Лабораторная работа №5. Моральные принципы и правила проведения исследований на человеке и животных. Биоэтические проблемы медицинского эксперимента




Ответить на вопросы

1. История появления экспериментов на животных.

2. История появления экспериментов на человеке.

3. Примеры проведенных экспериментов на животных, принесшие пользу человечеству.

4. Исторические примеры экспериментов, проводимых исследователями «на себе».

5. Характеристика классов экспериментальных животных.

 

№1

Вивисекция, или рассечение живых организмов, в научных целях применялась в медицине с античной эпохи. Известный древнеримский врач Клавдий Гален (около 129–210 гг.) активно использовал вскрытие животных различных видов для изучения анатомии, и полученные результаты прямо применял к человеческому организму. Поэтому в дальнейшем в анатомической науке под влиянием Галена долгое время было множество заблуждений, которые были исправлены только с XVI в., начиная с работ Везалия.

Начиная с Нового времени, когда рождается сам экспериментальный метод в естествознании, исследования на животных становятся все более частыми. При этом такие эксперименты были очень жестокими, поскольку обезболивания тогда не существовало, да и само отношение экспериментаторов к животным было совершенно бездушным – причинение животным боли и страданий вообще не рассматривалось как жестокость. В этом сказывалось, помимо прочего, влияние Р. Декарта (1596–1650), который считал животных всего лишь "автоматами", или биологическими механизмами.

Так, Б. Спиноза (1632–1677) в своей "Этике" писал о том, что обществу следует отбросить ненужную сострадательность в отношении к животным и обращаться с ними в соответствии с заботой о собственной пользе.

В XIX в. сфера экспериментов на животных расширяется. Это было, в частности, связано с развитием физиологии как новой самостоятельной науки, прежде всего во Франции. Исследования на животных служили источником знаний о различных функциях организма. Крупнейший французский ученый Ф. Мажанди (1783–1855) совершил ряд открытий в области физиологии с помощью экспериментов на животных.

Ученик Мажанди, основоположник экспериментальной медицины и патологической физиологии, Клод Бернар (1813–1878) достиг еще больших научных успехов. При этом он утверждал, что эксперименты на человеке неэтичны, поэтому для нужд научного прогресса допустимо и необходимо использовать животных. Сам Бернар в том числе проводил на животных крайне жестокие эксперименты, заканчивавшиеся их мучительной гибелью.

К концу XIX в. возникла еще одна область медицины, которая тоже в большой мере была обязана своими успехами исследованиям на животных – микробиология (Л. Пастер, Р. Кох и другие). Благодаря использованию животных удалось изучить многие инфекционные заболевания и разработать вакцины против них.

Однако постепенно появляется и оппозиция экспериментированию на животных. Со второй половины XIX в. движение против вивисекции и жестокого обращения с животными становится довольно активным, преимущественно в Великобритании, где в 1875 г. усилиями ирландской писательницы Френсис Кобб учреждается Общество защиты животных, используемых для вивисекции. Конечно, открытие анестезии несколько смягчило проблему, однако огромное количество экспериментов на животных все равно проводилось без обезболивания.

В 1876 г. в Великобритании принимается первый в мире закон о защите лабораторных животных ("Закон о жестокости в отношении животных"), который регулировал постановку экспериментов на них и предписывал применение анестезии. Этот закон действовал до 1986 г., когда был заменен более современным аналогичным законом.

Однако "Закон о жестокости..." не остановил активность движения в защиту животных, а, скорее, способствовал тому, что оно стало еще решительнее, поскольку противники вивисекции считали, что этот закон является лишь полумерой и на самом деле не служит надежным инструментом для защиты животных.

В XX в., когда медицинская наука становится масштабной индустрией, проблема гуманного отношения к лабораторным животным становится еще актуальнее. Движение в защиту животных значительно усилилось в середине XX в. Это было связано со многими причинами. Здесь сказались и различные разоблачения случаев жестокого обращения с животными в науке, и научные исследования, показавшие, что животные (особенно высокоразвитые) имеют довольно сложную организацию, в том числе эмоциональную, вступают в социальные взаимоотношения, используют собственный язык и т.п.

Приводилось множество аргументов против экспериментов на животных. Так, один из аргументов состоял в том, что научная и медицинская элита, участвующая в жестоких экспериментах, не имеет морального права лечить людей и не может называться элитой, потому что такие эксперименты морально развращают человека.

Кроме того, движение в защиту животных было частью общего демократического процесса борьбы с дискриминацией в обществе. Так, в 70-е гг. XX в. даже появился термин "специесизм", или "спесиесизм" (от лат. species – вид). Он возник по аналогии с такими понятиями, как расизм и сексизм и означает дискриминацию человеком других биологических видов на основании предполагаемого превосходства человека.

В XX в. постепенно формируется особое общественное движение за права животных (хотя и весьма разнородное и противоречивое в своих идеях). Одним из наиболее влиятельных авторов, работающих в этом направлении, является известный австралийский философ и биоэтик Питер Сингер, опубликовавший в 1975 г. ставшую знаменитой книгу "Освобождение животных", в которой он убедительно критиковал специесизм и выступал против причинения страданий животным.

Движения против экспериментов на животных и за права животных усиливались и путем создания общественных организаций, например таких, как Фронт освобождения животных (ALF), Люди за этичное обращение с животными (РЕТА) и Международная ассоциация против болезненных экспериментов на животных (IAAPEA).

Общественные акции в защиту животных сопровождались скандалами. Случалось, что представители общественных движений (например, ALF) врывались в лаборатории и научные центры, ломали оборудование и "освобождали" лабораторных животных. В результате был причинен крупный материальный ущерб научно-медицинским учреждениям, который оценивается в миллионы долларов.

Кстати, еще одну этическую проблему поднимает развитие ксенотрансплантации (пересадка органов от животного к человеку). Ведь если это новое направление достигнет крупных успехов, то появится еще одна область массового использования животных – изъятие органов.

Со своей стороны, представители медицинского сообщества, конечно, возражали против отказа от экспериментов на животных. Очевидный аргумент состоит в том, что исследования на животных приносят огромную пользу для общества, а интересы человека все же выше, чем интересы или "права" животных. Все это потребовало более серьезного анализа проблемы, в том числе философского и этического обсуждения. В итоге в рамках биоэтики стала формироваться новая область – этика исследований на животных. Появилась и международная регуляция экспериментов на животных, их использования в науке и образовании.

Под влиянием правозащитных движений и регуляторных документов стало уделяться больше внимания обращению с животными, уходу за ними и условиям проведения экспериментов. Возникла также тенденция уменьшения количества экспериментов на животных, а некоторые косметические фирмы стали отказываться от тестирования своей продукции на животных.

 

№2

Опирались на:

1. Ценность жизни индивида.

2. Соотношение ценности жизни индивида с обществом и наукой.

Великие эмпирики Эразистрат и Герофил считали: «Все знания должны быть получены в опыте». Ставились опыты на животных.

Самым выдающимся экспериментатором был Гален, ставивший опыты на свиньях и обезьянах, которых называл «смешными копиями человека». Он изучал медицину на раненых гладиаторах, казненных, людях, которых бросали на съедение зверям.

Средние Века мало дали в области эксперимента, так как религиозные убеждения запрещали это.

В эпоху возрождения вновь обращаются к опыту и эксперименту: Везалий, Сервет, Гарвей, Парацельс. Опыты на людях проводились периодически, но на тех, кого считали наименее ценными. Например, в XVI веке король Генрих II повредил глаз. Врачи нанесли такую же травму некоторым заключенным и стали исследовать на них средства для лечения.

Другой пример – принуждение заключенных под страхом смерти к исследованию по оспопрививанию.

