Номинализм как философский опыт




1). Для номиналистов универсалии, идеи (как понятия, несущие в себе общее, сущностное) не отождествляются с подлинным бытием, не обладают статусом реальности

2) Одновременно с этим номинализм не признает различных уровней бытия, онтологической иерархии бытия

3). Более того, номиналисты проводят различие между предметом познания и представлением (знанием) об этом предмете

 

Знание - только то, что в той или иной форме соотносимо с миром самих вещей, предметных связей, зависимо от них. Знания –сов-ть познават образов, облад сходством с познаваемым О, портретной копией. Отсекает 1мир фантазий,2от привнесений S. В знаниях раскрывается мир вещей как они есть сами по себе значит, в знаниях предстает подлинное бытие. платоновско-арист традиции эссенциализм Мир подлинного бытия, его сущностные характеристики это тот оригинал, копией которых явл мир знаний. Ф-ция знания в объяснении мира, познаваемая действительность существует вне и независимо от познающего субъекта. Истина - мера соответствия знаний подлинной природе самих вещей то, что не отвечает подлинной сути самих вещей не явл знанием

марксистско-ленинской практика-гарант истинности знаний.

концепции, признающие решающую роль познания и оппозиционные.предмет гносеологии-позн.деятельность человека.выделить категории познания(отталкиваться от бытия мира или от чел. Деят-ти).Позн.=модус чел. Деят-ти (в каких видах?->отлич.признаки познания, в разных конц. разные). ПРП:П. -вершина чел. Деят-ти,отпр.точка и призма оценки происх. ГУССЕРЛЬ. ТП:высоты в 20в.«Кризис евр.чел.и философия». 2 позиции:теорет. (Т) и практич.(П) П:ист.изначальна,вжитость в мир,мифо-религ. Т:непрактична целиком.Чистая теория:образ жизни ученого.Теоретико-позн.отношение к миру:человек-сообщество-общество европейское, феномен дух.Европы.Частное явление->дух нации.Возникновение теор.установки-ист.факт.Т-созерцат.установка противоп.утилитарно- мифо-практич. Познание противопост.практике и св.с теор.Практика:обслуж-е телесности и задает границы.Позн:изготовл.идей(не реальные вещи:непреходящи).1 же идея->новый чел.,евр.сверхнация.ТП раздвигает границы бытия до бескон.Познание=процесс бескон.надстраивания идей.Созидание идеальн.вселенной.ТП позв.порвать с трад.,ибо претендует на безотнос.истину.ТП:критич.оценка,признак евр.культ.,вопрошание истины.=>ПОЗН-высшее достиж.евр.чел.Евр.чел.:ТП:единство. ЯСПЕРС:осевое время истории.Ось:8-3вв.до.Человек совр.типа:осознание собств.целостности.Рефлексия.Сознание осозн. Сознание.Разр.катег. мышл.Гус и Ясп считают,что всех повели ф-фы.Потом наука(рефлексия2)=позн.деят-ть.Потенциал зап.реализован.Гус:Др.Гр., Ясп:+Кит,Инд,Пал. КАНТ:перенос пробл.на почву разума.Т и П:мышление и воля.Воля-сп.мышления. ГЕГЕЛЬ: ТП осв.от случайного .ИТОГ:ТП-совр.евр.чел.Позн≠практ. НПРП:Маркс возмущен отрицанием др.народов.Мат.деят-ть созд.условия для жизни.Отделить позн.можно тогда,когда Т стан-ся образом жизни(период разд.на дух и мат. труд).Эмансип.сознание возомнило себя подл.ист.,остальное-предыст.Потребности пролет.Коммунизм преод.взаимное отчуждение лиц мат. И умств.труда. 2 позиции:мат. И идеал.Роль познания способно раскрыть его соотн.с практикой.Превосх.практ.(всеобщность и непоср.действ-ть)->сознание вторично.позн.=опер-е мысл.О+е≈чувств.созерцание(в пределах идеальной сферы).Идеалисты:Гег,Кант,Гусс,Фейр,Ясп.РУТКЕВИЧ,ЛОЙФМАН:продолжение маркс.:позн.через сопост. С практ+катег.филос.:мат и созн.->П и Т=единство противоп-тей с доминантой П.как мат.освоения.Позн=идеальное освоение.=>активно.Все формы д-ти раздваив.на П и Т. БЕРГСОН: Интеллект=орудие познание,обслуживает практ.потребности. Выводы:вопрос сводится к практике и теории.познание:идеальн.,теорет.,крит.,ориент.на истину.простая логика арг-в не подходит.ВЕС РЕАЛИЙ, не только фил.аргументов1.место и роль позн. в целостной с. Чел. д-ти. 2 подхода:РРП(Кант,Гегель,Гуссерль, Ясперс),НРРП(Маркс,Ницше,Фрейд).Мотивация:личный опыт.2.Параметры для опр.специфики позн.:практика,бессозн.инст.влечения,отношения-встречи,заботаосебе.3.Особенность позн:целенаправл. идеальн.деят-ть для достиж.истины.Рубеж отделения познания как самост.сферы. Лосев, рабы,космос –получил абстрактную, понятийную хар-ку, порождает созерцание, развитие интелект познав способностей. Вернан – полис, политика, греч разум – во взаимоотношениях, воспитание, образование людей. Слово, должны доказать правильность, логика выводов. Разум сам себе явл политич. Дух равенства, публ хар-р демократизация.

Так же выделяют влияние права правовой рационализм. Для творческой жизни - тема оргиазма (оргия) и темачисла – дух полисной жизни- гармонизировать любую стихию, стремление онаруживать меру,. Голосовкер – скатывание в голую рац-ть, односторонность.

Мышление- созерцательно0пассивным остается. Даже в эпосе –разуму отведена большая роль. Безумие –зло.

Даже ранние греч. Мыслители – поиск под хаосом –первоначал- архэ, этот можно познать. Последовательность,понятийность, доведение до логич конца, логич стройность. эмансипация мысли Аппеляция к разуму вопреки чувствам (элеаты). Разум приобретает критическую ф-цию. Разумный мир требует адекватного логосного познания. Франкфорты – признавали в ранних – зачатки рац-ти, а хайдег только у послесократиков.

Платон познани е –ообое действ, с моральным смыслом.созерцание мира подлин. бытия, созерц идей, подъем души, постижение сущности, в знани и раскрыв подлин бытие, только в сфере мышления. мнения-не знания, знания – добродетель, преобразует душу, знание - благо.. Арист – лестница знаний, высшее – знание ради знания- умозрительные. Усилив Платоново познаниеф-ией объяснения, Но Платон – знание вспоминание, Арист- особое облад. знанием.

Истина – концепция соответсвия, хар-ка самих вещей, прич бытию и хар-ка знаний.. Пл- соответсвие, правил-ть высказыв. + онтолог понимание (мир подлин бытия,открытость). Арист - хар-ка чел знаний, проверка их правильн. Побежд потом.

Софисты – критерий достоверности замыкают на человеке, истина относит хар-р Скептики – против догматиков, полного познания. Истину только ищут. Принципиальная незавершенность истины, релятивизм. поиск истины – в отыскании противополож. предлож, ради этого изучают природу. Акцент с разума на чувства, ощущения. Воздерж от суждений – воздерж от мышленияю. Речь – единств реальность скептика. Ищем не явл, а то, что говорится о явлении.

Гносцитизм -знание)- религиозно-философское течение поздней античности, выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинист фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонких мистериальных культов.НО в гнос миросозерцание – некая религиозн универсиалия. Интерес в наше время и рус. религ философ.

Эллинизм – космополит культура, синкретизм, падение полиса, универсалист стадия греч мышл. 2 периода- от грец и на нее

Греч мысль – понятийна, вост – миф символы, образы, область культа

Акцент в «я и мир», переносится на Я. Синтез культур – почва для религиоз движений. если ранний эллинизм – светская культура, то поздний – языч религиоз култура Гносцитизм становится символом эллинизма, собират термин для множества сект вокруг христ-ва 1-2 в нэ. Познание – способ обретения спасения – общий принцип, хотя в действительности было лишь несколько групп, члены кот называли себя гностиками, знающими. Эзотерическое знание. Человек, Мир, Божественное. 2 формы существ чел-ка- в мире (чуждость, чуждая жизнь) и гносисе (доме). Тоска по родине, заброшенность, незнание, ведение. Освобожд и возвращ чел-ка к миру, свету. Тело, душа – часть мира, не осознаю себя, спят, Дух, пневма -дом Познание надмирности Бога и себя. Познание нерац, начало и конец религии – сам непозноваемый бог, т. к он другой, но тем не менее объект познания и зовет познать себя. Возникает отриц теология. Через гносис гностик становится тождественен Божеству внешний мир – внутреннему, причастность, Видоизменение человека и наполнение его ф-ией спасения Пневматики, обладатели гносиса – должны избегать осквернения миром и право на абс свободу.

Знание-гнозис противопостовляли ложному знанию. Критерий достоверности Василид – кто познал себя, уже получил знание о глубине мира. Познание - не столько узнавание в себе непреходящего, а само бытие этого, новая фаза. Проклинали понятийный, рац способ, познание как вдохновение, экстаз. кульминац опыт символичен. Знание и есть свобода, духовный человек познает себя как бессмертного. Познание тайн существования, представл в гност. мифе, символа.

 

Среднев-е: Символический тип мышления, два мира. Словесная ткань бытия, слово- символ-смысл. Флоренский-мистическое восприятие – позноваемое входит в познающего, а познаваемы выходит к познаваемому, облекает его собой. Лосев -онтолог концепция трактовки слов., вера в неукоснит действие слова- заговоры

С т.зрения причинно-объяснящего мышления – короткое замык, не утруждает себя поиском причин.

Основа религ опыта- молитва., гносеологич значение веры как особого источн ведения, высший род знания, видимый мир-принудит. Мир, предмет веры-сверх-эмпричен-и рассудочен. Вера(выбор объекта веры) связана с чел свободой, а знание подчиняет свободу. Экстаз. Схоластика – мир как школа воспит души. Не несла нового. Знание –умение, т сист овлад смыслом

Онтолог. трактовка гносеолог, центр тяжести на бытии. Познание неотделимо от религ жизни. Бердяев. Истина - не отвлеч теорет, а жизн путь, завист от ума, воли, нравств.истина-истинное спасение. Вера- не только психол сост, но и знание, живое, цельное.

Знание –умение, знание-правило, знание-деяние, т.е систему овладения смыслом

 

НВр. Субект-объект, мир сущего, обработанные и преподанный в человеч смыслах. Бердяев – умерщвлен. Жизни. Фромм, человек чувствует себя в виде отдельного Я. Отчуждени е.

Новый тип бытия, тип культ чел. Наука –входит в практич жизнь и ментальность, критерий. Имей мужество пользоваться собств. Рассудком. 1) Наука дает первое и последнее слово самому предмету, надо его брать в том виде, в каком наблюдаем, без всяких тайных смыслов. 2)Эксперимент- особый вид деят-ти, рук-ся законом, цель- с помощью получаемых фактов потверд или опроверг выдвинутый закон. Научн. Метод прелставл предмет объективно,факты 3) познать предмет таким какой есть- раскрыть связи с др. предметами, порядок связи. Предметное противостояние 4),причинно-след связь. Повторяющиеся, воспроизвод связи-хар-ка закона, закон на фактах, единичное событие и связь=чудо. 5) можно рассчитать протекание в будущем на основе законов.

Познание –деят-ть особого рода, смысл – проваться к природе.природопознание использ на практике знания. Познание – исследование, поиск неизведованного, эвристично. Двууст процесс субективация и объектив! Знание –пророда, важнейшеая состовляющая – предметная(объектная), знание-представление (при стремлении удалить субъективное, от S не избавится активностьS), знание-сила

2 плоскости –внешние чувства и разум. Рассудочно- рациональная культура.

Слов о превращ в знак.

Истина - хар-ка только человеч знания, проблема достоверности,объективности. знаний.

Нельсон

Н/е разум рассудочен – схематизирует, рассчитывает, калькулирует, абстрагирует, анализирует, омертвляет природу.

Н.время. Внерац. Гете п ознание, сообразное самой природе. Чел единороден ней, мысли о ней-своеобразный орган самопознания природы.Позновать-не примышлять что-л к явлениям, а дать им возможн обнаруж себя. Чел Я- лишь этап саморазвития мира. Цельное знание,созерцающ мышл, точная фантазия – соед все позноват способн, науку и иск. Бессловесное познание.

Новалис,Гете –+ поэтич. восприятие, поэт творит в беспамятстве.

Иррац. Беме. Экхарт, Силезиус.Четкие идеи- низший способ, тайна христ откровения. Индивид. мистицизм Шеллин г интуиция-вид продуктивного созерц, объект не только познается, но и производится, творится. В акте созерцания – созерцаемое и созерц-ий тождественны

1 )Юм-ценит т.п. абс начало – чувства, только в их реальности можем быть уверены. Знания, получаемые с помощью суждений, основаны на привычке, воображении. вере. 3вида впечатлений: движение,вкус, страдание. Опора в познании – субъект. Однако я – пучок восприятий.усомнение в том, что познающий S способен выйти за свои собств пределы, познание, знание, истина утрач состовляющую, кот связывала их с объектом. Истинный с-к недоверчив и к своим сомнениям. Кант – догматизм, скепт, критицизм – найти первоисточники познания, уст необходимость нашего незнания, оценить сам разум. Юм – равнина.

2)Кант: разум видит то, что сам создает по собственному плану, заставляет природу отвечать на его вопросы, а не у нее на поводу познание по сути творении познаваемого предмета. Фил-я науки. операционализм. теории физики не соответствуют объективно существующим предметам. Они простые способы систем и обогащения нашего опыта, а не компонентами картины внешнего мира. Беркли объекты человеческого познания - идеи разного рода и существуют в познающем деятельном существе. Также марксизм не отражает, а творит – практика, переделка среды

в знаниях имеем мир, являющийся ч-ку феноменализм

Кант мы сами вносим закономерность в явления, называемые нами природой, и их нельзя было бы найти в явлениях, если не вложили их первоначально объект -следствие деят-ти субъекта достижения единства в его мыслительной деятельности. Существо знания замыкается на субъекте.

Истина отдаются в ведение субъекта

Операционализм устраняет проблему истинности.Кант истина - согласованность знаний с законами мыслительно-рассудочной деятельности;

 

Агност в научный оборот – Гексли. Противопос гносцитизму, теологии (подчин знание вере), научн теориям у кот все может быть познано. Агнос – метод, сущность которого: признание истинным того, что твердо установлено. Отказ признавать истинным недостаточ доказанное. Критерий научности,науч методы не пименимы к религиоз и теорит, но не потусторно. (материя, сила) объектам Кант:а) вещь в себе все, что в трансценд.области(бог, бессмертие). б)Вещь в себе - принципе ене познаваема. в)Вещь в себе – как она есть сама по себе, впротивовес тому, какой она явл для нас в опыте, в явлении.

весь процесс познания основан на опыте,опыт субъ, то S не сможет постичь суть исследуемого O.наука сводится к познанию опыта,не сущности вещей и явл. Беркли:чел.не м.выйти из своего опыта. Юм: критика причинности(придумал чел.) Познание-цепь субъ опытов Позитивизм: идеалист. знания:позн. опытное ест.наук.Прагм.и крит.реал-м:истина-произв.нерефлекс.веры.Совр.филос.:отказ от понятия реальности и рассм-е ее как модиф.сознания и языка в относит-ти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: