Определение менеджмента. Функции управления и их взаимосвязь
Менеджмент - деятельность, направленная на эффективное управление организацией, состоящая из процессов планирования, организации, руководства и контроля, необходимых для постановки и достижения целей организации.
Планирование - процесс определения целей, разработки стратегий, и составление планов координации различных видов деятельности.
Организация - процесс определения задач, которые необходимо выполнить, и лиц, ответственных за их выполнение.
Руководство - стимулирование подчинённых, направление их действий, выбор наиболее эффективных каналов взаимосвязи в коллективе.
Контроль - наблюдение за ходом работ, установление несоответствий между плановыми и фактическими показателями.
Ресурсы: - Человеческие - Финансовые - Сырьё, материалы - Технологии - Информация |
Результаты деятельности организации: - Товары, услуги - Достижение целей |
Контроль |
Планирование |
Организация |
Руководство |
18 Организационные уровни. Основные навыки менеджера
Менеджер – член организации, который объединяет и координирует работу других ее членов, обеспечивая достижение целей организации.
Менеджеры высшего уровня входят в состав руководства организации, отвечают за принятие решений в рамках всей организации, их задачи:
· Определение целей деятельности организации.
· Формирование организационной структуры управления.
· Распределение стратегических ресурсов.
· Согласование интересов подразделений.
· Управление прибылью.
Менеджеры среднего уровня (задачи):
· Руководство подразделениями.
· Подбор кадров.
· Планирование, контроль и координация в рамках своего подразделения.
· Формирование заданий.
Задачи менеджеров нижнего уровня:
· Управление деятельностью работников, непосредственно занятых в процессе производства продукта организации.
· Контроль за расходом ресурсов.
· Сбор и оценка первичной учётной информации.
Объект управленческого труда - организация и её структурные подразделения.
Предмет управленческого труда - информация о состоянии объекта.
Результат управленческого труда - принятие различных управленческих решений.
Три основные группы навыков:
1. Концептуальные - познавательные способности человека, позволяющие воспринимать организацию как единое целое, и в то же время выделять взаимосвязь частей.
2. Человеческие - способность к работе с людьми, умение мотивировать их.
3. Технические - специальные знания, необходимые для решения технических рабочих задач.
19 Школа научного менеджмента. 1885-1920:
Основные представители Ф. Тейлор, ф. и л Гилбрейты, Г. Гант.
Концентрировала внимание на самом нижнем уровне организации: рабочим и его непосредственном начальнике.
Основные принципы научного управления:
· Оптимизация методов работы.
· Неукоснительное следование стандартам.
· Подбор и обучение работников в соответствии с определёнными требованиями, учитывающими специфику труда.
· Сдельная оплата труда.
· Выделение функции контроля и планирования от других управленческих функций.
Слабые места школы научного управления:
· Упрощённое понимание мотивации труда.
· Чрезмерная специализация.
· Недостаточные знания психологии людей.
Классическая школа управления (1920-1950) (школа администрирования)
А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик, Дж. Муни.
Стремилась создать универсальные принципы управления, следуя которым организация непременно достигнет успеха.
14 принципов управления по А. Файолю:
1. Разделение труда.
2. Власть и ответственность.
3. Дисциплина.
4. Единоначалие.
5. Единство направления.
6. Подчинение личных интересов общественным.
7. Справедливое вознаграждение персонала.
8. Централизация (соблюдение меры вовлечённости подчинённых в процесс принятия решений).
9. Иерархия.
10. Порядок.
11. Беспристрастность.
12. Стабильность персонала (планирование кадров, наличие нужных специалистов).
13. Инициативность.
14. Единение персонала (создание атмосферы гармонии и единства в организации).
21 Школа человеческих отношений (1930-1950):
Э. Мэйо, М. Фоллетт
Хоторнские эксперименты (Э. Мэйо, Ф. Ренлисбергер).
В центре внимания школы человеческих отношений была организация, как рабочий коллектив. Основная цель исследований - изучение социально-психологических причин, определяющих эффективность работы коллектива.
Основные положения школы человеческих отношений:
· Необходимо развивать у работников чувство индивидуальной и коллективной ответственности.
· Внутренние силы взаимодействия в коллективе могут превзойти усилия руководителей.
· Организация не должна подавлять личность, так как это мешает самореализации.
· Поведение человека на работе и результаты его труда во многом зависят от социальных условий и отношений между работником и руководителем.
Школа поведенческих наук (бихевиоризм):
А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакГрегор.
Объект внимания школы - поведение человека на рабочем месте.
Основная цель исследований - разработка теорий мотивации труда.