Врачебный контроль является составной частью общего учебно-тренировочного плана подготовки юных спортсменов и осуществляется врачом-педиатром 2 раза в год.
Содержание изучаемого курса.
Ознакомление с техникой бега на короткие дистанции. Рассказ, показ, просмотр литературы. Обучение технике бегового шага. Пробегание отрезков 20-30-40 м с высокого старта в среднем и быстром темпе, акцентируя постановку стопы с передней части, сохраняя правильный наклон туловища, положение головы и сочетая ритм движения ног с работой рук. То же в игровой обстановке (эстафеты линейные и встречные). Обучение технике бега с низкого старта и стартовому разгону. Овладение положениями «на старт», «внимание», «марш». Выход со старта под команду и самостоятельно с пробеганием отрезков 20-30-40 м. Пробегание отрезков 20-40 м. с низкого старта на время. Обучение финишированию. Набегание на финишную ленточку с 20-30 м. со средней и большой скоростью, акцентируя ускорение на последних шагах. Обучение технике низкого старта при входе в поворот. Повторение входа в поворот с высокого старта. Овладение расстановкой стартовых колодок на вираже. Вход в поворот с низкого старта по команде и самостоятельно с пробеганием 20-40 м. с последующим выключением и бегом по инерции. Обучение технике бега на короткие дистанции в целом. Пробегание дистанций 60-80-100 и 200 м. в среднем и быстром темпе без времени (повторно) и на время, участие в курсовках (прикидках) и на соревнованиях.
Специальные упражнения. Выпады вперед и в стороны с различной работой и положением рук. Ходьба выпадами, с высоким подниманием бедра и скрестно при различном положении рук. Ходьба перекатом с пятки на носок с высоким подниманием бедра и широкой работой руками. То же, с небольшим подскоком, акцентируя продвижение вперед. Бег с высоким подниманием бедра и с забрасыванием голени назад. Бег скрестными шагами вперед и боком. Бег прыжками по прямой линии и по разметке. Пружинистые прыжки, проталкиваясь стопой, акцентируя проталкивание вперед. Прыжки в шаге (с ноги на ногу). Беговые и прыжковые упражнения с небольшими отягощениями (набивной мяч 1-2 кг, гантели 500-800-г). Махи ногами в различном направлении с поддержкой за какой-либо предмет и без поддержки. Упражнения с отягощениями (набивные мячи, мешочки с песком) и на гимнастических снарядах (стенка, скамейка и др.). Бег в упоре на гимнастическую стенку и другие предметы. Имитация работы рук в основной стойке.
Подвижные игры.
«Разведчики»
«Охотник и утки»
«Космонавты»
«Мяч водящему»
«Салки»
«Воробьи и вороны»
Тестирование
1.Бег 30 м.
2.Прыжок в длину с места
3.Упражнение на пресс за 30 сек.
Теоретические сведения
1.Охрана труда
2.Правила игр
3.Культура общения
4.Беседы о спорте (Легенды советского спорта, лучшие футболисты мира, история олимпийских игр).
5. Вредные привычки (токсикомания)
Второй год обучения
На втором году обучения особое внимание уделяется: освоению умений правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой ситуации, распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату, освоению знаний средств и методов специальной физической подготовки.
1.Лёгкая атлетика
Бег. Медленный бег в равномерном темпе. Бег широким шагом на носках. Бег на скорость с высокого и низкого старта. Бег с преодолением малых препятствий в среднем темпе. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий. Бег с ускорением на отрезке. Кроссовый бег. Бег с низкого старта; стартовый разбег; старты из различных положений; бег с ускорением и на время. Кроссовый бег по пересеченной местности.
Прыжки. Прыжки через скакалку на месте в различном темпе. Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с разбега способом "согнув ноги" с ограничением зоны отталкивания до 1 м. Прыжки в высоту с укороченного разбега способом "перешагивание". Прыжок в высоту с разбега способом "перешагивание", отработка отталкивания.
2.Волейбол.
Обучение подаче мяча (верхняя и нижняя). Прием мяча. Разучивание техники выполнения нападающего удара. Тактические комбинации в тройках, двойках. Учебные игры по правилам на результат.
3.Баскетбол.
Передача одной рукой от плеча, двумя руками от плеча, двумя руками от груди. Броски в кольцо с места различными способами, броски в движении со средних и коротких дистанций. Техника ведения мяча. Перемещения по площадке с изменением направления. Учебные игры по правилам на результат.
4. Футбол.
Ведение мяча внутренней и внешней стороной стопы. Удары по мячу внутренней и внешней стороной стопы. Техника игры головой. Выбрасывание мяча. Удары по воротам с места и в движении. Техника владения мячом (ведение с изменением траектории, с препятствием). Учебные игры по правилам на результат
Гимнастика и акробатика
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах:
- с гимнастическими палками;
- с большими обручами;
- с малыми мячами;
- с набивными мячами;
- упражнения на гимнастической скамейке.
Упражнения на гимнастической стенке: наклоны, прогибания туловища, взмахи ногой.
Подвижные игры.
«Разведчики»
«Охотник и утки»
«Космонавты»
«Мяч водящему»
«Салки»
«Воробьи и вороны»
Тестирование
1.Бег 30 м.или (3 х 10м) челночный бег
2. Прыжок в длину с места
3.Упражнение на пресс (за 30 сек)
Теоретические сведения
1.Охрана труда
2.Правила игр
3.Культура общения
4.Беседы о спорте (Легенды советского спорта, лучшие футболисты мира, история олимпийских игр).
5. Вредные привычки (токсикомания)
Третий год обучения
Направлен на совершенствование полученных знаний и реализация их в полном объеме на практике. Учащиеся должны в полном объеме владеть теоретической и практической частью и совершенствовать ее как на тренировке, так и на соревнованиях.
1.Лёгкая атлетика
Метание. Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока. Метание малого мяча на дальность с разбега. Метание мяча в вертикальную цель. Метание мяча в движущуюся цель. Толкание набивного мяча весом 1 кг с места одной рукой. Метание малого мяча на дальность способом из-за головы через плечо. Метание нескольких малых мячей в различные цели из различных исходных положений и за определенное время. Метание различных предметов: малого утяжеленного мяча, гранаты, хоккейного мяча с различных исходных положений в цель и на дальность.
2.Волейбол.
Технико-тактические взаимодействия игроков в защите и нападении. Совершенствование ранее изученных приемов (подача мяча, нападающий удар, прием мяча, передвижения и перемещения по площадке). Игры по правилам на результат.
Баскетбол.
Взаимодействия игроков. Техника игры в защите и нападении. Обучение финтам. Совершенствование: передач мяча, бросков мяча в кольцо, ведение мяча поочередно правой и левой рукой. Отбор мяча способы. Игры по правилам на результат.
Футбол
Техника игры в защите. Действия игрока в нападении. Технико-тактическиекомбинации.Удары по воротам из различных положений. Совершенствование ведения мяча, ударов по мячу внутренней и внешней стороной стопы, остановок, игры головой.Игры по правилам на результат
Гимнастика и акробатика
Акробатические упражнения (элементы, связки, выполняются только после консультации врача):
- простые и смешанные висы и упоры;
- переноска груза и передача предметов;
- танцевальные упражнения;
- лазание и перелезание;
- равновесие;
- опорный прыжок;
- развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров движений.
Подвижные игры.
«Волк во рву»
«Эстафета мячей»
«Группа смирно»
«Подвижная цель»
«Челнок»
«Эстафета с мячом»
«Старт с выбыванием»
«Старты с мячами»
Тестирование:
1.Бег 30 м. или (3х10м)челночный бег
2. Прыжок в длину с места
3. Упражнение на пресс (за 30 сек)
Теоретические сведения
1.Охрана труда
2.Правила игр
3.Бережное отношение к природе.
4.Беседы о спорте: (чемпионаты мира, чемпионаты Европы (достижения, чемпионы), роль России на этих первенствах).
5. Вредные привычки (алкоголизм)
Используемый инвентарь на занятиях:
1.Секндомер
2. Мячи.
3.Прыгалки, кегли, гантели, обручи.
4.Свисток
5.Рулетка
6.Маты
7.Теннисные столы
8. Ракетки, воланчики.
9. Сетка для волейбола
10. Набивные мячи
11.Обручи, скакалки
Список литературы.
1. Алабин А.Г. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов: Учебное пособие. Челябинск, 2005.
2. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 2000.
3. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. М.: Терра-спорт, 2000.
4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 2007.
5. Озолин Э.С. Спринтерский бег. М.: Физкультура и спорт, 1986.
6. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 2002.
7. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1987.
8. Горцев Г.В.Энциклопедия здорового образа жизни /Г.В.Горцев. М.:Вече, 2001.464 с.
9. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия)
/В.И.Добровольский. М., 1999.160 с.
10. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина
/В.А.Епифанов. -М., 1999. 228 с.
11. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого /В.К.Бальсевич. М.:
Физкультура и спорт, 2008. 208 с.
12. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы 8-вида в двух
сборниках. Министерство образования РФ г. Москва 2001.
13.Примерная программа для ДЮСШ: легкая атлетика. г. Москва 2005. В.Г.
Никитушкин, В.Г. Бауэр.