Тема 1 Введение. Социокультурные предпосылки и теоретические основания биоэтики




План занятия:

1 Социокультурные предпосылки и теоретические основания биоэтики. Основные понятия.

2 Содержание биоэтики.

3 Возникновение биоэтики.

Стремительный прогресс в медицине, биологии и обществе открывает новые направления в обеспечении блага и здоровья людей. Новые медицинские технологии, такие как жизнеподдерживающее лечение, трансплантация органов и тканей человека, искусственное оплодотворение, вмешательство в генетические структуры человека, являются мощными средствами воздействия на основы физического и психического существования человека. Они расширяют возможности медицины, вместе с тем обостряют этические проблемы. Современное общество проявляет все больший интерес к возможным структурам и методам этического контроля за деятельностью медиков.

Этика – учение о морали, мораль представляет форму общественного сознания, которая выражается в исторически сформировавшейся совокупности правил и норм поведения человека. Медицинская этика – раздел науки о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников. Врачебная этика – часть общей этики, которую можно определить как науку о нравственных ценностях поступков и поведения врача в сфере его деятельности.

Медицинская этика – это совокупность принципов и норм, определяющих поведение медицинского персонала при выполнении профессиональных обязанностей. Медицинский работник должен отличаться от остальных людей своей культурой, воспитанностью, умением общаться, уважением к больному.

Общепризнанными моральными нормами и принципами являются: гуманность, чуткость, сострадание, отзывчивость, честность, справедливость, бескорыстие, корректность и другие. Медицинская этика содержит и специфические нормы, такие как отношение к врачебной тайне, к профессиональному долгу, (долг перед больным и перед профессией), принцип «прежде всего не навреди» (primumnonnocere), обязанность повышать свою квалификацию, запрет на использование профессиональных знаний в негуманных целях и иные.

Деонтология – учение о профессиональном долге – основе нравственных принципов поведения, формирующихся как сознание своих обязанностей перед людьми и обществом. Это – профессиональные требования, обязанности, определяющие кем должен быть человек и что он должен делать. Эта проблема врачебного долга тесно связана не только с убежденностью, но и с высокой мерой ответственности. Эта важнейшая проблема опирается на медицинскую психологию, психогигиену и психотерапию. Деонтология (учение о долге) – совокупность конкретных норм и принципов медицинской морали к определенной специальности. Врачебная деонтология в широком смысле - это учение о поведении, взаимоотношениях и действиях медицинского работника, которые необходимы для правильной организации лечебного процесса.

Биоэтика – совокупность общих принципов и частных правил, регулирующих взаимоотношения между медиками и пациентами, а также профессиональную деятельность биологов и врачей. Принципы и нормы (нормативная система) биоэтики действительны в особых условиях – в пределах отношений врач-пациент, ученый-испытуемый. Для определения морального смысла этих отношений в биоэтике используетчся несколько условных моделей (идеальных типов), помогающих раскрыть различные стороны многогранных связей, образующих между врачом и пациентом.

Развитие биоэтики обусловлено тем, что в современном мире медицина претерпевает процесс цивилизационных преобразований. Она становится качественно иной, не только более технологически оснащенной, но и более чувствительной к правовым и этическим аспектам врачевания. Этические принципы для новой медицины хотя и не отменяют полностью, но радикально преобразуют основные положения «Клятвы Гиппократа», которая была эталоном врачебного морального сознания на протяжении веков. Традиционные ценности милосердия, благотворительности, ненанесения вреда пациенту и другие получают в новой культурной ситуации новое значение и звучание. Именно это и определяет содержание биоэтики.

К биоэтическим обычно относят моральные и философские проблемы аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов (в том числе с ограниченной компетентностью – например, детей или психиатрических больных); выработки дефиниции (определения) смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной); проблемы отношения к умирающим больным (хосписы); вакцинации и СПИДа;

демографической политики и планирования семьи; генетики (включая проблемы геномных исследований, генной инженерии и генотерапии); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; клонирования человека, манипуляций со стволовыми клетками и ряд других.

Достижения научно-технического прогресса в биомедицине не только технически расширили возможности в области биомедицины, но и повлияли на традиционные представления о добре и зле, благе пациента, представления о начале и конце жизни человека, и соответственно, дали еще один дополнительный стимул развитию биоэтики. По мнению американского философа А.Джонсена, рождение биоэтики можно датировать 1961 годом – началом публичных дискуссий вокруг деятельности этического комитета при Центре «Искусственная почка» в г.Сиетл, который занимался отбором первых пациентов для искусственного гемодиализа. Комитет был прозван в прессе – «божественный», поскольку доступ к только что появившимся (и поэтому бывшим в ограниченном количестве) аппаратам искусственной почки означал для пациентов шанс выжить, тогда как те, кому комитетом было отказано в лечении, были фактически обречены на скорую смерть.

Создатели первого этического комитета, по сути, совершили фундаментальное «открытие». Традиционно врачи решали вопросы жизни и смерти у постели больного, считая себя единственно компетентными в этом деле. В Сиетле возникло понимание, что распределение дефицитного ресурса (доступа к аппарату искусственной почки) – это не только медицинская, но и моральная проблема (в данном случае – проблема справедливости). Для ее корректного разрешения недостаточно только врачебных знаний и опыта. Однако в современном обществе, где люди поклоняются разным богам, отдают предпочтение разным, постоянно спорящим друг с другом философским системам, нет общепризнанных «экспертов» по разрешению моральных проблем.

Ответом на эту сложную ситуацию стало создание этического комитета – совещательного органа при медицинском центре, на заседаниях которого медики, богословы, юристы, психологи, представители общественности совместно искали наиболее морально обоснованный подход к разрешению конкретных ситуаций. Кого подключить к аппарату – стареющую голливудскую звезду или подростка? Успешного бизнесмена или добропорядочную домохозяйку? Местного политика или богатого иностранца? На подобные вопросы не может быть дано универсального ответа. Каждый случай уникален, и, чтобы разобраться в нем, необходимо принять в расчет и медицинские, и этические, и психологические, и правовые, и финансовые и многие другие аспекты возникшей ситуации, которые можно учесть только в совместном обсуждении.

В основе биоэтики лежат представления о недостаточности одностороннего медицинского истолкования телесного благополучия как цели врачевания. Насущной необходимостью является междисциплинарный диалог медиков с представителями широкого круга гуманитарных наук и диалог с пациентами и представителями общественности. Только так может быть адекватно выражена и понята многоплановая природа человеческого страдания и на этом основании выработана современная регулятивная идея блага и как цели врачевания для отдельного индивида, и как цели общественного здравоохранения в целом. Первой исследовательской организацией, начавшей систематическое междисциплинарное обсуждение моральных проблем современной медицины, стал созданный в 1969 году врачем-психиатром Виллардом Гейлином и философом Дэниэлом Кэллахеном «Хейстингский центр». В 1971году был создан Институт этики Кеннеди (с 1979 года – часть Джорджтаунского университета), который создал первые образовательные курсы для врачей, философов и представителей других специальностей.

Сложные биоэтические проблемы затрагивают многие стороны развития современных сообществ. Поэтому для их решения создан особого рода социальный институт этических комитетов, который представляет собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских организациях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах, международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.).

Вопросы для самоконтроля

1 Раскройте основные понятия биомедицинской этики.

2 Что изучает биоэтика?

3 Как возникла биоэтика?

4 Зачем, на ваш, взгляд, будущему медицинскому работнику необходимо изучать эту дисциплину?

5 Объясните, что входит в компетенцию этического комитета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: