Методические рекомендации




Пояснительная записка

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда стояла в центре внимания педагогической науки, всего общества, так как любовь к Родине, стремление к её процветанию является основой могущества государства.

В последнее время в России происходят коренные изменения. С одной стороны, улучшается социально-политическое, экономическое положение страны; возрождается вера в силу Российской армии, русского оружия и русского солдата. С другой стороны, в сознании большинства людей широко распространяется равнодушие, эгоизм, агрессия, снижается воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как основных факторов формирования патриотизма.

Особая роль в решении данных проблем отводится детско-юношеским военно-патриотическим организациям и объединениям. Их деятельность направлена на воспитание и развитие у подрастающего поколения лучших человеческих качеств, формирование мировоззрения, социально-нравственных ценностей, норм поведения. В связи с этим создано военно-патриотическое объединение по допризывной подготовке и разработана образовательная программа «Допризывная подготовка».

Программа имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе.

Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства.

Всё это делает программу значимой и актуальной.

Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в части вопросов патриотического воспитания, а именно с Конституцией Российской Федерации, с требованиями законов РФ «Об образовании», «Об обороне», «О статусе военнослужащего», «О военной обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ». Поддерживает идею целевой программы «Патриотическое воспитание детей и молодёжи».

При составлении данной программы были использованы методики обучения подразделений специального назначения (МО, МВД, ФСБ РФ), методы и приёмы, описанные в учебной литературе (по педагогике, возрастной физиологии, психологии и др.).

Цель программы — способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других силовых структур РФ.

Задачи программы:

— дать подросткам основные теоретические знания по разделам: «Военная история», «Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ», «Огневая (стрелковая) подготовка», «Военная топография», «Рукопашный бой» и др.

— привить практические навыки в избранной области деятельности в условиях максимально приближенных к реальным;

— развивать физические способности подростков;

— содействовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников;

— способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, морально-нравственных, волевых качеств обучающихся;

— развивать активность и самостоятельность, коммуникативные способности воспитанников;

— организовать разумный, созидательный досуг и отдых для обучающихся;

— создать условия необходимые для более быстрой адаптации к армейской среде;

— ориентировать участников объединения на выбор профессии, связанной с защитой Отечества;

— осуществлять взаимодействие с военно-патриотическими организациями, объединениями, образовательными учреждениями, занимающимися решением подобных задач.

Отличительной особенностью программы является достижение высокого результата в профессиональной подготовке обучающихся к армейской службе или подготовке к обучению в военных учебных заведениях.

Для реализации этой цели осуществляется:

— теоретическая, практическая и физическая подготовка обучающихся;

— погружение в реальную армейскую среду;

— нравственно-патриотическое воспитание;

сотрудничество «педагог – воспитанник — родители».

Организация направлений деятельности.

1. Готовность к службе в Вооружённых Силах предполагает знания и практические умения в широком спектре направлений деятельности, а именно:

— физическая подготовка (развитие выносливости и физической силы через освоения силовых, легкоатлетических, гимнастических и других упражнений для прохождения марш-бросков, полосы препятствий и т.д.);

— рукопашный бой (владение приёмами самозащиты);

— военная топография (для работы с картой и ориентировании на местности в различных условиях);

— огневая подготовка (знания видов оружия и боеприпасов, приёмов владения стрельбы из разных типов оружия и т.д.);

— Общевоинские уставы ВС РФ (права и обязанности военнослужащих, основы строевой подготовки и т.д.);

— медицинская подготовка (оказание первой медицинской помощи в различных ситуациях, способы реанимации и т.д.);

— выживание в экстремальных ситуациях (выживание в условиях автономного существования, добывание воды и огня и т.д.);

— радиационная, химическая, биологическая защита и гражданская оборона (действия в чрезвычайных ситуациях, средства индивидуальной защиты и т.д.);

— военная история (азы военного искусства Древней Руси, военная история разных веков и т.д.);

— инженерная подготовка (фортификация, различные типы заграждений, способы маскировки);

— тактическая подготовка (действия военнослужащего в обороне, разведке, наступлении и многое другое).

Все эти направления деятельности (разделы) объединены в крупные блоки, взаимосвязанные между собой и работающие в комплексе.