Клод Бернар, исследователь XVIII века, провозгласил экспериментальное будущее в медицине. Он говорил: «Наука должна уважать человеческую жизнь». Был сторонником экспериментов на животных, а на людях – категорически против.

Боткин утверждал, что на людях экспериментировать нельзя, так как «уровень знаний не позволяет оценить риск».

Резко против экспериментов выступали врач-моралист Вересаев. Он возмущался по поводу случая, когда с целью эксперимента врачи заражали сифилисом больных.

И.И. Мечников, Николай Гамалея, Даниил Заболотный, Самойлович много экспериментировали на себе. По числу проведенных на себе опытов на первом месте стоит Ян Пуркинье.

Немецкий врач Форсман первым провел на себе сложный опыт, ведя катетер в полость сердца.

В XX веке развернулись принудительные эксперименты на людях. В СССР существовала тайная лаборатория, называемая «камерой», где разрабатывались яды, убивающие без следа. Велась разработка наркотиков, которые «развязывали язык».

Эксперименты часто проводились на приговоренных к смертной казни. Особенно прославился в этом отношении И.И. Иванов. Он пытался проводить работы по скрещиванию человека с обезьяной. Для определенного количества материала он приехал в Новую Гвинею. Но там добровольцев среди женщин он не нашел.

Настоящей трагедией были опыты, проводимые во время II мировой войны, особенно в Германии и Японии. Вопросы ставились даже о чистоте эксперимента (не ставили опыты на цыганах).

На Нюрнбергском процессе помимо приговора был сформулирован Нюрнбергский кодекс. Главная идея этого кодекса – признание блага отдельного человека над интересами науки и общества. Положения Нюрнбергского кодекса стали базовой моделью для последующих редакций.

Главный смысл опыта на людях – это добровольное согласие деятельного субъекта, сознающего сущность и риск данного эксперимента. На базе этого подхода сложилось правило информированного согласия.

Условия:

1. Минимизация риска и страданий испытуемого.

2. Гарантия квалификации экспериментатора.

3. Право на отказ от эксперимента на любом из этапов.

Но в 60-е годы появились публикации с доказательствами о различных бесчеловечных опытах на людях. Появились сведения о проведении опытов на солдатах. Это потребовало возвращения к Нюрнбергскому кодексу и создания Ассамблеи:

1964 год – Хельсинская декларация;

1965 год – Танийская декларация.

1983 год – Хельсинская декларация.

Нововведения данных Деклараций:

1. Все эксперименты разделены на 2 группы:

а. Клинические (терапевтические): данные эксперименты проводились в интересах больного.

б. Неклинические (нетерапевтические) – в интересах науки. Здесь испытуемые – добровольцы, выступающие в качестве средства для помощи другим людям. Испытуемые являются здоровыми людьми.

2. Нравственное требование: отсутствие личной зависимости испытуемого от испытателя. Нежелательно использовать добровольцев среди военнослужащих, студентов и заключенных. Например, Касаткин с помощью студентов написал монографию «Теория сна».

3. Недееспособные могут участвовать в экспериментах с согласия опекунов. Но испытания – только терапевтические.

4. Все исследования должны иметь научную обоснованность и вытекать из экспериментов на животных. Гарантия точности результатов и их публикация.

5. Гарантия этической чистоты: цели и методы должны быть изложены в специальном протоколе и одобрены этическим комитетом. А также – отказ от проведения исследований не должен повлиять на ухудшение отношений врач – пациент.

№3

Каждый год более 50 миллионов позвоночных животных используются для научных экспериментов. Сотни тысяч человек погибли и пострадали в ходе жестоких опытов нацистских врачей и нерадивых учёных. О границах, через которые не может переступить наука и человеческое любопытство, писала ещё Мэри Шелли, создавая образ рукотворного монстра, детища гениального учёного Франкенштейна.

И, хотя история научной этики началась многие тысячелетия назад, мы до сих пор ищем ответы на вопрос — имеем ли мы право распоряжаться жизнью и здоровьем живых существ во имя познания?

Как было раньше?

В античности наука была совсем не похожа на науку сегодняшнюю. Вообще теоретики даже предпочитают не называть это настоящей наукой. Античные мыслители наблюдали за природой и делали теоретические выводы, руководствуясь законами логики. Эксперимент как метод познания был непопулярен, светлым умам той эпохи казалось более важным выведение общих принципов из частных явлений и открытие единого начального закона. Однако, несмотря на такой характер познания, уже тогда видные учёные проводили единичные опыты на животных и людях.

Греческие врачи Александрийского периода (около III века до н. э.) Герофил и Эрасистрат были теми, кто не гнушался вскрытием трупов, чтобы изучить внутреннее строение организма. Пальму первенства в этом деле отдают Герофилу. Возможно, этого не случилось бы, если бы не разрешение египетского царя Птолемея Филадельфа на анатомирование трупов.

Уже позже, в первом столетии до н. э., римский медик греческого происхождения Гален продолжил изучать анатомию человека и обратился к практике вскрытия животных. Он проводил диссекцию (вскрытие трупов животных) обезьян и даже слонов.

Гален

римский медик

Какое бы животное ты не хотел разъять, тебя ошеломит искусность, равно как и мудрость его Творца, и чем меньше оно, тем большим будет изумление, подобно тому, какое вызывают тончайшие резные изделия мастеров.

В таком контексте даже вивисекция не воспринималась как нарушение этических норм — учёные познавали высший замысел. На основе своих экспериментов Гален описал систему кровообращения у людей и животных. Вплоть до XIX века студенты-медики изучали его труды.

В Средние века подход к познанию несколько изменился, но во многом опирался на предыдущий античный опыт. В области естественнонаучного знания многие средневековые врачи руководствовались сочинениями Аристотеля, с особенным почтением относились, конечно, к Гиппократу.

Взамен созерцательного теоретического познания всё большее значение приобретает практический эксперимент. При этом большим давлением на науку обладает религия, что не могло не отразиться на изучении человеческого тела. Хотя исследователи расходятся во мнениях относительно запрета католической церкви на вскрытие трупов, известно, что среди верующих бродили суеверия и заблуждения, будто к человеческому телу нельзя прикасаться для вмешательств, его нужно сохранить таким, какое оно есть для последующей жизни после воскрешения.

Вскрытия трупов для установления причин смерти всё равно проводились, а вот врачам и учёным образовательную аутопсию не так-то легко было организовать. Особенно интересующимся могли вынести и приговор. Например, в XIV веке в Болонье судили четырёх учеников одного анатома, которые вырыли на кладбище труп и принесли его в дом, чтобы учитель мог показать на нём строение человека. Возможно, именно такие истории сподвигли правительство на то, чтобы отдавать медикам для учебных вскрытий тела осуждённых преступников несколько раз в год.

Несмотря на отчуждённое отношение религиозно настроенных умов к экспериментам с телом, анатомия в Европе постепенно возрождалась. Во времена позднего Ренессанса, в начале XVI века, видной фигурой в этой области стал Андреас Везалий. Он считается основоположником научной анатомии. С детства маленький Андреас проявлял специфический интерес к изучению живых тварей, бегающих вокруг, и препарировал на досуге крыс, собак и прочих зверей, которых мог поймать. Читая труды Галена, бывшего на тот момент единственным авторитетом в описании человеческого тела, Везалий исправил более 200 ошибок, допущенных римским автором. В 1543 году на основе своих лекций Андреас издал книгу «О строении человеческого тела».

Лекции были зрелищными и провокационными: на них Везалий иллюстрировал свои слова об анатомии человека реальным вскрытием трупов. Современники травили Везалия, правда не за публичную аутопсию, а за посягательства на учение Галена. Со стороны правительства в те времена наблюдалась своеобразная оттепель: вскрытий людей в учебных целях в университетах становилось всё больше, а препарировать животных и вовсе никто не мешал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: