Тема : «А. Фет. Темы, мотивы и художественные особенности лирики».




Задания для дистанционного обучения студентов СПО ВИК №1

Литература

Группа ПК-197

Тема: «А. Фет. Темы, мотивы и художественные особенности лирики».

1. Просмотрите урок №24 «Поэзия А. Фета как выражение красоты и идеала», пройдя по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/4636/main/35147/

2. Выполните тренировочные задания, пройдя по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/4636/train/35151/

3. Просмотрите урок №25 «Любовная лирика Фета»,пройдя по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/5804/main/35199/

4. Выполните тренировочные задания к данному уроку, пройдя по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/5804/train/35203/

 

5. Ответьте на вопросы по лирике А.Фета. В развернутом ответе должно быть не менее 5 предложений.

1) Каковы основные темы и мотивы лирики А. Фета?

2) Как принято называть искусство, в котором не поднимаются общественно-политические и социальные проблемы?

3) Прочитайте высказывания о поэзии А.Фета представителей революционно-демократической критики.

- Салтыков-Щедрин: « В семье второстепенных русских поэтов господину Фету, бесспорно, принадлежит одно из видных мест».


- Чернышевский: « Но зачем же так строго? …есть у него пьесы, очень миленькие. Только все они такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи, - везде речь идет только о впечатлениях и желаниях, существующих и у лошадей, и у человека. Я знавал Фета. Он положительно идиот, каких мало на свете. Но с поэтическим талантом».


- Добролюбов: А я, господа, написал пародию:

Вечер. В комнатке уютной
Кроткий полусвет
И она, мой гость минутный…
Ласки и привет;
Абрис маленькой головки,
Страстных взоров блеск,
Распускаемой шнуровки
Судорожный треск…
Жар и холод нетерпенья…
Сброшенный покров…

Звук от быстрого паденья
На пол башмачков…
Сладострастные объятья,
Поцалуй (так! – А. Р.)немой, –
И стоящий над кроватью
Месяц золотой…

 

- Салтыков-Щедрин: « Поскольку любовь, её сложности и волнения не составляют основное содержание жизни крестьянина, они и не должны составлять серьезную заботу литературы. Ведь зимой ему (то бишь крестьянину) предстоят отхожие промыслы, летом – пахота, молотьба, косьба, наконец, во всякое время заботы об уплате недоимок. Какую роль здесь может играть любовный вопрос?!»

- Писарев: « Куда же годны такие стихи? Впрочем, они могут принести некоторую долю практической пользы, будут, кстати, для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы».

 

- Вормс: Я тоже могу представить пародию на этого поэта.


Звуки музыки и трели,–
Трели соловья,
И под липами густыми
И она, и я.
И она, и я, и трели,
Небо и луна,
Трели, я, она и небо,
Небо и она.

-Минаев: Я тоже кое-что сочинил.

Я срываю шишки с ели,

Незабудки рву

И пою, пою без цели…

Вот как я живу…

-Писарев: «Никто, конечно, не упрекнет гг. Фета, Мея и Полонского в том, что они были глубокие мыслители...Им доступны только треволнения их собственного узенького психического мира; как дрогнуло сердце при взгляде на такую-то женщину, как сделалось грустно при такой-то разлуке... все это выходит иногда очень мило, только уж больно мелко— кому до этого дело и кому охота вооружаться терпением и микроскопом, чтобы сразу несколько десятков стихотворений следить за тем, каким манером любит свою возлюбленную г. Фет... поучитесь-ка получше, гг. лирики, почитайте да подумайте! Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями, вопросами гораздо пошире и поважнее ваших любовных похождений и нежных чувствований»

 

4) Как воспринимала поэзию Фета революционно-демократическая критика и почему? (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д. Писарев и т.д.) Можно ли согласиться с этим мнением?

5) Прочитайте высказывание о Фете Ф.М. Достоевского в статье «Г.-бов и вопрос об искусстве».

«Положим, что мы переносимся в восемнадцатое столетие, именно в день лиссабонского землетрясения. Половина жителей в Лиссабоне погибает, домы разваливаются и проваливаются, имущество гибнет, всякий из оставшихся в живых что-нибудь потерял — или имение, или семью. Жители толкаются по улицам в отчаянии, пораженные, обезумевшие от ужаса. В Лиссабоне живет в это время какой-нибудь известный португальский поэт. На другой день утром выходит номер лиссабонского «Меркурия» (тогда все издавались «Меркурии»). И вдруг — на самом видном месте листа бросается всем в глаза что-нибудь вроде следующего:

Шопот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…

Не знаю наверно, как приняли бы свой «Меркурий» лиссабонцы, но мне кажется, они тут же казнили бы всенародно, на площади, своего знаменитого поэта,… потому, что показался слишком оскорбительным и небратским поступок поэта, воспевающего такие забавные вещи в такую минуту их жизни…Поэта-то они б казнили, а через тридцать, через пятьдесят лет поставили бы ему на площади памятник за его удивительные стихи вообще, а вместе с тем и за «пурпур розы» в частности.

Идеал красоты, нормальности у здорового общества не может погибнуть; и потому оставьте искусство на своей дороге и доверьтесь тому, что оно с нее не собьется. Если и собьется, то тотчас же воротится назад, откликнется на первую же потребность человека. Красота есть нормальность, здоровье. Красота полезна, потому что она красота, потому что в человечестве — всегдашняя потребность красоты и высшего идеала ее. Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следственно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа».

 

6) Какую из позиций в отношении к поэзии Ф.Фета и к поэзии «чистого искусства» вообще вы считаете наиболее верной? Почему?

 

 

7) Прочитайте знаменитое стихотворение поэта «Шепот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

8) Какой части речи в стихотворении намеренно избегает поэт? Какой эффект это имеет?

9) Что такое импрессионизм в мировом искусстве, и почему А. Фета причисляют к представителям этого направления?

10) Познакомьтесь с основными чертами, особенностями импрессионизма в живописи как дальнейшего развития реалистического искусства:

· Изображение жизни не на уровне быта и социума, а на уровне бытия человека в мире.

· Ориентация не на репродукцию реально увиденного, а на сиюминутное впечатление от него (принцип остановленного мгновения).

· «Незаданность», неожиданность ракурса изображаемого.

· Моделирование мира из конкретных деталей, имеющих ассоциативный подтекст (ассоциативность деталей).

· Установка на глубокое, психологически обусловленное воздействие.

· Необыкновенная цветность и «светоносность» палитры.

 

11) Прочитайте стихотворение А.Фета «Чудная картина…». Какие черты импрессионизма вы нашли в этом произведении?

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

12) Прочитайте стихотворение А.Фета «Облаком волнистым…». Какие черты импрессионизма вы нашли в этом произведении?

 

Облаком волнистым
Пыль встаёт вдали;
Конный или пеший —
Не видать в пыли!

Вижу: кто-то скачет
На лихом коне.
Друг мой, друг далёкий,
Вспомни обо мне!

13) Прочитайте стихотворение А.Фета «Только в мире и есть…». Какие черты импрессионизма вы нашли в этом произведении?

 

Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор.

14) Какие настроения и впечатления передает поэт в этом стихотворении, с помощью каких приемов?

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.

15) Сделайте общий вывод по поводу импрессионизма лирики Фета. По каким признакам можно судить об импрессионистской манере письма в лирике поэта?

Задание выполнить к 21.06.20.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: