МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДНЕВНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Екатеринбург
Методические рекомендации утверждены на заседании Центра педагогического и дополнительного образования ИЕНиМ УрФУ, протокол № 5 от 1. 03. 2017 г.
В методических рекомендациях рассматриваются основные требования к содержанию и оформлению дневника педагогической практики. Рекомендации адресованы слушателям Центра педагогического и дополнительного образования ИЕН УрФУ, осваивающим образовательную программу по дополнительной квалификации «Преподаватель».
Авторы – составители: Попова И.В., канд.ист.наук, доцент ЦПДО ИЕНиМ; Сорвачева Г.В., канд.пед.наук, доцент ЦПДО ИЕНиМ, Гафарова Р.К., ассистент ЦПДО ИЕНиМ.
© ФГАОУ ВО Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Екатеринбург, 2017
При оформлении Дневника педагогической практики (приведен в Приложении 1 к данным Методическим указаниям) необходимо заполнить следующие разделы:
1. Циклограмма работы студента-практиканта (по образцу).
2. Отчет о посещении 3-х уроков педагога-наставника (1 отчет).
3. Самоанализ одного из 3-х уроков, проведенных самим слушателем (1 самоанализ).
4. Анализ одного урока, проведенного другим слушателем (1 анализ).
5. Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия или внеклассного мероприятия по предмету (1 разработка).
6. Конструкты 3-х уроков разных типов (3 конструкта).
При заполнении каждого из разделов Дневника целесообразно использовать нижеприведенные методические указания.
Циклограмма работы слушателя-практиканта в образовательном учреждении
Циклограмма – запись совокупности каких-либо процессов, работ, составляющих законченный круг действий. Поскольку деятельность слушателя-практиканта в школе обладает определенной цикличностью и повторяемостью, то составление циклограммы помогает упорядочить содержание работы в течение дня или недели.
Примерный образец циклограммы слушателя-практиканта
№ п/п | Число, день недели | Содержание деятельности | Время, место работы |
1. | 06.03.17 г. понедельник | Работа с нормативно-правовыми документами школы (Устав, локальные акты, др.). Посещение урока математики. | 9.00-11.00, метод.кабинет, по расписанию |
2. | …………….г.вторник | Знакомство с учебно-методическим обеспечением по предмету. Посещение урока физики. | 13.00-14.00, учеб. кабинет, по расписанию |
3. | …………….г.среда | Знакомство с работой методического объединения по предмету (план работы, посещение заседания). Посещение классного часа. | 9.40. – 11.40, метод.кабинет, по расписанию |
4. | …………….г.четверг | Знакомство с творческой лабораторией учителя (рабочая программа, календарно-тематическое планирование, диагностические карты, др.). Посещение урока биологии. | 9.00-11.00, учеб. кабинет, по расписанию |
5. | …………….г.пятница | Подготовка материалов для классного часа. | В течение недели, библиотека |
6. | …………….г.суббота | Знакомство с планом воспитательной работы учителя, материалами о работе с различными группами учащихся | Метод.кабинет, кабинет психолога, соц.педагога |
Отчет о посещении 3-х уроков педагога-наставника
В отчете необходимо отметить:
· количество посещенных уроков;
· тематику посещенных уроков;
· анализ посещенных уроков (тип урока, цели урока, методы
обучения, дидактические приемы учителя, формы организации учебной деятельности учащихся, результаты обучения);
· что вызвало наибольший интерес в дидактике урока и почему;
· что вызвало вопросы к педагогу-наставнику.
Самоанализ одного из 3-х уроков, проведенных самим слушателем
Примерная схема самоанализа урока
· Дать краткую характеристику класса, в котором проходил урок: количество учащихся; количество мальчиков и девочек; сформированность мотивации учения; ценностное отношение к освоению дисциплины, по которой проводился урок; уровень и качество активности учебной деятельности; наличие в классе сплоченности, либо разобщенности; уровень самоорганизации класса; уровень и качество коммуникаций между одноклассниками; отношение в классе к успехам или неудачам одноклассников; демонстрация школьниками рефлексии учебной деятельности и др.
· Указать тему урока, охарактеризовать ее местоположение в системе других уроков.
· Дать определение типа урока, охарактеризовать структуру его этапов.
· Охарактеризовать формы и методы обучения на каждом этапе урока, их соответствие изучаемому материалу и особенностям класса.
· Определить степень достижения целей урока, выделить наиболее удачные и неудачные фрагменты урока и проанализировать причины удач и неудач.
Анализ одного урока, проведенного другим слушателем