Обучение в объединении связано с обращением и использованием учебного, спортивного, боевого оружия, боеприпасов, средств имитации, снаряжения, а также использованием приемов самозащиты с оружием и без него. Всё это придает особую значимость вопросам соблюдения правил техники безопасности при проведении занятий. Занятия с использованием учебно-материальной базы обычно проводятся в специально оборудованных местах (спортзале, тире, и т.д.).

2. Обучение в военно-патриотическом объединении проводится в условиях, максимально приближенных к армейским реалиям.

Погружение в армейскую среду осуществляется через:

Во-первых, организацию практико-ориентированного образовательного процесса.

Во-вторых, сотрудничество объединения с различными учреждениями и структурами военного профиля, общественными организациями.

В-третьих, использование специфических форм занятий, таких как:

тактико-специальное занятие;

спарринг-занятие (бои, схватки);

военно-спортивные игры;

контрольные стрельбы.

Использование данных форм учебных занятий стимулирует обучающихся на освоение учебного материала, играет важную роль в воспитательном процессе.

Наиболее интересными для подростков являются тактико-специальные учения, походы, лагерные сборы, которые проводятся в летнее время в течение нескольких дней по согласованию с командованием воинских частей.

3. Достижению поставленной цели способствует работа по нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Мастерство педагога дополнительного образования заключается в тонком искусстве психологического воздействия наобучающихся с целью внушить идеи верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, гордости за могущество Вооружённых сил России. Решению этой задачи способствует изучение раздела «Военная история» в программном блоке «Военная подготовка», который знакомит обучающихся со славными страницами истории Вооружённых Сил России от Древней Руси до наших дней, с особенностями военного искусства разных эпох.

Важной составной частью нравственно-патриотического воспитания в объединении являются приверженность к традициям объединения, которые служат фактором усиливающего воздействия коллектива на подростка.

Серьёзным стимулом для подростков являются мероприятия, посвящённые празднованию дня Защитника Отечества, Дня Победы, так как к участию в них допускаются самые достойные, заслужившие почётное право представлять своё объединение. Воспитанники выступают с показательной программой перед ветеранами, студентами и обучающимися образовательных учреждений.

В конце каждого учебного года обучающиеся отстаивают своё право на ношение отличительного знака воспитанника военно-патриотического объединения, (на право ношения военной формы, на получение шеврона, берета) через прохождение классификационных испытаний, включающих проверку основных знаний, умений, навыков по военной истории, топографии, медицинской подготовке, выживанию в экстремальных ситуациях, самозащите без оружия, прохождения марш-броска по пересечённой местности с различными препятствиями и полосы препятствий «Тропа разведчика», контрольные стрельбы из пневматической винтовки, спарринг бои.

В объединении существует кодекс чести воспитанника, соблюдение которого также является важной составляющей нравственно-патриотического воспитания подростков. Кодекс составлен педагогом объединения совместно с обучающимися, в него включены основополагающие принципы, разделяемые всеми воспитанниками.

Традиционными стали встречи обучающихся объединения с недавними выпускниками. Подростки делятся теми успехами, достичь которых помогли занятия в военно-патриотическом объединении. Таким образом, педагог использует один из ведущих воспитательных методов формирования сознания личности подопечного – реальный пример.

Ощущение причастности к жизни объединения у воспитанников усиливается через создание видеофонда и фотоархива. Архив преследует две цели: его можно использовать в качестве дидактического материала на занятиях и как портфолио объединения, отражающего его традиции, деятельность и успехи.

Ещё одной важной составляющей нравственно-патриотического воспитания участников объединения является организация шефской помощи кадетам. Воспитанники объединения второго и третьего годов обучения участвуют в организации и проведении классификационных испытаний для младших товарищей, оценивают их теоретическую и практическую подготовку в выбранной области деятельности, опираясь на собственные знания и опыт, полученные на занятиях в военно-патриотическом объединении.

В ходе реализации совместных мероприятий у воспитанников формируются чувства коллективизма, гордости за своё объединение и за дело, которым они занимаются, что является первичной базой для воспитания патриотизма.

4. Результат образовательного процесса в военно-патриотическом объединении во многом зависит от эффективности сотрудничества трёх основных его участников «педагог-воспитанник-родители».

Особое внимание уделяется личности педагога-наставника, друга. Педагог в военно-патриотическом объединении является, прежде всего, примером для воспитанников, именно своим «горением души», проявляя уважение к людям и родной земле, приобщает подростков к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.

Педагог и воспитанники много свободного времени проводят вместе. Они совместно изготавливают макеты костров, фильтров, оружия, оборонных сооружений и заграждений, проводят реконструкцию снаряжений и т.д., которые затем используются на занятиях. Всё это является немаловажной частью воспитания, так как у обучающихся воспитывается творческая активность, уважение к историческому прошлому своей страны.

Ведущее место в процессе патриотического воспитания занимает семья. Именно в семье, как первоначальной ячейке общества, начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, а в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

Поэтому традиционным для объединения является сотрудничество педагога и родителей обучающихся. Такое партнёрство создаёт особую атмосферу взаимопонимания между всеми субъектами образовательного процесса, способствует осуществлению индивидуальной оценки физического и психического состояния каждого воспитанника, отслеживанию динамики освоения дополнительной образовательной программы. Для взаимодействия с родителями педагог использует следующие формы работы: родительские собрания тематического и организационного характера, индивидуальные беседы.

Четкая организация всего учебного процесса, авторитет педагога, обязательное проведение всех запланированных мероприятий, поддержка существующих традиций делает образование в объединении полезным и привлекательным для подростков.

Особое значение уделяется индивидуальной работе с каждым воспитанником. Кропотливая индивидуальная работа в объединении направлена на поиск таких методов воспитания, которые были бы адекватны индивидуальным особенностям каждого обучающегося.

Срок реализации программы – 3 года.

Режим занятий:

1-ый год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа; всего 4 часа в неделю; 144 часа в год.

2-ой год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа; всего 6 часов в неделю; 216 часов в год.

3-й год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа; всего 6 часов в неделю; 216 часов в год.

Всего за весь курс обучения – 576 часов.

В зависимости от расписания занятий в образовательном учреждении и занятости воспитанников объединения в основном учебном процессе режим занятий может быть изменён.

Форма проведения занятий – групповая.

В военно-патриотическое движение принимаются подростки в возрасте от 11 до 18 лет на добровольной основе. Для занятий необходим допуск врача и письменное разрешение родителей.

Для успешной реализации программы педагогом осуществляется мониторинг образовательных результатов обучающихся.

Педагогом при поступлении в движение на каждого из воспитанника заводится личная карточка, куда заносятся общие сведения (паспортные данные, домашний адрес и т.п.), и сведения об уровне нравственного развития подростка. (Уровень нравственного развития обучающихся целесообразно отслеживать в начале и в конце каждого года обучения по программе).

Систематически отслеживаются теоретические знания по основным разделам программы, владение специальной терминологией. Практические умения и навыки, предусмотренные программой, владение специальным оборудованием, оружием, снаряжением, инвентарём; учебно-коммуникативные и учебно-организационные умения, навыки; личностное развитие обучающегося: активность, самостоятельность, воля, готовность подростка к службе в армии, желание поступить в высшие военно-учебные заведения.

Контроль по общей и специальной физической подготовке осуществляется по специальным нормативам для девушек и юношей.

Для определения эффективности образовательного процесса педагогом используются следующие способы отслеживания результатов:

общеобразовательный аспект – наблюдение, опрос, тестирование и др.

развивающий аспект – наблюдение, тестирование и др.

воспитательный аспект – наблюдение.

В ходе реализации программы обучающиеся овладеют теоретическими знаниями по разделам «Военная история», «Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ», «Огневая (стрелковая) подготовка», «Военная топография», «Рукопашный бой» и др. Приобретут практические умения и навыки по физической подготовке, приёмами самозащиты, научатся работать с картой, ориентироваться на местности, овладеют приёмами стрельбы из различных типов оружия, смогут оказать первую медицинскую помощь в различных ситуациях и многое другое. Все эти знания, умения и навыки помогут обучающимся в период адаптации в армии, при поступлении в высшие военные заведения. Воспитанники движения окрепнут физически, станут активными, самостоятельными, научатся проявлять волевые качества в различных экстремальных ситуациях, жить в коллективе и для коллектива. В совместных мероприятиях обучающиеся познают чувство товарищества, гордости за своё объединение, за дело, которым занимаются.

Формами подведения итогов дополнительной образовательной программы являются: соревнования, сдача нормативов, комплексное тактико–специальное учение.

