поэт, прозаик, переводчик.




Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,

Ее начало,

И повторял ее имен

Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Достигнутого торжества

Игра и мука —

Натянутая тетива

Тугого лука.

 

Наш урок посвящен изучению творчества одного из самых талантливых поэтов 20-го в., прозаику, переводчику, лауреату Нобелевской премии - Борису Леонидовичу Пастернаку.

Он родился в Москве 10 февраля 1890 г. Отец его, Леонид Осипович Пастернак, был известным художником, преподавал в училище живописи, ваяний и зодчества, иллюстрировал первую публикацию романа Л. Толстого “Воскресенье”, был человеком близким Толстому, Рахманинову, Скрябину, Менделееву.

Мать поэта, Розалия Исидоровна, была профессиональной пианисткой. Может быть поэтому в ранней молодости Борис выбирал между музыкой и поэзией. Выбрал второе, несмотря на то, что его кумир - композитор Скрябин, прослушав его музыкальные сочинения, “поддержал, окрылил, благословил”.

Учился в классической гимназии и на философском отделении историко-филологического факультета консерватории.

Весной 1912 г. едет в Марбург и весь летний семестр занимается в Марбургском Университете на философском факультете, затем, покинув Марбург, совершив поездку в Италию, возвращается в Москву. С тех пор, оборвав занятия и музыкой и философией, осознает себя поэтом.

Творческий путь Пастернака в литературу сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки, но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, свежий, образный и взволнованный стих, всегда поражали ценителей поэтического искусства.

Его творческий путь пересекался с двумя течениями сразу - символизмом и футуризмом. Первым литературным учителем Бориса Пастернака был Блок.

Одно из самых ранних, самых “живых” стихотворений поэта - “Февраль”

(1912 г.)

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колёс
Перенестись туда, где ливень
Ещё шумней чернил и слёз.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

 

Верный традициям символистов, Борис Пастернак в стихотворении “Февраль” создал много образов - символов (весна, дождь, ветер), которые олицетворяют процесс превращения. Глаголы достать, плакать, писать, также приобретают особое значение, символизируя движущийся процесс везде - и в труде, и в душе человека. Изображая борьбу зимы и весны, автор показывает сдвиги в человеческой душе, ее стремления к изменениям в жизни, к духовному идеалу, к творчеству. Утверждаются идеи превращения, полной перемены и в природе, и в человеке.

 

Кого же еще он считал своим учителем? Маяковского.

В свое время Б. Пастернак так писал о В. Маяковском: “Я был без ума от Маяковского,” “ я его боготворил “, “я очень любил раннюю лирику Маяковского. Это была поэзия, мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь.”

Как в свое время (в 1937г.) Лермонтов приурочил гибели Пушкина стихотворение “ Смерть поэта”, так спустя почти столетие под таким же названием появляется стихотворение Пастернака, в знак тяжелой утраты - самоубийства Маяковского.

“Cмерть поэта”.

Ты спал, постлав постель на сплетне,

Спал и, оттрепетав, был тих, —

Красивый, двадцатидвухлетний,

Как предсказал твой тетраптих.

Ты спал, прижав к подушке щеку,

Спал, — со всех ног, со всех лодыг

Врезаясь вновь и вновь с наскоку

В разряд преданий молодых.

Ты в них врезался тем заметней,

Что их одним прыжком достиг.

Твой выстрел был подобен Этне

В предгорьи трусов и трусих.

 

Как и всякий поэт Маяковский задумывался над смыслом творчества поэта.

Какое же определение поэзии дает Пастернак и как его трактует в своем стихотворении “Определение поэзии”?

Это — круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок,

Это — ночь, леденящая лист,

Это — двух соловьев поединок.

Это — сладкий заглохший горох,

Это — слезы вселенной в лопатках,

Это — с пультов и флейт — Фигаро

Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде — духота.

Небосвод завалился ольхою.

Этим звездам к лицу б хохотать,

Ан вселенная — место глухое.

Стихотворение построено как ряд тезисов, в основе которых ассоциации с миром природы, человеческой жизни и культуры.

Подводит итог так:

 

“Цель творчества - самоотдача”.

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства.

Услышать будущего зов.

C начала 30-х гг. Пастернак принимал активное участие в создании Союза писателей и выступал с речью на I съезде писателей. В это время о нем много писали, он надеялся быть общественно полезным, смело отвечал на критику, отстаивал свое мнение.

Весной 1936 г. Борис Пастернак открыто заявил о своем несогласии с директивами статьи газеты “Правда”, в которой все талантливые проявления в искусстве и литературе клеймил ярлык форматизма. С осени 36-го тон печати по отношению к Пастернаку резко изменился.

“Именно в 36-м г., - вспоминает поэт через 20 лет, - когда начинались эти страшные процессы, все сломилось во мне. Я ушел в переводы. Личное творчество кончилось. Оно снова пробудилось накануне войны, может быть, как ее предчувствие, в 1940г.

Сам поэт считает этот период рубежом, отделяющим новую его манеру от прежней. Многое в своих старых стихах он начал отвергать в ту пору. Стих его как бы очистился, обрел чеканную ясность. ”Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану”, - писал Пастернак в 1928 г..

В годы войны и сталинского террора “вечным спутником”, духовным примером, собеседником поэта стал Шекспир. Переводы были не только источником заработка, но и давали ему нравственную силу. Лирический герой поэта необязательно идентичен автору. Он осознает и трагедию времени, в которое живет, и то, что он, возможно, единственный пытается бороться с неправдой. Но, не взирая на это, готов идти избранным путем до конца.

Начало Великой Отечественной войны поэт встретил в подмосковном поселке Переделкино. Он пишет стихотворения, в которых в полный голос звучит патриотическая тема. О первых месяцах войны Пастернак рассказывает в журнальной заметке: ”Я дежурил в ночи бомбардировок на крыше двенадцатиэтажного дома - свидетель двух фугасных падений в это здание в одно из моих дежурств - рыл блиндаж у себя за городом и проходил курсы военного обучения, неожиданно обнаружившие во мне прирожденного стрелка”.

Летом 1943 г. Пастернаку удается в составе писательской бригады выехать на фронт под Орел. Он принимал участие в литературных сборниках, печатался в газетах “Красная звезда’’ и “Красный флот «

Затем эвакуация.

Возвратившись из эвакуации, Пастернак появляется перед широкой аудиторией, на литературных вечерах, и, встречаемый бурными аплодисментами, с воодушевлением читал свои стихи.

Встречи происходили также и в Переделкино.

Все послевоенные годы были заполнены у Пастернака напряженным, сосредоточенным трудом. Он был не только гениально одаренным человеком, но и чрезвычайно усердным, преданным своему делу работником. В эту пору он пишет прозу, много переводит.

Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. В это время он начинает писать роман ”Доктор Живаго”. Но в августе 1946г. начинается идеологический погром, волна новых репрессий. Пастернак жил в сознании, что его с минуты на минуту арестуют. Роман о Ю. Живаго и стихи, написанные от его имени, стали выражением вдохновения, преодолевающего страх смерти.

”По наполнению, по ясности, по поглощенности любимой работой жизнь последних лет - почти сплошной праздник для меня. Я более, чем доволен ею, я ею счастлив, и роман есть выход в выражение этого счастья,” - писал поэт.

Осенью 1952г., после окончания перевода ”Фауста”, поэт перенес тяжелый инфаркт. Выйдя из больницы, в марте 1953г. он в санатории продолжает работу над романом - делом его жизни и чести.

В 1956г. готовился к печати том стихотворений Пастернака. Но это издание так и не вышло в свет.

Незадолго до этого поэт закончил работу над романом “Доктор Живаго’’, охватившим события с 1903г. по 1929г. и повествовавшим о сложной судьбе русской интеллигенции в переломную эпоху.

Получив отказ от редактора журнала “Новый мир”, куда был отдан роман, Пастернак передал рукопись прогрессивному итальянскому издательству. Выход романа за рубежом, а также последовавшее за этим присуждение Нобелевской премии (от которой Пастернак отказался) вызвал со стороны тогдашних политических и литературных деятелей резкое осуждение творчества Пастернака. В ответ на критику и как нелепость, воспринимаемые сегодня предложения, покинуть страну, поэт отвечал, что не мыслит себя вне России, вне Родины.

Итальянский перевод романа вышел в ноябре 1957г., а на родине оказался запрещен более чем на 30 лет.

С 1946г. Пастернак семь раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. 23 октября 1958г. она была присуждена “за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы ’’.

Это был первый русский советский поэт, получивший столь высокую награду. В тот же день Пастернак послал Шведской Академии Наук телеграмму ”Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен, смущен”.

C этого момента события помчались с кинематографической быстротой.

“Нобелевская премия’’.

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони.

Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду,

Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Пастернака исключили из Союза писателей, с ним было опасно встречаться. Возле дачи в Переделкино, куда переехал поэт, появились люди, которые дежурили, даже не прячась, и следили, кто куда шел и когда возвращался. Пастернак почувствовал угрозу новых арестов и поэтому отправил телеграмму в Швейцарскую Академию с отказом от Нобелевской премии. Это не было проявлением духовной слабости. Поэт давно уже ничего не боялся; болезнь легких не оставляла никаких надежд, и он готовился уже перейти в мир мертвых. Но он думал о живых, о своих родных и близких друзьях.

Новые стихи, которые начал писать поэт, составили последнюю его стихотворную книгу “Когда разгуляется”. Покой и совершенство Б. Пастернак ищет в природе.

И все-таки горечь обиды и чувство собственного достоинства не дают поэту забыть, что с ним сделали.

Он и раньше любил одиночество. А теперь он становился затворником. В Переделкино, откуда долгие годы почти не выезжал - воздух, мир, жизнь Пастернака.

Ритм работы не нарушается. Но ухудшается здоровье. Вначале боли в спине. Думали простуда, а это сердце. А потом страшный диагноз - рак легких. Борис Леонидович вынужден оставить последнюю свою работу - драму “Слепая красавица “и позволил уложить себя в постель. Слабеющей рукой, еле водя карандашом, уже в постели, поэт продолжал писать задуманную пьесу из времен крепостничества, но 30 мая 1960 г. жизнь Б.Л. Пастернака оборвалась.

Хоронили поэта при стечении многих сотен почитателей, ярким весенним днем: буйно цвели деревья и его любимая сирень, а ночью на свежую могилу хлынул дождь с грозой и молниями, - такие грозы его всегда зачаровывали.

Правительство не удосужилось сделать официального заявления о смерти поэта, и только в единственной “Литературной газете” промелькнула заметка “Правление Литературного фонда СССР извещает о смерти писателя, члена Литфонда, Бориса Леонидовича Пастернака, последовавшей 30 мая сего года на 71-м году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни, и выражает соболезнование семье покойного”.

Судьба Пастернака - одна из самых удивительных в нашей видавшей виды литературе. Уцелеть при Сталине, пережить годы одиночества в Переделкино, получить Нобелевскую премию, стать, благодаря ”Доктору Живаго” известным на весь мир, так любить родину, как он, и под гром рукоплесканий всего мира получить пощечину от “своих”. Но Пастернак был сильным человеком. Он выстоял! И теперь неторопливо уходит в Вечность.

В 1990 г. в связи со 100-летием со дня рождения поэта Нобелевский комитет решил восстановить историческую правду, признав вынужденным и недействительным отказ Пастернака от Нобелевской премии, и вручить диплом и медаль семье лауреата.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: