Разработчик образовательных траекторий




Валидатор знаний

Мир становится все более изменчивым и непредсказуемым, и узкоспециальные знания все чаще требуется обновлять. Кроме того, их наличие еще не означает успеха в мире, где надо быстро учиться и переучиваться, гибко адаптироваться, импровизировать и много работать в командах (поскольку высокотехнологичные продукты требуют согласованной работы разных специалистов). Это означает, чтопрежние способы оценивать знания, в частности ЕГЭ, перестают работать. Надо создавать новые системы оценки, которые позволяют оценивать и самостоятельность мышления, и устойчивость к неопределенности, и уровень владения гибкими навыками. Причем с учетом контекста и эмоционального состояния студента. И это необязательно тесты. Оценивать знания и навыки можно с помощью игры (как в методе iPIPS) или приборов биологической обратной связи — например, нейроинтерфейса, считывающего уровень концентрации или стресса при выполнении того или иного задания (пока возможности нейроинтерфейсов довольно узки, но эти технологии быстро развиваются). iPIPS Игровой инструмент диагностики детей на входе в начальную школу и оценки их индивидуального прогресса в течение первого года обучения — как с точки зрения когнитивных способностей, так и психосоциального развития. Образовательные сервисы Knewton и Kaplan используют большие данные, собранные об учащихся, а Центр цифрового поведения при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA Center for Digital Behavior) ведет разработки по объединению традиционных данных о студентах с данными, полученными с помощью носимых устройств и активности в социальных сетях.

 

Кроме того, оценка должна давать обратную связь, ведь суть не в том, чтобы просто причислить учащегося к отличникам или отстающим, а в том, чтобы дать подсказку, как лучше использовать сильные и как доразвить слабые стороны. Стэнфордский психолог Кэрол Дуэк ввела концепцию «установок на данность» и «установок на рост», и ее исследования показывают, что люди демонстрируют гораздо лучшие результаты, когда воспринимают ошибки не как доказательство личной несостоятельности, а как возможность чему-то научиться.

А еще системы оценки не должны ограничиваться «официальным» образованием — не случайно уже сейчас в резюме кандидатов на управленческие должности засчитывается за плюс опыт лидерства в онлайн-играх типа Warcraft. В идеале должен получиться общий «паспорт компетенций», отражающий все многообразие личного опыта.

Где учиться

Для разработки, развития и преобразования образовательных компетентностных моделей создаются специализированные онлайн-ресурсы (такие как CBEinfo или Competency Works), а также организации и ассоциации — например, американская «Сеть компетенционного образования». Международное общество майнинга образовательных данных объединяет исследовательские группы, заинтересованные в применении больших данных в аналитике обучения и прогнозировании поведения учащихся. Кроме того, в НИУ ВШЭ есть магистерская программа «Измерения в психологии и образовании».

Распаковщик/упаковщик образовательного контента

Современный мир слишком сложен, чтобы продолжали работать решения «для всех», и у стандартных учебных программ появляются сразу две противоположные проблемы. С одной стороны, они не удовлетворяют специфические запросы (например, техно-стилисту необходимо обладать знаниями и в фэшн-индустрии, и в IT). С другой — дают только профессиональные навыки и игнорируют метакомпетенции: творческие способности, умение договариваться и работать в команде, эмпатию и т. п. Это приводит к необходимости переупаковывать контент — разбивать учебные материалы на минимальные блоки знаний и собирать из них учебные курсы и программы под конкретные задачи.

Разбивка способствует мобильному обучению и развитию привычки учиться в целом, потому что знания можно усваивать небольшими порциями и на ходу. А курс, упакованный под индивидуальный запрос, позволяет выстраивать «древа знаний» из сложно связанных между собой знаний, навыков и компетенций.

Где учиться. Навыки распаковки и переупаковки образовательного контента можно освоить на практике, работая с образовательными онлайн-платформами и просветительскими сайтами. Например, такими, как Arzamas и «ПостНаука».

Разработчик образовательных траекторий

В будущем школы и университеты перестанут быть главными ресурсами получения знаний и превратятся лишь в небольшую часть новой системы образования. В нее войдут воспитание, обучение и самообучение на протяжении всей жизни. Причем обучение здесь понимается во всем многообразии: игровые площадки, профессиональные сообщества, терапевтические группы, фитнес-клубы. Подобные образовательные экосистемы уже формируются онлайн-платформами (например, глобальной экосистемой платформ Open edX) и сетями университетов (например, Laureate International Universities).

Чтобы помочь разобраться во всем этом многообразии, появятся специалисты, создающие «маршруты» обучения. Разработчики образовательных траекторий будут оценивать психотип, способности и цели отдельного человека и на их основе подбирать подходящие курсы, тренажеры, симуляторы, стажировки и т. д.

Где учиться

Об индивидуальных образовательных траекториях говорят пока в контексте детей с особенностями развития. Например, при МГППУ действует Институт проблем инклюзивного образования, который может стать отправной точкой в развитии в данной области.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: