Протокол психологического анализа урока




1. Дата _____________________

2. Класс ____________________

3. Школа ___________________

4. Урок _____________________

5. Тема __________________________________________________

Характеристика урока

7. Карта наблюдения за педагогом

Рекомендации к выполнению

Коррекционно-развивающей работы

 

Коррекционная программа тревожности

У детей младшего школьного возраста

Цель коррекционной программы: снизить уровень тревожности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Повысить уровень самооценки у детей.

2. Обучить ребенка умению управлять событиями в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снять мышечное напряжение у детей.

Возрастной диапазон: дети младшего школьного возраста.

Время: 5 сессий продолжительностью в 2 часа.

Наполняемость: 5-6 человек.

Диагностика:

- Опросник тревожности Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.;

- Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен);

- Вопросник Захарова на тревожность;

- Опросник для родителей о причинах тревожности ребенка (Захаров А.И.);

- Шкала тревожности ребенка;

- Методика «Незаконченные предложения»;

- Опросник Тейлора (тревожность) 3 кл.;

- Страхи в домиках.

Наглядный материал:

Два набора картинок с изображением мальчиков и девочек, газета, фломастеры, бумага, «почтовый ящик», пластилин, набор формочек, скалка, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши и т.д.), фотографии, клей, скотч, набор карточек с изображением животных, корона, «волшебный стул», мешочек, разрезанные карточки.

Специфика работы с тревожными детьми

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

- Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания.

- Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомому ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

- Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

- Если ребенок высоко тревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений.

- В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей.

План коррекционной программы:

1 СЕССИЯ «Воздушный шарик»; «Я есть, Я буду»; «Это мое имя»; «Мышь и мышеловка»; «Это я такой»
2 СЕССИЯ «Дудочка»; «Красивое имя»; «Слепой танец»; «Чехарда»; «Жил-был один мальчик (одна девочка)...»
3 СЕССИЯ «Шалтай-болтай»; «Клеевой дождик»; «Похвалилки»; «Стройка»; «Фотоальбом»

 

СЕССИЯ

Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить три раза.

Я есть, Я буду»

Ребенку поведение. По желанию ребенка он может использовать для рассказа свои рисунки, предметы в комнате, иллюстрации в книжках, игрушки и другой вспомогательный материал. Психолог может использовать аудио- или видеозапись рассказа.

Затем ребенку предлагается рассказать, каким он хочет стать: также внешность, поведение, чувства, качества. Здесь также могут использоваться вспомогательные средства для составления рассказа. Желательно, чтобы психолог использовал и на этом этапе аудио- и видеозапись. После этого ребенку предлагается прослушать (просмотреть) два рассказа и сравнить их. Если присутствуют отличия, то ребенку самому представляется возможность придумать, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет.

Предлагается рассказать, какой он сейчас: внешность, чувства, качества,

Это мое имя»

Ребенку предлагается поискать в комнате такой предмет, которому он мог бы дать свое имя. После того как ребенок сделает свой выбор, ему предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки. Психолог помогает ребенку в описании, а затем спрашивает, подходит ли это описание самому ребенку.

Данная игра позволяет ребенку с помощью переноса раскрыть свои слабые и сильные стороны.

Мышь и мышеловка»

Необходимое количество играющих 5-6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс - это мышеловка. Водящий - в кругу. Его задача - всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

Предупреждения:

Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышке.

Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, н-р: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его».

Это я такой...»

Ребенку предлагается несколько картинок (можно вырезки из журналов). Он должен посмотреть на каждую, какое хорошее качество здесь изображено, и сказать: «Это Я - такой...» Например, если на картинке изображен сильный мужчина, то ребенок должен догадаться, что здесь изображена сила, и ему нужно сказать «Это Я - такой сильный» и т.д. Желательно иметь два набора - один для девочек, другой для мальчиков.

Если ребенок затрудняется выделить качества, то психолог может спросить, что здесь нарисовано, и подвести его к названию нужного качества. Если ребенок просто начинает быстро перебирать картинки и,показывая пальцем, говорить: «Это я, это я, это я», - то психолог должен остановить его и спросить: «Ты какой (какая)?»

СЕССИЯ

Дудочка»

Цель: расслабление мышц лица.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно вдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Красивое имя»

Игра помогает повысить у ребенка уровень самопринятия.

Психолог предлагает ребенку написать свое имя на листе бумаги ярким фломастером. Если он пока не умеет писать, то имя пишет взрослый. При этом ребенок обязательно четко читает написанное и обводит написанное имя пальцем.

Затем ребенку предлагается разрисовать, раскрасить свое имя так, чтобы получилось очень ярко и красиво.

Как вариант этой игры для разрисования может использоваться контур фигуры мальчика или девочки, соответствующий полу ребенка. Тогда под контуром психолог пишет имя ребенка и предлагает ему красиво разрисовать уже не имя, а контур.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: