тона воспоминаний боевых действий:

Как маленький факел горя в ночи,

Он словно растёт, обдавая жаром.

И вот уже видно, как там, в пожарах,

С грохотом падают кирпичи.

 

При этом усиление цветовой яркости сопровождается и усилением звуковой – «грохот кирпичей».

В такой же перемежающейся красно-серой, огненно-пепельной тональности передаёт войну и Александр Твардовский в стихотворении «Огонь»:

 

Он с ветром нёсся на восток,

Сжигая мох на крышах,

И сизой пылью вдоль дорог

Лежал на травах рыжих.

В красной кровавой тональности изобразил солнце и одновременно чувство Константин Симонов в стихотворении «Безымянное поле»:

 

Опять мы отходим, товарищ,

Опять проиграли мы бой,

Кровавое солнце позора

Заходит у нас за спиной.

 

Мирная жизнь, точнее воспоминания о ней показаны у поэтов в светлых, дымчатых оттенках, нанесённых в импрессионистской, сюрреалистичной технике, подчёркивающей невесомость, лёгкость момента воспоминаний, как, например, в стихотворении Эдуарда Асадова «Письмо с фронта»:

 

Мы всё, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут, на войне:

Приятели, книжки, московские споры –

Всё - сказка, всё в дымке, как снежные горы...

 

И наоборот не воспоминания, а запоминание мира перед боем, перед войной, поэты-художники стараются изобразить в технике реализма прописывая мельчайшие детали, чтобы ничего не забыть не упустить, когда видимое станет уже дымчатым воспоминанием, например, как в стихотворении Константина Симонова «Атака»:

 

Какой уютной показалась

Тебе холодная земля,

Как всё на ней запоминалось:

Примерзший стебель ковыля,

Едва заметные пригорки,

Разрывов дымные следы,

Щепоть рассыпанной махорки

И льдинки пролитой воды.

 

Другим важным элементом живописи, оживления текста в литературе помимо цветописи, является и звукопись, как фонетический подбор слов по принципу благозвучия, так и непосредственно передача звуков, порой очень специфичных, так, например, кроме уже процитированных «грохота кирпичей» и «голоса кукушки», мы слышим свист сурков-тарбаганов в стихотворении Константина Симонова «Тыловой госпиталь»:

 

Ходили в степи слушать, как вокруг

Свистели в жёлтых травах тарбаганы…

А в стихотворении Эдуарда Асадова «На пороге двадцатой весны» мы слышим сразу два звука в противостоянии, и разном дополнении одним звуковым элементом:

 

Снов не видел тогда ни я,

Ни гвардейцы - мои друзья.

Потому, что под тяжкий гром

Спали люди чугунным сном.

 

С одной стороны, в уши ударяет гром от залпа артиллерийский орудий, при этом чугун здесь символично добавляет тяжёлый гул к грохоту орудий. С другой стороны, мы слышим абсолютную тишину людей, погрузившихся в глубокий сон, и здесь чугун символически выражает уже не усиление звука, а усиление тишины, во-первых, как непробиваемые чугунные стены, за которыми абсолютно ничего не слышно, а во-вторых, как символ тяжести, подчёркивающий насколько тяжёлый, глухой сон овладел людьми.

Другим не маловажным элементом литературной живописи, кроме цветов и звуков, являются запахи, описание ароматов, пробуждающее наше обоняние. Например, в стихотворении Александра Твардовского «В поле, ручьями изрытом» мы вдыхаем целый букет ароматов:

 

В поле, ручьями изрытом,

И на чужой стороне

Тем же родным, незабытым

Пахнет земля по весне.

Полой водой и нежданно –

Самой простой, полевой

Травкою той безымянной,

Что и у нас под Москвой.

Разумеется, чтобы ассоциативно почувствовать такие обонятельные образы, необходимо быть знакомым с этими запахами, но это уже вопрос кругозора читателя, художник же, поэт со своей стороны их отразил.

В другом своём стихотворении «Большое лето» Александр Трифонович вписывает в весенние поля уже запахи войны, а точнее военной техники:

 

Бензина, масел жаркий запах

Повеял густо в глушь полей.

Константин Симонов в стихотворении «Тыловой госпиталь» кроме звуков степи, передаёт также и её ароматы:

 

Шофёр нас вёз обратно с ветерком,

И всё-таки, вся в ранах и увечьях,

Степь пахла миром, диким чесноком,

Ночным теплом далёких стад овечьих.

 

Таким образом ознакомившись с подобными живописными строками Эдуарда Аркадьевича Асадова, Булата Шалвовича Окуджавы, Константина Михайловича Симонова и Александра Трифоновича Твардовского, насыщенными цветами, звуками, запахами, движением, чувствами, мы, можем увидеть, услышать, вдохнуть, почувствовать их пейзажи-стихи, хотя бы сознанием, но погрузиться в их батальные полотна и пускай немного, но понять, как они воспринимали войну с точки зрения художественного изображения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: