Психолого-педагогический портрет дошкольника и образовательное сопровождение его развития.




Возврастной период Психологическая и социальная ситуация развития ВВД Психофизическое новообразование Образовательная программа ДОО
  От рождения до 1 года Эта ситуация определяется полной беспомощностью младенца и отсутствием каких бы то ни было средств к самостоятельному существованию, к удовлетворению своих потребностей. Единственным таким «средством» является другой человек - взрослый, который опосредует абсолютно все проявления младенца. Что бы ни происходило с младенцем, он всегда находится в ситуации, связанной с ухаживающим за ним взрослым. Предметы появляются и исчезают из поля зрения ребенка всегда благодаря участию других людей; ребенок передвигается в пространстве всегда на чужих ногах и руках; устранение мешающих младенцу раздражителей и удовлетворение его основных потребностей всегда совершается через других людей. Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым - Ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации "Мы", теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития. -Второе основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов.Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание - предметная деятельность. «Программе воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1983, 1985 г.г.) и является ее усовершенствованным вариантом. Программа воспитания и обучения детей младенческого и раннего возраста является составной частью данной программы. При разработке нового варианта программы авторы стремились отойти от жесткой регламентации знаний и умений детей, «предметного центризма» в обучении. В качестве основной формы обучения рекомендуются индивидуальные и групповые занятия, построенные преимущественно на игровых методах взаимодействия взрослого с детьми. В программе делается акцент на необходимости индивидуальной адресованности воздействий воспитателя, использовании позитивных способов воспитания, таких как похвала, поддержка, помощь ребенку в ходе деятельности, стремление заинтересовать его тем или иным занятием и др.

    От 1 года до 3 лет Ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности. Л.С. Выготский, вслед за Э. Келер, описывает 7 характеристик кризиса трех лет. Первая из них — негативизм. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали, он находится вне ситуации. Предметно-манипулятивная Развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью. Овладение телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками. Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Развивается зрительное и слуховое восприятие. Основная форма мышления — наглядно-действенное. Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память.   Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Кроха». Целью программы является создание благоприятных условий в условиях ДОУ для успешного развития ребенка. Эта программа направлена на: всесторонние и гармоничное развитие личности ребенка; осуществляется коррекция психофизического развития; развивает систему взаимодействия с семьей для полноценного воспитания детей. Составляет 4 главы: «мы ждем тебя малыш»; как я буду расти и развиваться; «Гуленька»; «Я сам». Основные направления включают в себя: развитие и воспитание ребенка; особенности и условия развития ребенка; осуществляется познавательное развитие детей и занятия по ИЗО деятельности.

 

    От 3 до 5,5 лет Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребенок — взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый — это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще. Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, — феномен «Я - сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый».   Игра. Дошкольник активно познает окружающий мир, умственное, эстетическое и нравственное развитие набирает обороты: он уже может выразить словами свои мысли, приобрел некоторые навыки самообслуживания – другими словами, достиг уровня, который позволяет ему быть подготовленным к социальному общению, новой социальной роли. Малыш проявляет интерес к себе, своему организму, он приобрел знания о себе (например, знает свое имя и фамилию), у него появилось стремление самостоятельно действовать и играть (от 5 до 20 минут). Активно увеличивается словарный запас, и, что особенно важно, дети начинают задумываться над значением слов, пытаются объяснить смысл новых слов.   Основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки». Основной целью является формулирование равных условий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей. Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разносторонне- го развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсаль- ных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специ- фике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогаще- ние детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие  
    От 5,5 до 7 лет Формируется характер, видна детская индивидуальность, способность к творчеству. Осваивает сложные игрушки. Появляются друзья. 4000 слов. У мальчиков формируется мужественность, у девочек – женственность. Счет до 10, осваивает алфавит, способность к творчеству Внеситуативно – сичностное общение. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситаутивно-личностного общения Игровая продуктивная Появляется способность к творчеству, в своих рисунках демонстрирует внутренний мир Творческое воображение, наглядно-образное мышление, самосознание Зарождается детская самопрезентация и высокий результат в своей деятельности, становится важным не только оценка взрослого, но и сверстника. Образовательная программа дошкольного возраста «Детство». Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова). Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: