Последние двадцать лет стали для России периодом небывалых преобразований. На смену коммунистической диктатуре явилась многопартийная демократия. Централизованная плановая экономика преобразована в капиталистическую, в основу которой положены рыночные отношения и частная собственность. В 90-е годы прошлого века Россия существовала, имея глубоко деформированную, разваливающуюся плановую экономику, испытывая острый дефицит потребительских товаров и неся тяжелое бремя военного аппарата.
Поэтому именно сейчас, в фокусе потребительского рынка, наиболее четко видны как позитивные, так и негативные изменения реформируемой экономики и все существующие противоречия. Особенно остро они проявились в условиях транзитивной экономики России 90-х годов. Реализуемые экономические реформы привели к спаду производства, высоким темпам инфляции, несоответствию предлагаемых рынком товаров и услуг структуре потребительского спроса. Нельзя не отметить, что сократился объем потребления не только непродовольственных товаров, но и продуктов питания при внешней видимости насыщенности рынка потребительскими благами. На этом фоне рельефно проявилось разделение различных групп населения по уровню доходов, вызванное существенным обесценением основного ресурса производства - труда, и как следствие, резкое падение уровня потребления основной массы экономически активного населения страны.
Разбалансированность финансовой системы на рубеже 90-х гг. привела к кризису потребительского рынка, всеобщему дефициту, ажиотажному спросу, принявшему форму инфляции, а также резкому росту теневой экономики и черного рынка. Государство потеряло контроль за соотношением между оплатой труда и результатами хозяйствования. Над потребительским рынком «нависал» огромный отложенный спрос, образовавшийся с прошлых лет. В связи с практически повсеместным дефицитом товаров большая часть прироста заработной платы после 1987 г. фактически не могла быть использована на потребление. Перед либерализацией цен началось массовое "бегство" от денег. В условиях дефицита товаров народного потребления и сохранения государственного контроля над ценами на основные виды товаров и услуг значительная часть денежных доходов населения откладывалась в сбережения. Превышение объема денежных доходов над расходами на товары, услуги и платежи в финансово-кредитную систему составило в 1990 г. 12,3% суммы доходов по сравнению с 6,4% в 1986 г.
Резкое ухудшение сбалансированности денежных доходов населения и потребительского рынка особенно ярко проявилось в 1986-1987 гг., когда темпы роста розничного товарооборота (в сопоставимых ценах) составили всего 100,5%, причем прирост товарооборота в эти годы был получен (более чем на 90%) за счет роста средних цен покупки товаров. Низкие темпы роста товарооборота были обусловлены резким сокращением производства и реализации алкогольных напитков в результате активно проводимой в стране антиалкогольной кампании. Сокращение объемов продаж алкогольной продукции предполагалось компенсировать соответствующим увеличением производства товаров народного потребления. Однако продажа алкоголя за этот период сократилась почти вдвое, а объем выпуска ТНП (без алкогольных напитков) увеличивался в среднем за год на 5%, что было явно недостаточно для компенсации высвободившихся у населения средств.
В 1990 г. положение на потребительском рынке усугубилось всплеском ажиотажного спроса, вызванного неустойчивостью экономики и намечаемой денежной реформой. Дефицит товаров приобрел тотальный характер. Большинство товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения исчезло из свободной продажи и реализовывалось через различные распределительные каналы. Источником наибольшей напряженности стало резкое ухудшение обеспечения населения продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса. Меры, ограничивающие свободную продажу товаров (нормирование отпуска, талонная система и т.п.), не смогли полностью обеспечить потребности населения из-за нехватки товарных ресурсов, а высокие темпы развития платных услуг для населения в эти годы также не позволили ослабить давление его возросших денежных доходов на потребительский рынок, доля платных услуг в денежных доходах населения в течение пяти лет практически не менялась (12-13%).
