Для успешного предупреждения и контроля над терроризмом необходимы усилия всех основных компонентов общественно-политической жизни, а также нужно иметь государственно-политическую волю, чтобы добиться успехов в борьбе с терроризмом. Все формы контроля и предупреждения должны быть взаимосвязаны и должны дополнять друг друга.
На современном этапе существуют такие формы предупреждения как внутригосударственный политический, правовой, институционный и международный политический, правовой и институционный контроль. Остановимся подробнее на внутригосударственном контроле.
Внутригосударственный политический контроль над терроризмом и международным терроризмом включает в себя:
А) общеуголовную политику государства;
Б) антитеррористическую политику.
Под общеуголовной политикой государства в отношении терроризма следует понимать: самостоятельное направление деятельности государства в сфере законодательства, регулирующей борьбу с преступностью, определения структуры органов уголовной юстиции, порядок и форму их функционирования, степень участия общества в борьбе с преступностью.
Для контроля и предупреждения терроризма в государстве должна существовать программа противодействия террористическому насилию, которая включает в себя:
- сотрудничество между правоохранительными, следственными и судебными органами;
- активизация просвещения и улучшение подготовки сотрудников правоохранительных органов по вопросам предупреждения преступности, включая разработку специальных курсов профессиональной подготовки по борьбе с терроризмом;
- обеспечение эффектного контроля над оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и другими опасными материалами, которые попадают в руки лиц, могущих использовать их в террористических целях;
- расширение сотрудничества между различными правоохранительными и судебными органами с уделением должного внимания уважению основных прав человека;
- разработка программ общего правового просвещения и расширения осведомленности общества путем привлечения средств массовой информации с целью разъяснения населению той опасности, которую представляет собой террористическое насилие;
- эффективная защита свидетелей террористических актов, судей и работников уголовного правосудия, участвующих в судебных процессах по делам о террористических актах;
- разработка руководящих принципов для средств массовой информации в целях недопущения создания сенсаций и оправдания террористического насилия;
- определение направлений сотрудничества между государствами в уголовно-правовых вопросах на всех уровнях системы обеспечения соблюдения законов и уголовного правосудия.
Антитеррористическая политика государства должна строиться на следующих основаниях:
- совершенствование законодательной и международно-правовой базы по контролю над терроризмом;
- сочетание секретности при проведении контртеррористических операций и актов с обеспечением гласности в деятельности правоохранительных органов при профилактике терроризма;
- обеспечение полноценных юридических прав всем участникам процессов, связанных с контролем над терроризмом;
- осуществление контроля в условиях национальной и международной законности.
- взаимодействие правоохранительных органов и специальных подразделений по предупреждению и борьбе с терроризмом;
- разработка и использование общих и специальных методов социальной профилактики террористических актов;
- использование в предупреждении актов терроризма и международного терроризма достижений правовых, гуманитарных, технических наук.
Правовой контроль призван для того, чтобы государственнофициально, юридически оформить правовую базу для борьбы и предупреждения терроризма, путем принятия специальных нормативных актов. Эти нормативные акты должны включать в себя такие принципы как:
· законность:
· приоритет мер предупреждения терроризма;
· неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
· сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
· комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
· приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористических акций;
· минимальные уступки террористу;
· единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
· минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.
Институционный контроль подразумевает собой создание систем, которые нацелены на борьбу и противодействие терроризму. В Российской Федерации эта системы состоят из двух институтов: институт уголовной юстиции и система обеспечения национальной безопасности. Систему национальной безопасности России определяет Концепция национальной безопасности Российской Федерации 1997 г.
Основу системы обеспечения национальной безопасности России составляют органы, силы и средства, осуществляющие меры политического, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами согласно ст.6 Закона о борьбе с терроризмом 1998 года является правительство Российской Федерации, а субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции: Федеральная служба безопасности РФ; Министерство внутренних дел РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба охраны РФ; Министерство обороны РФ; Федеральная пограничная служба РФ.
Основная организационно-аналитическая работа по контролю над проблемами национальной безопасности России возлагается на Совет Безопасности Российской Федерации. Также нужно отметить что, для координации деятельности субъектов осуществляющих борьбу с терроризмом, согласно п.6ст.6 Закона о борьбе с терроризмом, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровнях.
Заключение.
Терроризм сегодня является, пожалуй, самой обсуждаемой темой, потому как отдельные акты терроризма не дают обществу спокойно жить. Эффективность борьбы с терроризмом зависит от совокупности многих взаимосвязанных факторов (полнота и объективность выявления и учета причин и условий, порождающих и благоприятствующих терроризму и, напротив, сдерживающих это явление; степень технической и специальной оснащенности и профессиональной подготовки подразделений, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом; уровень развития и действенности общегосударственной системы противодействия террористическим угрозам; степень осознания обществом тех опасностей, которые исходят от терроризма, и т.д.).
Применение санкции к тем, кто поставляет ядерную технологию террористическим государствам.
Дипломатические, экономические, военные санкции против террористических государств.
Нейтрализация террористических анклавов (Хезболла в Ливане, Хамас в Газе).
Замораживание финансовых средств террористических режимов и организаций.
Активное информационное сотрудничество государств в борьбе против терроризма.
Одним из фундаментальных обстоятельств, определяющих в правовом государстве успех предупреждения, выявления и пресечения возможных проявлений террористического характера, является создание адекватного социально-политической и криминальной обстановке в стране национального антитеррористического законодательства. По мнению западных экспертов, нынешние усилия государственных и правоохранительных органов не способны положить конец терроризму, а тем более устранить его социальные и политические корни, и поэтому терроризм продолжит свою разрушительную деятельность в XXI в.
Список используемой литературы.
1. https://xn----7sbabeyoc2augbjcmunct7d7goa0d.xn--80afh5aqv.xn--p1ai/chitat-posobie/glava-4-opasnosti-globalnogo-haraktera/4-3-2-klassifikaciya-vidov-terrorizma/
2. Антонян Ю.М. “Терроризм” М., 2013
3. Генри Э. “Против терроризма” 2012
4. Вишняков Я.Д.. Васин В.Я Основы противодействия терроризму М.: 2005