 

Учебно-тематический план

№ п/п Тематические блоки и разделы 1 год 2 год 3 год
теория практика всего теория практика всего теория практика всего
  Введение            
I. Блок «Спортивно-оздоровительный»
  «Общая и специальная физическая подготовка»                  
  Рукопашный бой                  
II. Блок «Военная подготовка»
  Общевоинские уставы ВС РФ                
  Военная история            
  Огневая подготовка                  
  Военная топография                  
  Инженерная подготовка            
  Тактическая подготовка            
III. Блок «Основы безопасности жизнедеятельности»
  Медицинская подготовка                  
  Выживание в экстремальных условиях                  
  Радиационная, химическая, биологическая защита и гражданская оборона                  
IV. Блок «Спортивно-массовая деятельность»
  Организация, участие в мероприятиях Движения, города, области
  Итого                  

Содержание образовательной программы

Год обучения

Раздел «Введение»

1.1 Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

I. Блок «Спортивно-оздоровительный»

Раздел 1 «Общая и специальная физическая подготовка»

1.1 Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях ОФП

1.2 Гимнастические упражнения на перекладине, брусьях, лазание по канату, прыжки через спортивные снаряды.

1.3 Силовые упражнения без снарядов, со снарядами, на перекладине.

1.4Легкоатлетические упражнения: челночный бег, бег на разные дистанции.

1.5 Самостраховка, элементы специальной акробатики (падения, кувырки, перекаты).

1.6Прохождение марш-броска с различными вводными, полосы препятствий.

Раздел 2 «Рукопашный бой»

2.1Анатомические и физиологические особенности ударной техники.

2.2 Правовые основы применения рукопашного боя.

2.3Разминочные и подготовительные упражнения.

2.4Основные стойки и передвижения в рукопашном бою.

2.5 Техника ударов руками и ногами. Отработка ударной техники по воздуху, по предметам.

2.6 Техника защиты, освобождение от захватов. Броски.

2.7Различные комбинации ударной техники.

2.8Комплекс рукопашного боя без оружия. Комплексная отработка техники учебного боя.

II. Блок «Военная подготовка»

Раздел 1 «Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ»

1.1 Устав внутренней службы ВС РФ, общие положения.

1.2 Дисциплинарный устав ВС РФ, общие положения.

Раздел 2 «Военная история»

2.1Азы военного искусства Древней Руси. Военная история Руси в IX-XI вв.

2.2 Раздробленность Руси в XII-XIII вв. Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV вв.

Раздел 3 «Огневая подготовка»

3.1 История возникновения и развития оружия. Основные виды оружия. Техника безопасности по огневой подготовке.

3.2 Культура работы с оружием. Пневматическое и малокалиберное оружие, боеприпасы

3.3 Основы стрельбы из пневматического и малокалиберного оружия

Раздел 4 «Военная топография»

4.1Местность, основные способы изучения местности.

4.2Ориентирование на местности. Составление съёмки местности.

4.3Понятие о топографической карте. Работа с картой.

Раздел 5 «Инженерная подготовка»

5.1Фортификация, общие положения.

5.2Инженерные заграждения проволочного типа.

Раздел 6 «Тактическая подготовка»

6.1Тактика – как наука о бое, основные положения.

6.2Огонь, основные виды. Маневр в бою, основные виды.

6.3Действия солдата в обороне, наступлении, боевом охранении

III. Блок «Основы безопасности жизнедеятельности»

Раздел 1 «Медицинская подготовка»

1.1 Общие принципы оказания первой медицинской помощи. Понятие о десмургии. Виды ран, кровотечений, первая медицинская помощь.

1.2Первая медицинская помощь при повреждении костей, суставов, мышц.

Раздел 2 «Выживание в экстремальных ситуациях»

2.1Понятие о выживании. Экстремальные ситуации.

2.2Факторы риска, факторы обеспечивающие выживание. Инструменты выживания, аварийный комплект.

2.3Медицинское обеспечение при выживании.

2.4Основные способы ориентирования. Приметы погоды и определение времени.

2.5Добывание воды, огня в полевых условиях.

Раздел 3 «Радиационная, химическая, биологическая защита и гражданская оборона»

3.1МЧС, его задачи. Знакомство с профессией спасателя.

3.2Чрезвычайные ситуации. Сигналы оповещения при чрезвычайных ситуациях. Действия населения при сигналах оповещения.

3.3Средства индивидуальной защиты, их использование. Знакомство с работой приборов радиационной, химической, биологической защиты (РХБЗ).

V. Блок «Спортивно-массовая деятельность»

1. Организация, участие в мероприятиях Движения, города, области.

 

Год обучения

Раздел «Введение»

1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях объединения.

I. Блок «Спортивно-оздоровительный»

Раздел 1 «Общая и специальная физическая подготовка»

1.1 Гимнастические упражнения со снарядами (перекладине, бревне и т.д.), без снарядов.

1.2Силовые упражнения без снарядов. Специальная силовая подготовка.

1.3Основные способы передвижения (ходьба, бег). Передвижение лёжа (в упоре, сидя).

1.4Основы лыжной подготовки (повороты, подъёмы, спуски, торможения, преодоление препятствий). Лыжная гонка на 3 и 5 км.

1.5Плавание, общие положения.

Раздел 2 «Рукопашный бой»

2.1Техника ударов руками, ногами (повторение). Отработка ударной техники по воздуху, по предметам.

2.2 Различные комбинации ударной техники

2. 3Техника защиты, освобождения от захватов (повторение). Броски.

2.4Основные виды учебного боя (бой с тенью, на разной дистанции, работа на снарядах: лапы, груша, мешок).

2.5Защита от колющих ударов ножом. Защита от угрозы палкой.

 

II. Блок «Военная подготовка»

Раздел 1 «Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ»

1.1 Дисциплинарный устав ВС РФ, основные положения.

1.2 Строевой устав ВС РФ, основные положения.

Раздел 2 «Военная история»

1.2 Военное искусство Русского государства в XV-XIX вв.

Раздел 3 «Огневая подготовка»

3.1Инструктаж по технике безопасности работы с оружием. Материальная часть автоматов, пистолетов. Правила стрельбы из стрелкового оружия.

3.2Мишени для стрельбы из стрелкового оружия.

3.3 Стрелковые тренировки и стрельба из автомата, пистолета.

3.4Основные виды ручных гранат, их устройство. Приёмы и правила метания ручных (учебных) гранат.

Раздел 4 «Военная топография»

4.1Изображение местных предметов и рельефа на топокарте.

4.2Определение по карте азимутов, дирекционных углов.

4.3Измерение расстояния между ориентирами, обход препятствий.

4.4 Подготовка карты к работе. Ориентирование карты, определение точки стоянки.

4.5Сличение карты с местностью, нахождение предмета на местности. Движение на местности с помощью карты.

4.6Боевые графические документы.

4.7Наблюдение, маскировка. Целеуказание.

Раздел 5 «Инженерная подготовка»

5.1Фортификация, общие положения.

5.2Инженерные заграждения проволочного типа.

Раздел 6 «Тактическая подготовка»

6.1Тактика – как наука о бое, основные положения.

6.2Огонь, основные виды. Маневр в бою, основные виды.

6.3Действия солдата в обороне, наступлении, боевом охранении.

 

III.Блок «Основы безопасности жизнедеятельности»

Раздел 1 «Медицинская подготовка»

1.1Отравление, первая медицинская помощь.

1.2Терморегуляция. Ожоги, первая медицинская помощь.

1.3Удушение, утопление, первая медицинская помощь.

1.4Основные способы реанимации. Эвакуация пострадавших различными способами.

Раздел 2 «Выживание в экстремальных ситуациях»

2.1Голодание, физиологические особенности.

2.2Съедобные растения, животные, пригодные для употребления в пищу.

2.3Наблюдение за поведением животных, способы их обнаружения.

2.4Охота, общие положения.

2.5Основные типы препятствий.

2.6Основные способы переправ. Переправы через различные препятствия (водные, проволочные, лесного типа, городского типа).

2.7Основные типы укрытий. Сооружение временных укрытий.

2.8Выбор места для лагеря, базы. Порядок обустройства лагеря, базы, Гигиена и порядок в лагере. Изготовление мебели из подручных средств.

Раздел 3 «Радиационная, химическая, биологическая защита и гражданская оборона»

3.1Оружие массового поражения вероятного противника.

3.2Обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности.

3.3 Обеспечение безопасности при стихийных бедствиях.

3.4 Обеспечение безопасности при промышленных авариях с выбросом АХОВ.

3.5Работа с приборами РХБЗ (ВПХР и ДП-5).

V. Блок «Спортивно-массовая деятельность»

1. Организация, участие в мероприятиях Движения, города, области.

 

Год обучения

I. Блок «Спортивно-оздоровительный»

Раздел 1 «Общая и специальная физическая подготовка»

1.1 Гимнастические и легкоатлетические упражнения (повторение).

1.2Силовые упражнения со спортивными снарядами (гири, гантели и др.).

1.3Самостраховка (повторение).

1.4Техника сложных элементов акробатики. Техника промежуточных действий

1.5Плавание различными способами.

1.6Преодоление естественных и искусственных препятствий.

1.7Марш бросок на 10 км.в составе подразделения. Лыжный марш на 10 км.в составе подразделения.

1.8Боевые приёмы на лыжах, основные положения (перебежки, переползания, приёмы стрельбы, метания гранат).

Раздел 2 «Рукопашный бой»

2.1Правовые основы принятия необходимой обороны.

2.2 Техника защиты, освобождение от захватов (повторение). Броски

2.3Основные комбинации учебного боя (повторение). Усложнённые виды учебного боя (бой с тенью, на различных дистанциях, с несколькими противниками, работа на снарядах и т.д.).

2.4Защита от рубяще-режущих, рассекающих ударов ножом. Защита от угрозы пистолетом.

II. Блок «Военная подготовка»

Раздел 1 «Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ»

1.1 Устав внутренней службы, общие положения.

1.2Устав гарнизонной и караульной службы, общие положения.

1.3Строй подразделения в пешем порядке, на машинах.

1.4Строевой смотр подразделения, строевая песня.

Раздел 2 «Военная история»

2.1Научно-технический прогресс в военном деле конца XIX-XX в.

2.2 Первая Мировая война, свержение монархии.

2.3Отечественное военное искусство – нового времени.

2.4Роль СССР во второй Мировой войне. Современные локальные военные кризисы.

Раздел 3 «Огневая подготовка»

3.1Боевые графические документы.

3.2 Материальная часть пистолетов-пулемётов, пулемётов.

3.3 Приёмы стрельбы из пистолетов-пулемётов, пулемётов.

3.4Стрельба из автоматов, пистолетов с переносом огня по фронту, в глубину.

Раздел 4 «Военная топография»

4.1Движение по азимутам, обход препятствий с помощью карты. Движение по местности на транспорте с помощью карты.

4.2Ориентирование ночью, с изменением погоды. Целеуказание по карте.

4.3Приёмы составления схем по карте, топосъёмка по памяти. Определение расстояния глазомерным способом, по шагам, времени движения и др.

Раздел 5 «Инженерная подготовка»

5.1Маскировка, общие положения.

5.2Маскировка при передвижении.

Раздел 6 «Тактическая подготовка»

6.1Разведка целей наблюдений и определения дальности.

6.2Тактика спецподразделений, специфика их работы. Виды и цели проведения спецопераций.

6.3Основные виды тактических действий при проведении разведки. Марш, засада, их организация.

6.4Налёт, порядок организации. Поиск, порядок организации.

III.Блок «Основы безопасности жизнедеятельности»

Раздел 1 «Медицинская подготовка»

1.1 Первая медицинская помощь при укусах животного, поражении молнии, электротравмах, травмах посторонними предметами.

Раздел 2 «Выживание в экстремальных ситуациях»

2.1Экстремальные ситуации в жилищах (затопление, пожар, разрушение).

2.2 Экстремальные ситуации на авиационном, железнодорожном, водном, городском транспорте.

2.3Меры безопасности при посещении мест массового отдыха.

2.4Нарушение экологического равновесия в городе.

2.5Техническое и медицинское обеспечение безопасности в городе.

2.6Экстремальные ситуации криминального характера. Зоны повышенной криминальной опасности. Самооборона и её пределы.

2.7Выживание при землетрясении, наводнении, обвалах, селях, оползнях и т.д.

Раздел 3 «Радиационная, химическая, биологическая защита и гражданская оборона»

3.1Специальная обработка пострадавших.

3.2 Действия личного состава на заражённой местности. Укрытия для личного состава, техники, материальных средств на заражённой территории.

3.3 Проведение спасательных операций. Поиск пострадавших при различных чрезвычайных ситуациях.

3.4 Система оповещений.

V. Блок «Спортивно-массовая деятельность»

1. Организация, участие в мероприятиях Движения, города, области.

Методические рекомендации

Раздел 1 «Общая и специальная физическая подготовка»

Занятия по физической подготовке проводятся в составе группы. Для проведения занятий организуется три учебных места. Технические приемы, действия и навыки на учебных местах (гимнастических снарядах) отрабатываются и совершенствуются в составе группы.

В подготовительную часть занятия включается ходьба, бег различными способами, комплексные упражнения, тренировка в выполнении положений наскока на снаряд и соскока со снаряда, упражнения с гантелями, гирями, упражнения в подтягивании на перекладине.

Высокая эффективность основной части занятия достигается краткостью и ясностью объяснений, увеличением времени непрерывного выполнения упражнений, сокращением перерывов между выполнением отдельных упражнений, выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком. При обучении способам преодоления препятствий следует вырабатывать у обучаемых навыки в быстром и сноровистом преодолении отдельных препятствий, метании гранат по целям.

Меры безопасности и предупреждения травматизма на занятиях обеспечиваются правильной страховкой и оказанием помощи, проверкой исправности снарядов, оборудования, поддержанием высокой дисциплины.

Раздел 2 «Рукопашный бой»

Занятия проводятся по разучиванию приемов рукопашного боя по разделениям. Для выполнения приемов по разделениям указывается исходное положение и порядок выполнения. Для слитного выполнения боевого приема, обезоруживания противника или броска подается команда, например: «Загиб руки за спину – начи–НАЙ», «Заднюю подножку – начи – НАЙ».

При повторном выполнении приема (упражнения) можно ограничиваться командой «Прием по разделениям, делай – раз, делай – два».

В конце основной части занятия проводится тренировка по выполнению разученного приема.

Содержание подготовительной части руководитель определяет сам.

Для проведения занятия составляется план, в котором используются положения тематического планирования.

Раздел 3 «Общевоинские уставы ВС РФ»

Занятия проводятся преимущественно в форме рассказа, беседы с использованием плакатов, схем, учебных видеофильмов, записей.

На занятиях необходимо рассмотреть и изучить четыре общевоинских устава ВС РФ – Устав внутренней службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, Строевой устав ВС РФ, Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ.

Основное внимание уделить вопросам, которые касаются военнослужащих по призыву, их статуса, положения, обязанностей и льгот.

При проведении занятий обязательно приводить примеры применения уставов в практической жизни войск с обязательными положительными выводами. Главное – уставы – закон жизни для любого военнослужащего, независимо от звания и должности.

Раздел 4 «Военная история»

Занятия проводятся преимущественно в форме рассказа, беседы с использованием плакатов, схем, учебных видеофильмов, записей.

На занятиях необходимо обеспечивать связь изучаемого материала со знаниями, получаемыми учащимися по курсу истории и обществоведения, с важнейшими политическими событиями в нашей стране, с героическим прошлым нашей Родины, подвигами советских людей в годы Великой Отечественной войны, широко использовать положительные примеры из прохождения службы солдатами, сержантами и офицерами.

В процессе изучения тем решается одна из самых важных задач военно-патриотического воспитания – формирование у обучаемых:

— понимание объективной необходимости защиты Отечества;

— воспитание у обучаемых гордости за страну, привитие любви к Родине, ее Вооруженным Силам, формирование готовности к защите Отечества;

— развитие стремления следовать героическим традициям.

Раздел 5 «Огневая подготовка»

Занятия могут проводиться в классах, в тире, на специальных учебных местах для практического обучения. Упражнение стрельб из автомата выполняются на стрельбище. В ходе теоретических занятий по огневой подготовке обучаемые получают необходимые знания по основам и правилам стрельбы.

На занятиях по огневой подготовке применяются следующие основные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, показ, тренировка (упражнение) и стрельбы. Выбор метода обучения зависит от вида и темы занятия. На одном занятии могут применяться: показ, объяснение, тренировка. Наиболее доступным методом обучения является метод показа, девиз которого «Делай, как я». При этом методе обучения наглядно видно, что должен делать, что изучить, чему научиться.

Одним из важных методов, применяемых на занятиях по огневой подготовке, является метод тренировки, которые могут быть индивидуальными или групповыми.

Организация и проведение занятий по огневой подготовке должны отвечать следующим основным требованиям:

— учебный материал за



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: