Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.
Наш урок посвящен изучению творчества одного из самых талантливых поэтов 20-го в., прозаику, переводчику, лауреату Нобелевской премии - Борису Леонидовичу Пастернаку.
Он родился в Москве 10 февраля 1890 г. Отец его, Леонид Осипович Пастернак, был известным художником, преподавал в училище живописи, ваяний и зодчества, иллюстрировал первую публикацию романа Л. Толстого “Воскресенье”, был человеком близким Толстому, Рахманинову, Скрябину, Менделееву.
Мать поэта, Розалия Исидоровна, была профессиональной пианисткой. Может быть поэтому в ранней молодости Борис выбирал между музыкой и поэзией. Выбрал второе, несмотря на то, что его кумир - композитор Скрябин, прослушав его музыкальные сочинения, “поддержал, окрылил, благословил”.
Учился в классической гимназии и на философском отделении историко-филологического факультета консерватории.
Весной 1912 г. едет в Марбург и весь летний семестр занимается в Марбургском Университете на философском факультете, затем, покинув Марбург, совершив поездку в Италию, возвращается в Москву. С тех пор, оборвав занятия и музыкой и философией, осознает себя поэтом.
Творческий путь Пастернака в литературу сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки, но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, свежий, образный и взволнованный стих, всегда поражали ценителей поэтического искусства.
Его творческий путь пересекался с двумя течениями сразу - символизмом и футуризмом. Первым литературным учителем Бориса Пастернака был Блок.
Одно из самых ранних, самых “живых” стихотворений поэта - “Февраль”
(1912 г.)
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колёс
Перенестись туда, где ливень
Ещё шумней чернил и слёз.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Верный традициям символистов, Борис Пастернак в стихотворении “Февраль” создал много образов - символов (весна, дождь, ветер), которые олицетворяют процесс превращения. Глаголы достать, плакать, писать, также приобретают особое значение, символизируя движущийся процесс везде - и в труде, и в душе человека. Изображая борьбу зимы и весны, автор показывает сдвиги в человеческой душе, ее стремления к изменениям в жизни, к духовному идеалу, к творчеству. Утверждаются идеи превращения, полной перемены и в природе, и в человеке.
Кого же еще он считал своим учителем? Маяковского.
В свое время Б. Пастернак так писал о В. Маяковском: “Я был без ума от Маяковского,” “ я его боготворил “, “я очень любил раннюю лирику Маяковского. Это была поэзия, мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь.”
Как в свое время (в 1937г.) Лермонтов приурочил гибели Пушкина стихотворение “ Смерть поэта”, так спустя почти столетие под таким же названием появляется стихотворение Пастернака, в знак тяжелой утраты - самоубийства Маяковского.
“Cмерть поэта”.
Ты спал, постлав постель на сплетне,
Спал и, оттрепетав, был тих, —
Красивый, двадцатидвухлетний,
Как предсказал твой тетраптих.
Ты спал, прижав к подушке щеку,
Спал, — со всех ног, со всех лодыг
Врезаясь вновь и вновь с наскоку
В разряд преданий молодых.
Ты в них врезался тем заметней,
Что их одним прыжком достиг.
Твой выстрел был подобен Этне
В предгорьи трусов и трусих.
Как и всякий поэт Маяковский задумывался над смыслом творчества поэта.
Какое же определение поэзии дает Пастернак и как его трактует в своем стихотворении “Определение поэзии”?
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и флейт — Фигаро
Низвергается градом на грядку.
Все, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде — духота.
Небосвод завалился ольхою.
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная — место глухое.
Стихотворение построено как ряд тезисов, в основе которых ассоциации с миром природы, человеческой жизни и культуры.
Подводит итог так:
“Цель творчества - самоотдача”.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства.
Услышать будущего зов.
C начала 30-х гг. Пастернак принимал активное участие в создании Союза писателей и выступал с речью на I съезде писателей. В это время о нем много писали, он надеялся быть общественно полезным, смело отвечал на критику, отстаивал свое мнение.
Весной 1936 г. Борис Пастернак открыто заявил о своем несогласии с директивами статьи газеты “Правда”, в которой все талантливые проявления в искусстве и литературе клеймил ярлык форматизма. С осени 36-го тон печати по отношению к Пастернаку резко изменился.
“Именно в 36-м г., - вспоминает поэт через 20 лет, - когда начинались эти страшные процессы, все сломилось во мне. Я ушел в переводы. Личное творчество кончилось. Оно снова пробудилось накануне войны, может быть, как ее предчувствие, в 1940г.
Сам поэт считает этот период рубежом, отделяющим новую его манеру от прежней. Многое в своих старых стихах он начал отвергать в ту пору. Стих его как бы очистился, обрел чеканную ясность. ”Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану”, - писал Пастернак в 1928 г..
В годы войны и сталинского террора “вечным спутником”, духовным примером, собеседником поэта стал Шекспир. Переводы были не только источником заработка, но и давали ему нравственную силу. Лирический герой поэта необязательно идентичен автору. Он осознает и трагедию времени, в которое живет, и то, что он, возможно, единственный пытается бороться с неправдой. Но, не взирая на это, готов идти избранным путем до конца.
Начало Великой Отечественной войны поэт встретил в подмосковном поселке Переделкино. Он пишет стихотворения, в которых в полный голос звучит патриотическая тема. О первых месяцах войны Пастернак рассказывает в журнальной заметке: ”Я дежурил в ночи бомбардировок на крыше двенадцатиэтажного дома - свидетель двух фугасных падений в это здание в одно из моих дежурств - рыл блиндаж у себя за городом и проходил курсы военного обучения, неожиданно обнаружившие во мне прирожденного стрелка”.
Летом 1943 г. Пастернаку удается в составе писательской бригады выехать на фронт под Орел. Он принимал участие в литературных сборниках, печатался в газетах “Красная звезда’’ и “Красный флот «
Затем эвакуация.
Возвратившись из эвакуации, Пастернак появляется перед широкой аудиторией, на литературных вечерах, и, встречаемый бурными аплодисментами, с воодушевлением читал свои стихи.
Встречи происходили также и в Переделкино.
Все послевоенные годы были заполнены у Пастернака напряженным, сосредоточенным трудом. Он был не только гениально одаренным человеком, но и чрезвычайно усердным, преданным своему делу работником. В эту пору он пишет прозу, много переводит.
Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. В это время он начинает писать роман ”Доктор Живаго”. Но в августе 1946г. начинается идеологический погром, волна новых репрессий. Пастернак жил в сознании, что его с минуты на минуту арестуют. Роман о Ю. Живаго и стихи, написанные от его имени, стали выражением вдохновения, преодолевающего страх смерти.
”По наполнению, по ясности, по поглощенности любимой работой жизнь последних лет - почти сплошной праздник для меня. Я более, чем доволен ею, я ею счастлив, и роман есть выход в выражение этого счастья,” - писал поэт.
Осенью 1952г., после окончания перевода ”Фауста”, поэт перенес тяжелый инфаркт. Выйдя из больницы, в марте 1953г. он в санатории продолжает работу над романом - делом его жизни и чести.
В 1956г. готовился к печати том стихотворений Пастернака. Но это издание так и не вышло в свет.
Незадолго до этого поэт закончил работу над романом “Доктор Живаго’’, охватившим события с 1903г. по 1929г. и повествовавшим о сложной судьбе русской интеллигенции в переломную эпоху.
Получив отказ от редактора журнала “Новый мир”, куда был отдан роман, Пастернак передал рукопись прогрессивному итальянскому издательству. Выход романа за рубежом, а также последовавшее за этим присуждение Нобелевской премии (от которой Пастернак отказался) вызвал со стороны тогдашних политических и литературных деятелей резкое осуждение творчества Пастернака. В ответ на критику и как нелепость, воспринимаемые сегодня предложения, покинуть страну, поэт отвечал, что не мыслит себя вне России, вне Родины.
Итальянский перевод романа вышел в ноябре 1957г., а на родине оказался запрещен более чем на 30 лет.
С 1946г. Пастернак семь раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. 23 октября 1958г. она была присуждена “за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы ’’.
Это был первый русский советский поэт, получивший столь высокую награду. В тот же день Пастернак послал Шведской Академии Наук телеграмму ”Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен, смущен”.
C этого момента события помчались с кинематографической быстротой.
“Нобелевская премия’’.
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Пастернака исключили из Союза писателей, с ним было опасно встречаться. Возле дачи в Переделкино, куда переехал поэт, появились люди, которые дежурили, даже не прячась, и следили, кто куда шел и когда возвращался. Пастернак почувствовал угрозу новых арестов и поэтому отправил телеграмму в Швейцарскую Академию с отказом от Нобелевской премии. Это не было проявлением духовной слабости. Поэт давно уже ничего не боялся; болезнь легких не оставляла никаких надежд, и он готовился уже перейти в мир мертвых. Но он думал о живых, о своих родных и близких друзьях.
Новые стихи, которые начал писать поэт, составили последнюю его стихотворную книгу “Когда разгуляется”. Покой и совершенство Б. Пастернак ищет в природе.
И все-таки горечь обиды и чувство собственного достоинства не дают поэту забыть, что с ним сделали.
Он и раньше любил одиночество. А теперь он становился затворником. В Переделкино, откуда долгие годы почти не выезжал - воздух, мир, жизнь Пастернака.
Ритм работы не нарушается. Но ухудшается здоровье. Вначале боли в спине. Думали простуда, а это сердце. А потом страшный диагноз - рак легких. Борис Леонидович вынужден оставить последнюю свою работу - драму “Слепая красавица “и позволил уложить себя в постель. Слабеющей рукой, еле водя карандашом, уже в постели, поэт продолжал писать задуманную пьесу из времен крепостничества, но 30 мая 1960 г. жизнь Б.Л. Пастернака оборвалась.
Хоронили поэта при стечении многих сотен почитателей, ярким весенним днем: буйно цвели деревья и его любимая сирень, а ночью на свежую могилу хлынул дождь с грозой и молниями, - такие грозы его всегда зачаровывали.
Правительство не удосужилось сделать официального заявления о смерти поэта, и только в единственной “Литературной газете” промелькнула заметка “Правление Литературного фонда СССР извещает о смерти писателя, члена Литфонда, Бориса Леонидовича Пастернака, последовавшей 30 мая сего года на 71-м году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни, и выражает соболезнование семье покойного”.
Судьба Пастернака - одна из самых удивительных в нашей видавшей виды литературе. Уцелеть при Сталине, пережить годы одиночества в Переделкино, получить Нобелевскую премию, стать, благодаря ”Доктору Живаго” известным на весь мир, так любить родину, как он, и под гром рукоплесканий всего мира получить пощечину от “своих”. Но Пастернак был сильным человеком. Он выстоял! И теперь неторопливо уходит в Вечность.
В 1990 г. в связи со 100-летием со дня рождения поэта Нобелевский комитет решил восстановить историческую правду, признав вынужденным и недействительным отказ Пастернака от Нобелевской премии, и вручить диплом и медаль семье лауреата.