Таблица 1. Темпы роста некоторых показателей экономического и социального развития СССР (в % к предыдущему году) [1]
1986 г. | 1987 г. | 1988 г. | 1989 г. | 1990 г. | 1986-1990 гг. среднегодовой | |
Производство товаром народного потребления | 97,2 | 104,8 | 106,2 | 107,5 | 106,1 | 104,3 |
продуктов питания | 105,2 | 105,8 | 101,3 | 103,2 | 100,9 | 103,3 |
алкогольных напитков | 60,6 | 99,2 | 116,7 | 121,1 | 107,6 | 98,2 |
Непродовольственных товаров | 103,8 | 105,2 | 107,7 | 107,7 | 109,1 | 106,7 |
товаров легкой промышленности | 100,2 | 102,8 | 107,4 | 104,7 | 102,3 | 103,4 |
Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли: в фактических ценах | 102,4 | 102,8 | 107,3 | 110,4 | 115,8 | 107,6 |
в сопоставимых ценах | 100,4 | 101,1 | 107,0 | 108,1 | 109,8 | 105,2 |
Объем реализации платных услуг населению | 110,2 | 108,1 | 115,3 | 108,2 | 108,2 | 110,0 |
Объем реализации бытовых услуг населению | 107,8 | 112,7 | 115,3 | 109,8 | 105,1 | 110,1 |
Оборот внешней торговли | 92,1 | 98,5 | 102,5 | 106,6 | 93,3 | 98,4 |
экспорт | 94,0 | 99,8 | 98,5 | 102,4 | 88,4 | 96,5 |
импорт | 90,1 | 97,1 | 107,1 | 110,9 | 98,0 | 100,2 |
При социализме, как показала жизнь, динамичное развитие экономики и решение ряда социально-экономических проблем в обществе невозможно при жестком планировании. После II Мировой войны и смерти Сталина, когда наши солдаты прошли всю Европу и посмотрели, как там живут, темпы роста, стали снижаться. Причинами этого были: отсутствие материальной заинтересованности в стране, жесткое планирование с верху и до низу, невосприимчивость предприятий к внедрению НТП, и отсутствие всякой конкуренции. Поэтому понятно, что монополисты диктовали условия поставки, приемлемый для них уровень качества изготавливаемой продукции, игнорируя требования покупателей. С личными потребителями не считались, не признавали их денежные средства эквивалентами произведенной продукции. Поэтому ясно, что выпускалась однородная продукция во всей стране, и не уделялось внимания ни обновлению ассортимента, ни моде, ни предпочтениям покупателей. Качество продукции оставляло желать лучшего, хотя, казалось бы, почему в условиях социализма все никак не решалась это проблема? Ведь рабочие работали на себя, на свое социалистическое государство! Объяснение простое: повышение качества предприятиям было ни к чему. В качестве заинтересованы потребитель, а для производителя - это лишь дополнительные затраты и хлопоты, даже риск невыполнения основных плановых заданий. Всё это привело к тому, что производственные потребности не удовлетворялись в полной мере, что вело к снижению динамичности экономической системы, производственная система была невосприимчива к новой технике и технологии и т.д. Вследствие этого росли экономические и социальные потери потребителей товаров народного потребления. Пустые полки в магазинах, бесконечные очереди, разруха, талоны, недостаток продуктов – вот только неполный перечень того, что было в последние годы при социализме.
Таблица 2. Оборот розничной торговли [2] (в фактически действовавших ценах)
Годы | Всего | В том числе | |
Оборот розничной торговли торгующих организаций | Продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках | ||
Миллиардов рублей | |||
Из приведенной таблицы видно, что оборот розничной торговли товаров на рынках составлял всего 2,5% от общего объема. Поэтому неудивительно, что потребительская неудовлетворенность с каждым годом нарастала, ведь в государственных магазинах сложно было найти какой-то новый товар или товар более высокого качества.
В плановой экономике удовлетворение многих потребностей в товарах и услугах осуществлялось за счет общественных фондов потребления независимо от личных доходов. В 80-е годы за счет этих фондов обеспечивалось около трети общего объема потребления товаров и услуг. Значительные средства из этих фондов направлялись на субсидирование товаров для детей, содержание и благоустройство жилого фонда, оздоровительных, образовательных, дошкольных учреждений, обеспечение функционирования общественного транспорта, связи и т.п. Многие платные услуги дотировались из государственного бюджета, в том числе санитарно-гигиенические предметы, товары для детей, пенсионеров, инвалидов, услуги пассажирского транспорта, парикмахерских, бань. Медицинские, бытовые, рекреационные услуги, а также услуги, связанные с образованием, дошкольным воспитанием и образованием, хотя и характеризовались чрезмерной централизацией, вместе с тем отличались широтой охвата населения и доступностью. Тем не менее, объем платных услуг населению в 1990г. составил 44 млрд. рублей.
Увеличение видов предоставляемых услуг сопровождалось сокращением ввода в действие объектов социально-бытового назначения, что привело к ухудшению обеспечения населения социально-значимыми услугами, такими как образовательные, медицинские, спортивно- оздоровительные и рекреационные. Разгосударствление и приватизация предприятий службы быта привели к активизации их на потребительском рынке. Расширялся сектор услуг, оказываемых населению предприятиями министерств и ведомств, для которых этот вид деятельности не являлся профильным. Вместе с тем, негосударственный сектор по предоставлению услуг становился преобладающим на рынке.