ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.




ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫПО ПРОБЛЕМЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ.

Тема творческих способностей и их реализации всегда изучалась и изучается в трудах искусствоведов и критиков. Эта тема изучается и представителями отечественного музыкального искусства.

Как известно, в нашей стране музыкальной психологией занимаются такие деятели, как Кирнарская и Теплов. В их трудах идет изучение восприятия, представления, мышления, памяти, характера и темперамента сквозь призму музыки.

Не существует способностей, которые не поддавались бы развитию. Общепринятое определение понятия «способности» - это индивидуальные особенности личности, которые позволяют ей лучше других справляться с теми или иными задачами.

Способности бывают общие и специфические. Общие – это например яркая речь, хорошая память, великолепные внешние данные. А бывают и специфические. В музыке, например, это хороший музыкальный слух, точность интонирования и воспроизведения мелодии голосом или на инструменте.

Таким образом, реализация способностей – это процесс практического применения способностей.

• труды педагогов и психологов, посвященных проблемам искусства:А.Маслоу, В.Балобанова, Н. Бердяев, Н.Н. Вересов,К.М. Долгов, В.А.Елисеев, Н.С. Лейтес, А.С.Мигунов, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин,С. Юрский).

• труды ученых в области содержания музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Буслова, Е.Б. Витель, Д.Б. Кабалевский, Т.В. Луданова, З.В. Румянцева, Д.К. Кирнарская и др.);

• Труды в области музыкальной психологии и акмеологии: Б.Г. Ананьев, Б.В. Асафьев, А.А.Бодалев, Е. Гуренко А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, А.В. Запорожец, Н.П. Корыхалова, Н.В. Кузьмина, С.И.Савшинский.

Рассмотрим пример – труд Д.К. Кирнарской «Музыкальные способности».

Рассмотрим материалы Д.К.Кирнарской из труда «психология музыкальных способностей».

Здесь описываются риски нереализованности творческих людей и их замыслов. Типичная ситуация, связанная с риском – это творческий поиск, потому художник и музыкант рискует не найти средств для выражения собственного замысла, не сформировать свой собственный стиль. Бывают случаи, когда не получается подобрать необходимую форму для реализации творческого образа, а бывает и так, что получившееся произведение не вписывается в предпочтения публики. По словам самой Кирнарской – это творческий маятник «идея-отказ-идея-отказ».

Художник, а равно музыкант часто испытывает проблемы, связанные с публикой, которая будет результаты его деятельности. К творческим людям всегда такое отношение, что они остаются на заднем плане, музыка зачастую становится фоном для разных светских мероприятий. Проблемы не обходят, к сожалению, и финансовую сторону дела. Материальная нужда и бесконечные попытки доказать властям значимость своего творчества часто сопровождает людей искусства, история музыки знает немало таких примеров. Это наносит урон нервной системе, здоровью и организму в целом, и сокращает жизнь творческим людям.

Отсюда и один из способов компенсации творческой нереализованности представителей искусства – лень. Это верный способ защиты от стресса. Организм артиста защищается от стресса с помощью лени. Плюс такого подхода в том, что снижается уровень стресса для нервной системы, однако на самом деле это не выход. Достаточно подумать о возможных последствиях такого образа действий – и моментально возникает стимул продолжать бороться за свое дело, не падать духом. Лень – это способ отдыха только в одном случае – когда человек достиг определенных успехов, определенного запаса денег для дальнейшей жизни в ленивом положении.

Творческий стресс вызывает еще один способ компенсации своего состояния – это забвение от ответственности и совершение безрассудных поступков. Однако психологи допускают такую циничную версию, что стресс, испытанный человеком в детстве, возбуждает творческую энергию, повышает показатель творчества. Да и вообще, стрессовые события более успешно находят свое воплощение в художественных произведениях.

Самый страшный метод компенсации творческой нереализованности, как следует из книги Д.К. Кирнарской – это самоубийство. У творцов таких случаев больше всего.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫИ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

В ходе опытно-экспериментального исследования ставилась цель осуществить анализ творческой реализованности студентов в ходе обучения.. Взяв за основу классификацию Б.М. Теплова, мы обратились к характеристике и выявлению таких музыкальных способностей как: ладовое чувство, слуховое представление и музыкально-ритмическое чувство. Согласно определению специальных музыкальных способностей Д.Г. Кирнарской и В.П. Анисимова, мы включили в диагностику способности такие как: интонационный слух, эмоциональная отзывчивость, осознанное музыкальное восприятие.

Доказательной базой послужило исследование, проходившее в Костромском областном музыкальном колледже и в Институте культуры и искусств Костромского государственного университета. МБОУ города Костромы «Лицей №17». В нем приняли участие по 15 студентов от обоих этих учебных заведений. Эксперимент осуществлялся в три этапа:

1. Опрос.

2. Математическая обработка полученных данных.

Прежде чем проводить пилотажное исследование, мы разработали авторский опросник. Так выглядят критерии оценки степени творческой реализованности у представителей искусства. Этот опросник представлен ниже.

1. Количество концертных выступлений за последние 12 месяцев (неважно, сольно или в составе коллектива)?

1)Больше 20; 2)Больше 12 3) Меньше 12 4)Ни одного

2. Сколько раз вам приходилось слышать слова благодарности за выступления за тот же период?

1) Раз в месяц 2)Раз в три месяца 3) Реже, чем раз три месяца; 4) Ни одного

3. Имеете ли вы работу по специальности?

1) Да 2)Нет

4. Имеете ли вы опыт работы по своей специальности? 1)да 2)нет

5. Как часто вы употребляете алкоголь?

1)Ежедневно 2) Только по праздникам; 3)Никогда.

6. Как часто вы курите?

1) Каждый день; 2)Раз в неделю; 3) Раз в месяц 4)реже чем раз в месяц) 5) Никогда

7. Как часто вы употребляете нецензурную брань?

1)ежедневно 2) примерно раз в месяц 3)Редко 4) Никогда.

8. Есть ли какие-либо помехи для вашей творческой реализации? Если да, то какие?

Показатель Нулевой результат Низкий результат Средний Высокий
1.Количество концертных выступлений   Меньше 12 Больше 12 Больше 20
2.Количество случаев ярко выраженной благодарности (за сольное выступление, а также количество случаев благодарности в адрес коллектива   Реже, чем раз в три месяца Раз в три месяца Раз в месяц
3.Имеете ли вы работу по специальности Нет     Да
4.Опыт работы по специальности Нет.     Да
5.Частота случаев употребления алкоголя   Ежедневно По праздникам Никогда
6.Частота случаев курения табака.   Каждый день; 2)Раз в неделю; 3) Раз в месяц Реже чем раз в месяц никогда
7.Наличие помех при реализации в творчестве     -     Да Нет
8.Частота употребления нецензурной брани.   Ежедневно Раз в месяц Редки или никогда.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: