Соотношение направлений коррекционной работы тифлопедагога в ПрАООП ДО для детей с нарушениями зрения




 

из Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной, М., 1997 из Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с косоглазием и амблиопией (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. /протокол № 6/17) Коррекционно-развивающая деятельность тифлопедагога   из Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слабовидящих детей (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. /протокол № 6/17)Программа коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая деятельность тифлопедагога   из Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слепых детей (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. /протокол № 6/17) Программа коррекционной работы тифлопедагога со слепыми дошкольниками  
Развитие зрительного восприятия Программа коррекционно-развивающей работы с детьми 3-го года жизни Стимуляция остроты зрения амблиопичного глаза, развитие цветоразличения, различительной способности, развитие и обогащение сенсорных умений зрительного поиска, сличения, локализации, идентификации, развитие конвергентно-дивергентных движений глаз. Развитие зрительно-моторной координации: развитие подвижности глаз, опыта выполнения следящих движений глаз за движениями рук (массивные движения рук вправо, влево, вверх с установкой на их прослеживание глазами), развитие содружественных движений руки и глаз. Обогащение опыта ориентировочно-поисковой деятельности на основе и под контролем зрения для организации предметных действий. Развитие предметности и константности восприятия. Развивать способность зрительного соотнесения объемных предметов с их изображениями (с опознанием объектов восприятия), располагаемых на близком, удаленном расстоянии друг от друга Коррекционно-развивающая программа «Развитие зрительного восприятия»* 6-ти уровневая коррекционно-развивающая программа «Развитие зрительного восприятия» разработана и предложена Л.В. Фомичевой в 2011 году. 4-6 уровни – для слабовидящих детей, детей с функциональными нарушениями зрения   Коррекционно-развивающая программа «Развитие зрительного восприятия»* 6-ти уровневая коррекционно-развивающая программа «Развитие зрительного восприятия» разработана и предложена Л.В. Фомичевой в 2011 году. 4-6 уровни – для слабовидящих детей, детей с функциональными нарушениями зрения   - Развитие остаточного зрения 6-ти уровневая коррекционно-развивающая программа «Развитие зрительного восприятия» разработана и предложена Л.В. Фомичевой в 2011 году. 1-3 уровни ориентированы для слепых детей дошкольного возраста,
Ориентировка в пространстве Программа коррекционно-развивающей работы с детьми 3-го года жизни Развитие опыта ходьбы по напольным ориентирам «дорожки» (ширина или диаметр соотносится с длиной ступни) под контролем зрения с сохранением осанки, без напряжения, без и с изменением направления. Развитие «схемы тела», образа восприятия собственного облика, лица, обогащение опыта мимических движений.   Адаптивная компенсаторно-развивающая программа* Цель педагогической деятельности: способствовать развитию слабовидящим дошкольником компенсации трудностей зрительного отражения действительности. Развитие умений и навыков пространственной ориентировки - Формирование умений и навыков пространственной ориентировки. - Развитие восприятия пространства - Развитие слухового пространственного восприятия
Развитие осязания и мелкой моторики Программа коррекционно-развивающей работы с детьми 3-го года жизни Развитие моторики рук, повышение подвижности пальцев, тактильных ощущений ладоней и пальцев. Развитие умений и обогащение опыта осязания предметов познания с пониманием на элементарном уровне его роли в выделении и узнавании, пространственной ориентации мелких деталей (частей) для осмысления (уровень узнавания, способность отличить от других предметов) целостного образа. Побуждение ребенка к точному обозначению предмета, детали в процессе непосредственного их чувственного познания (по подражанию взрослому).   Адаптивная компенсаторно-развивающая программа* Цель педагогической деятельности: способствовать развитию слабовидящим дошкольником компенсации трудностей зрительного отражения действительности. Развитие осязания и моторики рук   - Коррекция и развитие ориентировочно-поисковых действий и умений - Развитие и коррекция способов познавательной деятельности, формирование сенсорно-перцептивных умений и навыков (частично) - Подготовка к освоению рельефно-точечного шрифта, письму и чтению по системе Брайля.  
Социально-бытовая ориентировка: - Предметные представления. Ориентировка на улице (1) - Ребенку о нем самом /и окружающих людях (2)   Адаптивная компенсаторно-развивающая программа* Цель педагогической деятельности: способствовать развитию слабовидящим дошкольником компенсации трудностей зрительного отражения действительности. Развитие слуха и слухового восприятия (1, 2 /под ред. Плаксиной) Развитие основ невербальных средств общения (2)   - Развитие первичных умений создавать концепцию пространства общения - Развитие и коррекция способов познавательной деятельности, формирование сенсорно-перцептивных умений и навыков (частично)

 

Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения // Дефектология, 2002,№6 и 2002,№3.   Дружинина, Л.А.Психолого-педагогическое сопровождение дошколь-ников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учебно-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017.
развитие зрительного восприятия
Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На каждом этапе обучения решаются свои задачи, детям предлагаются задания определенного уровня сложности. Так, на начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые ставит перед ними тифлопедагог (см. Коррекционные программы по развитию зрительного восприятия). Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения (5,6). В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.п. В период ортоптического лечения тифлопедагог проводит с детьми специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их. На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т.п. Например, такие игры как «Распредели игрушки по величине», «Разложи по величине геометрические фигуры», «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку», «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т.д. Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (О,О1-О,О4) тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения (3). Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача-офтальмолога. Дети выполняют упражнения, развивающие умение сосредотачивать зрительное внимание на заданном объекте, формирующие навыки нахождения их в поле восприятия и узнавания. Проводят также игры и упражнения, в которых повышается световая и цветовая чувствительность глаз, точность узнавания игрушек и предметов. Большое внимание на занятиях тифлопедагога по развитию зрительного восприятия уделяется формированию у детей понимания роли зрения в жизнедеятельности человека. Это связывается с конкретными ситуациями из жизни детей. Так, например, тифлопедагог предлагает детям рассмотреть игрушку, собрать пирамидку или построить домик из кубиков (сначала с помощью зрения, а затем - с закрытыми глазами), посмотреть вокруг себя, рассмотреть другого ребенка, найти дорогу из группы на участок детского сада и т.д. Тифлопедагог объясняет детям, что именно глаза помогают им увидеть и узнать все окружающее, правильно выполнить задание с игрушкой, выбрать направление, в котором надо идти. Постепенно дети начинают осознавать роль зрения в их жизни. Необходимо также дать детям представление об их собственных зрительных возможностях (как они видят без очков и в очках). Например, тифлопедагог предлагает ребенку рассмотреть игрушку, посмотреть в окно и т.д. сначала без очков, а затем в очках. Внимание ребенка обращается на то, что он увидел в первом и во втором случае, ему предлагают рассказать об этом. Тифлопедагог помогает ребенку осознать то, что без очков он не может увидеть целый ряд признаков предметов, некоторые детали, особенности строения предметов и т.д. Детей подводят к пониманию необходимости ношения очков и лечения на аппаратах. На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических упражнений, рассматривании картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т.д.). Важнейшая задача – обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи. Так, тифлопедагог учит детей быть внимательными при зрительном рассматривании игрушек, предметов и изображений; формирует алгоритм зрительного восприятия (учит рассматривать их в определенной последовательности, по плану); внимательно слушать словесные описания тифлопедагога и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты; вырабатывает у детей согласованные движения глаз и руки (умение сопровождать движения глаз движениями руки). Детям дают также представление о том, что зрительную информацию об окружающем мире необходимо дополнять той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительностью и т.д. Необходимо отметить роль словесной регуляции тифлопедагогом зрительного восприятия детей. Это помогает направлять рассматривание детьми игрушки или предмета по определенному плану, последовательно, корригировать и активизировать его. С этой целью тифлопедагог задает детям вопросы, использует словесные инструкции: «Как называется эта игрушка (предмет)?», «Какого цвета игрушка?», «Рассмотри игрушку внимательно», «Обведи взором контур игрушки», «Найти глазами части этой игрушки; назови их», «Какой формы игрушка?» и т.д. Непременное условие успешности работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия – активное включение в процесс зрительного обследования речи самих детей (обучение детей словесному описанию своих зрительных впечатлений). Это необходимо для осмысления детьми информации, получаемой с помощью зрения, анализа ее и осознанного использования в различных видах самостоятельной деятельности. Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей формируют умение рационально пользоваться нарушенным зрением; получать с его помощью информацию об окружающем; сопровождать зрительное восприятие восприятиями других модальностей; развивают мыслительную деятельность и познавательную активность детей. Это позволяет детям получать адекватные представления об окружающем их мире.   На занятиях по развитию зрительного восприятияработа тифлопедагога направлена на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине; на формирование умений выделять эти информативные признаки в предмете с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета; на формирование навыков использования сенсорных операций в системе исследовательских действий. Особое внимание уделяется обучению детей определять отличительные признаки предметов, опознавать предметы в разных модальностях. Проводится работа по умению читать «зашумленные» изображения, воспринимать объекты в условиях затрудненного восприятия (при наличии неполного изображения предмета, в условиях заслоненности одного предмета или его изображения другим предметом или изображением, при сниженной цветовой насыщенности, контрастности, на сюжетном изображении и др.).   На коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия чаще всего используются следующие упражнения:  обследование макетов, контурных изображений формы, выделение параметров величины с подключением мануальных действий; - формирование понятий «цвет», «форма», «величина», называние эталонов цвета, формы и величины точным словом;  выделение заданного цвета, формы, величины из множества других у предметов, находящихся близко и на расстоянии;  величины по убыванию (каждый раз выбирать самый большой предмет из оставшихся), возрастанию (каждый раз выбирать самый маленький предмет из оставшихся); сериация цвета – по насыщенности;  группировка эталонов и предметов (цвет, форма, в-личина);  соотнесение эталонов и предметов по цвету, форме, величине (например: среди нескольких предметов, различных по толщине выбрать зрительным способом точно такой же, как предложенный; при проверке можно использовать прием приложения);  дифференциация сходных форм (например, разложить на группы овалы и круги);  рисование «паспорта» (вид с разных точек зрения) объемных форм;  узнавание предмета в силуэтном, контурном изображении;  узнавание предмета в модальностях (с разных точек зрения, в стилизованном изображении);  опознание контурных изображений по деталям;  выделение заданного контура, предметного изображения из «зашумленного» поля;  совмещение контурных изображений и наложение их один на другой с разной заслоненностью;  узнавание целого по части;  составление целого из частей предметного, силуэтного, сюжетного изображений (разрезные картинки, аппликация);  анализ и конструирование образца из геометрических форм, мозаики, танграм и т.п.   В коррекционной работе по развитию зрительного восприятия и навыков социально-бытовой ориентировки возможно использовать сюжетные изображения. Одной из задач на занятиях с использованием сюжетных изображений является формирование способов восприятия картины (целостное обведение взором, выделение главного, восприятие по плану, детальное рассматривание отдельных объектов др.). Для этого важно продолжать работу по формированию у детей знаний об информативных признаках и предметах, раскрывающих сюжет. Необходимо обучать детей выделять признаки в сюжетном изображении с установлением логических связей. Степень осознания содержания сюжетного изображения ребенок передает с помощью монологической и описательной речи. Поскольку любое сюжетное изображение – это «застывший момент» картины мира, то занятия по развитию восприятия сюжетных изображений решают также задачи социально-бытовой ориентировки детей с нарушенным зрением, а сюжетное изображение является богатейшим учебным материалом в их решении. Для детей, имеющих ограничения зрительного восприятия, наиболее эффективны при восприятии картин, иллюстраций, фотографий активные виды работы, однако не следует пренебрегать и специальными способами целенаправленного зрительного восприятия:  - зрительное выделение всех объектов на сюжетном изображении;  восприятие картины по плану; выделение первого, второго, третьего планов сюжетного изображения;  детальное рассматривание одного объекта;  узнавание предметов в различных взаимозависимостях между ними;  установление взаимозависимостей между объектами, причинно-следственных связей;  определение взаимоположения объектов на картине и пространственных соотношений между изображенными объектами;  моделирование картины предметными изображениями, силуэтами, схемами, фишками;  моделирование картины «оживление» сюжетного изображения;  использование приемов «вхождения» в картину (восприятие с подключением слуховых, тактильных, кинестетических ощущений);  нахождение несоответствий;  составление рассказов.  
ориентировка в пространстве
Обучение детей ориентировке в пространстве тифлопедагог осуществляет по специально разработанным методикам (9,13,21). Основой обучения является формирование у детей целенаправленного зрительного восприятия пространства, а также пространственных признаков и расположения наполняющих его предметов. Методика обучения включает в себя несколько этапов. Задачей первого этапа является создание у детей четких представлений о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучение детей практической ориентировке «на себе». Задача второго этапа – дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, т.е. «от себя». Тифлопедагог прививает детям навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке. Третьим этапом является обучение детей моделированию предметно-пространственных построений и, четвертый этап – обучение детей ориентировке в пространстве с помощью схем. На всех этапах обучения тифлопедагог большое внимание уделяет формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и расположение в пространстве с их чувственным восприятием детьми. В обучении детей ориентировке на собственном теле используются следующие приемы: 1.Зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела. 2.Рассматривание ребенком себя в зеркале (если у ребенка достаточно высокая для этого острота зрения); нахождение и называние частей своего тела. 3.Соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка; словесное обозначение их пространственного расположения. 4.Зрительно-осязательное обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения. Особое внимание тифлопедагог уделяет умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. Постепенно дети учатся практически соотносить правую и левую руки с соответствующими правыми и левыми частями своего тела (и наоборот). В обучении тифлопедагог использует реальные чувственные ощущения детей. Например, связывают левую сторону тела с расположением сердца. Дети прикладывают к груди руку, находят сердце, слушают, как оно бьется. Используют также систему меток: аппликационные изображения, вырезанные из цветной ткани или бумаги кружки, цветы, флажки, бантики и т.д. Тифлопедагог предлагает ребенку найти, где у него сердце. Когда ребенок находит его, прикрепляют с левой стороны аппликационное изображение сердца. Объясняют ребенку, что эта сторона его тела – левая. Затем предлагают найти у себя правую сторону и прикрепляют справа на груди яркий бантик. Для обучения детей ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя» тифлопедагог формирует у них навыки использования зрения в ориентировке, развивает умения выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные). Основой обучения на этом этапе является то, что тифлопедагог помогает детям соотносить расположение игрушек и предметов вокруг себя с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание тифлопедагог уделяет обучению детей усвоению понятий «близко-далеко», «ближе-дальше». Дети упражняются в зрительной оценке расстояний в определении удаленности предметов «от себя» в играх и упражнениях: «Какая игрушка дальше, какая ближе?», «Где стоит игрушка?», «Кто из детей стоит близко, а кто далеко». Сложность выполнения заданий, предлагаемых в подобных играх и упражнениях, заключается в том, что соизмерение расстояния с помощью нарушенного зрения слабовидящими дошкольниками, а также при монокулярном зрении - детьми с косоглазием и амблиопией не позволяет им проанализировать, насколько удалены игрушка или предмет. Учитывая эту особенность, зрительное восприятие детьми пространства уточняется, дополняется их двигательными ощущениями. Например, тифлопедагог предлагает ребенку пройти до игрушки и сосчитать, сколько шагов он сделал. Затем пройти до другой игрушки, также считая шаги, и сравнить, до какой игрушки он сделал больше, а до какой меньше шагов. Тифлопедагог наглядно демонстрирует детям, что игрушки или предметы, до которых сделано меньше шагов, расположены ближе, а те, до которых сделано больше шагов – дальше от определенной точки в пространстве (местоположения самого ребенка). Для развития полисенсорного восприятия пространства тифлопедагог учит детей узнавать по их звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания, а затем определяют их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия. С целью обогащения представлений детей о пространстве, в котором они находятся, тифлопедагог развивает у них умение выделять, анализировать и использовать в практической ориентировке любую информацию. Так, внимание детей обращается на запахи, свойственные определенным предметам, или сопровождающие какие-то явления природы (например, запах осенних листьев), на температурные изменения в разных помещениях (так, на кухне жарко, а в кабинете врача прохладно) и на улице и т.д. Следующим этапом коррекционного обучения является формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями. Тифлопедагог проводит занятия, на которых дети учатся обследовать пространство, которое им предстоит моделировать. Такие занятия проводятся индивидуально в форме дидактических игр «Кукла купила себе мебель», «Кукла переезжает на новую квартиру» и т.п. Сначала ребенок рассматривает и обследует осязательно макет кукольной комнаты и предметы кукольной мебели. Своими инструкциями и вопросами тифлопедагог направляет зрительно-осязательное восприятие ребенка, активизирует его деятельность, поддерживает интерес. При обследовании с помощью осязания макета кукольной комнаты и предметов мебели тифлопедагог берет руки ребенка в свои и направляет их движения, помогая воспринять форму, особенности строения каждого предмета. Затем предметы кукольной мебели размещаются ребенком на макете. Все действия ребенка и тифлопедагога сопровождаются словесными пояснениями тифлопедагога с постепенным вовлечением в это ребенка. Позже, опираясь на сформированные у детей навыки, тифлопедагог переходит к обучению их моделированию пространственных отношений с использованием предметов-заместителей. Тифлопедагог дает детям представление о том, что вместо предметов кукольной мебели можно использовать детали строительного материала. Дети с помощью тифлопедагога выбирают, какой деталью строителя можно заменить тот или иной предмет мебели для кукольной комнаты. Соотносят их форму с формой деталей строителя. Овладев навыками моделирования микропространства, дети используют их при моделировании макропространства (например, кабинета тифлопедагога). Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем является следующим, более сложным этапом работы. Проводится она последовательно по следующим направлениям. 1.Обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану. 2.Знакомство детей с условными (схематичными) изображениями предметов и замкнутого пространства. 3.Формирование у детей умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой. 4.Обучение детей самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства. Для обучения детей ориентировке в пространстве по картинке-плану тифлопедагог подбирает крупные цветные картинки с реалистическим изображением игрушек, расположенных в микропространстве (например, на столе, на полке)(11). Дети учатся размещать игрушки в реальном пространстве так же, как на картинке-плане. На следующих занятиях тифлопедагог дает детям представление о том, что каждую игрушку или предмет можно изобразить условно, схематично, с помощью контура. Условные (контурные) изображения, с которыми тифлопедагог знакомит детей, должны быть очень простыми, точными, передавать основную форму и строение игрушек и предметов, т.е. легко узнаваемыми детьми. Схемы замкнутого пространства, с которыми тифлопедагог знакомит детей, также должны быть простыми. Например, на одной из них условное изображение стола (вид сбоку) и расположенных на нем трех игрушек (слева, справа и посередине). Следующая схема изображает стол так, как дети видят его сверху. На ней изображено уже пять игрушек. Постепенно тифлопедагог знакомит детей с более сложными схемами (кукольной комнаты, игрового уголка, кабинета тифлопедагога и т.д.). Тифлопедагог учит детей соотносить расположение предметов в реальном замкнутом пространстве со схемой. Например, предлагаются следующие задания: «Найди в кукольной комнате (в игровом уголке, в кабинете) предметы, изображенные на схеме», «Найди на схеме изображение окна (двери, шкафа, стола и т.д.)», «Расскажи, где расположен предмет, изображенный на схеме» и т.д. Тифлопедагог задает детям вопросы, побуждающие их использовать пространственную терминологию. Например, «С какой стороны от тебя стоит шкаф с игрушками?», «С какой стороны на столе стоит игрушка?», «Где ты нашел игрушку?» и т.п. Формирование у дошкольников с нарушением зрения навыков самостоятельного составления схем пространства является завершающим этапом коррекционной работы по обучению ориентировке в пространстве. Сначала тифлопедагог учит детей рисовать условные (контурные) изображения игрушек и предметов мебели. С этой целью используются трафареты. Позже дети учится рисовать контурные изображения по точкам. Далее задания усложняются. Тифлопедагог дает каждому ребенку лист - схему (например, стола). На этой схеме дети рисуют условные изображения игрушек, которые расположены на столе перед ними. Предварительно дети рассматривают и обследуют с помощью осязания стол с игрушками, рассказывают, как они расположены. Приобретенные детьми навыки работы со схемами способствуют развитию их пространственного мышления, что значительно облегчает их зрительно-пространственную ориентировку. Таким образом, в результате проведенного обучения представления детей об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками свободного самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне), но и в незнакомом замкнутом пространстве (В других группах, кабинетах, на территории детского сада и т.д.).   На занятиях по ориентировке в пространствеследует формировать точные пространственные представления, уточнять представления о предметах окружающего мира. Большое место уделяется обучению ориентироваться на основе представлений, расширению практического опыта ориентировки в окружающем. Дети испытывают трудности при анализе и синтезе информации об окружающем пространстве, оценке и словесном обозначении взаимоположения предметов, сложности при ориентировке на листе. Поэтому необходимо развивать пространственное мышление, которое является умственной, интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей ребенку создание пространственных образов и возможность оперировать ими в процессе ориентирования.   Одной из основных задач, характерных для этого вида коррекционного занятия, является формирование у детей с монокулярным характером зрения нестереоскопических способов восприятия глубины пространства. На занятиях по развитию восприятия глубины пространства большое место отводится формированию измерительных навыков в малом и большом пространстве, развитию точности восприятия. Развитие оценки глубины пространства на полисенсорной основе дает возможность переносить знания в практическую деятельность в свободном пространстве, способствует формированию способов социально-адаптивного поведения. Наиболее продуктивными упражнениями по развитию навыков ориентировки в пространстве являются:  измерение удаленности объектов (расстояния) практическими способами: прохождение шагами, измерение пальцами руки, условной меркой, выкладывание мелким материалом, шнуром и др.;  прослеживание взором движений катящихся объектов;  восприятие удаленности с помощью слуха;  моделирование удаленности пространства на подставках с прорезями (заслоненность) и перфорированных досках;  построение изображений по законам перспективы (наложение контуров, уменьшение величины объекта, расположение на плоскости в соответствии с его удаленностью);  упражнения на бросание, метание, прокатывание и т.д.;  обследование пространства и выделение пространственных признаков относительно разных точек отсчета;  восприятие предметов с различных точек зрения;    узнавание объектов окружающего по информативным признакам на полисенсорной основе;  узнавание и называние направлений относительно себя, относительно предмета;  оценка взаимоположения объектов;  моделирование пространства на макете (мелкие игрушки, декорации), на перфорированной доске (предметные и силуэтные изображения предметов на штырьках, детали мозаики), на фланелеграфе (предметные и силуэтные изображения, заместители, символы) и др.;  составление и чтение планов, схем;  составление рассказов о маршруте движения  
развитие осязания и мелкой моторики
Тифлопедагог ставит перед собой задачу научить дошкольников с нарушением зрения получать информацию об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использовать эти умения в самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности. Коррекционная программа по развитию осязания и мелкой моторики (составители Денискина В.З. и Плаксина Л.И., 1997 г.) рекомендует обязательное включение в каждое коррекционное занятие упражнений для рук (снимающих напряженность мышц, развивающих подвижность и гибкость рук). Первые занятия тифлопедагог посвящает знакомству детей со строением рук, названием пальцев, их функциональным назначением; учит выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности (например, дотронуться до игрушки указательным пальцем; погладить мягкую игрушку всей рукой; собрать палочки двумя пальцами – указательным и большим; застегнуть пуговицу тремя пальцами – указательным, средним и большим; нажать на клавишу детского пианино каждым пальцем поочередно, называя их и т.п. Подобные упражнения помогают детям быстро запомнить названия каждого пальца и понять возможности использования рук. Тифлопедагог формирует у детей последовательное осязательное обследование игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (например, грибок надо брать за ножку, куклу держать за середину туловища, лицом к себе); обследовать двумя руками, сверху вниз; обращать внимание на детали, особенности строения; выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т.е. те, по которым они могут быть узнаны. Например, при обследовании куклы ребенок должен уметь выделить ее голову, туловище, руки и ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное – выделить голову, туловище, лапы (или ноги), хвост. Свои действия при осязательном обследовании дети должны научиться сочетать с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю над действиями своих рук тифлопедагог предлагает задания, в которых надо обвести предмет по контуру (пальцем, указкой, фломастером, рукой); подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить. На первых этапах обучения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения, требующие одновременное использование и зрения, и осязания. Позже детей учат обследовать и узнавать игрушки, предметы, геометрические эталоны только осязательно. Важнейшим приемом на первых этапах обучения выступают совместные обследующие действия ребенка и тифлопедагога, сопровождаемые словесными описаниями тифлопедагога, а позже – самого ребенка. Вопросы, которые тифлопедагог задает ребенку, направляют его осязательное обследование, помогают выделить необходимые признаки и словесно их обозначить. Например, «Что это?», «Какой формы этот предмет?», «Какие детали есть у этого предмета?», «Из чего сделан этот предмет?», «Какая у него поверхность?» и т.д. Тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, повышающие осязательную чувствительность пальцев рук, развивающие точность и координированность движений рук. Например, детям предлагается разложить разные по форме и величине камушки, детали конструктора, элементы различных мозаик; разные по форме и материалу, из которого сделаны, мелкие игрушки и т.д. Для укрепления мышц руки, развития силы пальцев тифлопедагог предлагает детям упражнения с использованием различных мячей (резиновых, пластиковых, матерчатых, массажных, теннисных), резиновых и поролоновых губок. Одним из разделов курса по развитию осязания и мелкой моторики является формирование у детей осязательных представлений об облике человека. Особую важность они приобретают для детей с глубокой зрительной патологией. В упражнениях по осязательному обследованию себя, своих сверстников, взрослых дети знакомятся со строением тела человека, с соотношением его частей; познают общие для всех людей и индивидуальные особенности внешности (например, у одного ребенка волосы длинные, а у другого короткие, у одного прямые, а у другого волнистые; у одного ребенка нос прямой, а у его товарища – вздернутый кверху, т.е. «курносый» и т.д. В результате такого осязательного обследования и сравнения у детей создается понят


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: