Для тех кто ищет дорогу...




Дорога вглубь веков...

Байдарская долина, историческая справка

В середине I века нашей эры греческому городу-государству Херсонесу Таврическому стали угрожать скифские племена. Город был вынужден обратиться за помощью к могущественному Риму. В 63 году по повелению императора Нерона на крымскую землю прибывает римский военный отряд во главе с Плавтием Сильваном.

Его войска разгромили скифов и построили крепость Харакс, находившуюся на мысе Ай-Тодор, недалеко от известного крымчанам и гостям Ласточкина гнезда (греческое слово Харакс означает «место, окруженное стеной, укрепление»). Со временем их главной базой стал Херсонес, где находились солдаты I Италийского, XI Клавдиева и V Македонского легионов Мезийской армии Рима. Римляне пробыли в Крыму довольно долго - до IV века н. э. и оказали заметное влияние на культуру античного населения полуострова.
Прежде всего, римская администрация провела ряд мер по борьбе с пиратством, после чего оживилось судоходство, повысилось товарное производство, расширились и укрепились внешние торговые связи. Прокладывались знаменитые римские военные дороги «via militaris», сооружаемые специальными бригадами мастеров-бенефициариев. Главная военная дорога вела из Херсонеса в крепость Харакс.
Трудно себе даже представить титанический труд, проделанный при строительстве дороги. Она проложена почти горизонтально, как бы врезана в скальный склон. Местами скала подрубалась или нивелировалась — неровности скрывала щебенисто-песчаная подсыпка. Кое-где со стороны лежащей внизу балки дорогу поддерживают ряды каменных блоков, уложенных плотно, без раствора. В отдельных местах она вымощена отлично подогнанным бутовым камнем. Сохранились остатки моста, проложенного через небольшой овраг. Сам он давно обрушился, но остались две стенки-опоры.
В путеводителях XIX века древняя римская дорога называется «Мордвиновской». Дело в том, что в конце XVIII века командующий Черноморским флотом граф П. Мордвинов за свои заслуги при строительстве Севастополя был наделен обширными землями — «для разведения лимоновых, апельсиновых и оливковых деревьев» в районе Балаклавы, Байдар, Ялты. Ему достались и лесные массивы от Байдар до Шайтан-Мердвена (Чертовой лестницы), где Мордвинов обнаружил древнюю римскую дорогу, восстановил ее и использовал для вывоза строительного леса. Постепенно утвердилось ошибочное мнение, что ее построил именно граф.
Развивались традиционные отрасли, внедрялась новая агротехника. На виноградниках применялись римские мотыги, ножи, пилы, короткие итальянские косы, удобные для работы и междурядьях. Римляне завезли и первые усовершенствованные рычажно-винтовые прессы с семисоткилограммовой гирей на рычаге длиной более семи метров.
Наиболее заметными оказались перемены в хлеборобстве. Хлеб стал основой нового подъема экономики Крыма, который снабжал зерном и мукой римские армии, стоявшие на Дунае, в Понте, Армении. Зерно свозилось в огромных количествах в города, где для складов по его хранению использовались даже общественные здания и жилые кварталы. Зернохранилища цилиндрической формы достигали размеров 6,4 м в высоту и 4,5 м в диаметре; их внутренняя сторона покрывалась глиной с последующим обжигом, что позволяло хранить зерно несколько лет. На полях стали нередкими итальянские усовершенствованные колесные плуги с подплужником, резцом и лемехом.

Развитие рыбной ловли в промышленных масштабах также первоначально было вызвано нуждами римской армии - в рацион легионера непременно входила дешевая морская рыба. В Херсонесе найдены большие цистерны для засолки рыбы. Римляне организовали крупные рыболовецкие базы и в Пантикапее, Мирмекии, Тиритаке.

 

В ремеслах наблюдалось примечательное явление — унификация производства. Так, был введен эталон кирпича нового типа. Такая стандартизация намного облегчала и ускоряла строительство, которое осуществлялось по римским проектам. На кирпичах и на черепице, форма которой была заимствована у греков, обязательно ставилось клеймо мастерской-изготовителя. Новое было и в зодчестве: со времен римской эпохи в Крыму стали известны полукруглые своды, арки над воротами.
Производство оконного стекла и разнообразной посуды с полихромным орнаментом было налажено римлянами во многих крымских городах. Эти мастерские чаще всего принадлежа ли армии, в них работали солдаты и ветераны, по состоянию здоровья не имевшие возможности участвовать в военных действиях.
Модернизировался строительный инструмент. Так, известный еще с IV века до н. э. малопродуктивный греческий рубанок приобрел у римлян современную форму. Крымские мастера стали работать поперечными и продольными пилами. Во множестве захоронений римской эпохи в качестве подстилки использовались опилки и стружки, что говорит о крупном столярном производстве.
Очевидно, важной производственной базой был и боспорский рыболовецкий флот, организованный по образцу римского. Держали его в пантикапейских доках, вмещавших 30 судов, а также в Феодосии, где в гавани могло стоять до сотни кораблей. Крупным транспортным портом был Херсонес. Конструкция судов была аналогична римским. Об этом можно судить по росписям пантикапейских склепов.
Столь сильное римское влияние на крымское население не ограничивалось производственной сферой. Изменился и быт, особенно в городах. Горожане охотно посещали театры и цирк, где выступали как приезжие, так и местные актеры и гладиаторы.
Подчиняя своей власти чужие земли, Рим не преследовал местные культы, не разрушал иноверческих храмов. Местные боги не упразднялись: они мирно уживались с римскими. В Херсонесе наряду с греческими богами — Деметрой, Асклепием, Аполлоном, Гермесом — почитались римские боги: Юпитер, боги подземного мира Маны. Широко распространился культ божественных императоров.
В области религии в Крыму довольно заметно ощущались перемены, происходившие в Риме. Так, уже в III в. здесь распространялось христианство, а в IV в. стала заметной антихристианская реакция. Известен ряд святых, перешедших из пантеона «вечного города» в сонм христианских святых Крыма. В частности, культ Георгия Победоносца восходит к культу святых всадников, популярных среди легионеров. Возможно, с культом всадников, имеющим фракийские корни, связан и культ Михаила Архангела.
Наиболее заметным влияние римской культуры было, естественно, в городах. Так, для искусства Херсонеса уже послеримской эпохи характерен весьма специфический и редкий его вид - портретный рельеф. Это, несомненно, римское заимствование. Огромно число обнаруженных в Крыму ювелирных и ритуальных изделий римского типа, в частности, статуэток.

Археологи находят много таких статуэток, вырезанных из крымских пород камня - их делали местные мастера.

На нашем полуострове были переняты и весьма сложные виды римской техники, например, изготовление мозаичного стекла.
С уходом римских войск не все легионеры, купцы и другие римляне захотели покинуть Крым. Привыкнув к этому благословенному краю, завязав на протяжении длинной цепи веков и поколений родственные и иные связи, а может быть, чувствуя приближение роковых для старой родины - Римской империи — катаклизмов, они не решились бросить землю, которую считали землей своих предков. Постепенно они растворились в массе основного населения полуострова.

 

Река Узунджа начинается родником Суук-Су, который вытекает из двух трещин в отвесной известковой скале, расположенной на высоте 768 метров над уровнем моря в трех километрах к северо-востоку от села Колхозного.

Длина реки 11 км. В ее русле имеется три каньона.

Ряд исследователей название реки объясняет путем прямого перевода тюркского слова "узунджа" в значении "довольно длинная", "длинноватая", что нельзя с уверенностью принять, так как река не очень большая. Более вероятно объяснение названия реки от родоплеменного имени "узюн" и аффикса принадлежности "джи". Известно и другое название реки в ее нижнем течении – Лата.

Бурная и полноводная весной, к средине лета река частично пересыхает, а частично уходит в карстовые полости, и появляется, только сливаясь со Скельским источником, основным поставщиком воды для которого, являются те самые подводные реки из пещер. Это самый крупный в Крыму естественный источник пресной воды. Находится недалеко к востоку от села Родниковского. Этот родник никогда не пересыхает, что случается со многими другими родниками Крыма.


Далее по верховьям Узунджи тропы ведут к урочищу Ай-Димитрий, Юсуповскому форелевому пруду, водопаду Серебряные струи и Большому каньону Крыма.

Одним из удивительных мест Байдарской долины является гора Сандык (Сундук). Гора эта имеет пирамидальную форму с усеченным верхом. Она расположена за селом, но из самого села ее не видно, т.к. она вдали, и закрыта горой Сюндюрлю-Каясы. Можно выйти на Сандык из села Новобобровское (Бага): вдоль русла реки Бага, минуя конеферму пройти вверх по распадку. Обладателям внедорожников можно проехать по старинной автомобильной дороге из села Передовое (б. Уркуста) в долину реки Бельбек через так называемые Кабаний перевал. На картах он обозначен как перевал Бичке, но среди водителей получил свое причудливое прозвище из-за того, что горное шоссе взбирается на перевал, закручиваясь как кабаний хвостик. Верхняя часть шоссе размыта до скал, пересечена вымоинами и рытвинами. Но красивейшие леса делают путешествие очень захватывающим.

К востоку от села Новобобровское, расположены пещеры: Акачач, Курлю, Сюндюрлюкоба.

Но посещение пещер неподготовленными туристами, не приветствуется, ввиду непредсказуемости последствий.

В районе села Передовое обнаружены пещерные стоянки древнего человека Шан-Коба и Фатьма-Коба и средневековые поселения и могильники Арманчар и Багарлык, к востоку от села.

Ребята, мы находимся в с. Передовое. Мы спускаемся в низ к мостику, проходим мимо озера Нижнее, можно попасть на речку Кубалар, которая и образует это озеро. Интересна она каскадом водопадов, самый нижний из которых - «Козырек». Водопад Козырек уже стал популярным среди пеших туристов и любителей воскресного отдыха. Вода с высоты около 10 метров падает в маленькое чистое изумрудное озерцо, создавая водяную завесу под скалой. Любоваться им можно часами, и добрые люди построили для этого скамейку, возле самого водопада. Но «Козырек» -только самая доступная в низовье часть речки. Чтобы увидеть настоящую красоту горной крымской реки, нужно пройти пешком хотя бы несколько километров (конечно вверх).

Следующий в каскаде водопад Фатьма, он возникает неожиданно, и завораживает своей красотой. У реки в лесу растут граб, тис ягодный, иглица подъязычная, крокусы, нескольких видов можжевельника, дуб, клен. Ну и конечно, грибы, земляника, тёрн, кизил, дикие яблони и груши. Растений здесь очень много. Их и не перечесть все. Многие включены в Красную книгу. Сюда прилетают орлы поохотиться на зайцев. Здесь есть полевые мыши, белки, ежи, ящерицы, олени, кабаны, косули.

Третий водопад - скорее не водопад, а набор широких каскадов метрах в 60 от верха Фатьмы. Людей здесь ходит не много, поляны чистые, светлые, можно покупаться, позагорать.

 

Для тех кто ищет дорогу...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: