Тема: «Нарушения зрительно-пространственного гнозиса как причина неуспеваемости в учебной деятельности»




От уровня сформированности или сохранности разных видов восприятия, в том числе зрительно-пространственного, знания и ощущения собственного тела, правой и левой сторон, во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Ведь недостаточное развитие пространственно-временных представлений у школьников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, на развитии навыка чтения и письма. Так как для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность - графических знаков и временную - звуковых комплексов.

Пространственные представления имеют сложную психологическую структуру. Правильная квалификация и своевременное формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий повышения его достижений. Объективно существуют как минимум три вида пространственных представлений. Главным, базовым для всех пространственно-временных психических манипуляций является наше внутреннее пространство, пространство нашего тела, схема и образ тела. Поэтому на первое место в коррекции различных психологических проблем выступают телесно-ориентированные технологии.

Дети с нарушениями речи как правило не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных (над, под, так как не усвоены эти самые пространственные отношения. Младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов к-у, в-на к дому - у дома, в столе - на столе. Нередко они смешивают предлоги перед - после - за. Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Ребята испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий»«узкий», «толстый» - «тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький» широкая река - большая река», «тонкий стебелек - маленький стебелек, т. е страдает качество лексико-грамматического строя. Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем появляются сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, такие дети при обучении в школе долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два-три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).

Н арушение формирования пространственных представлений влияет и на развитие словесно-логического мышления, препятствует правильному восприятию изображения, развитию умения составлять рассказ по картине или серии картин; затрудняет овладение письмом, чтением, математическими операциями, затрагивает понимание условия задач и всю познавательную деятельностью в целом.

Инструментарием для оценки пространственных представлений ребенка являются такие общеизвестные психологические методики, как

- определение ведущей руки, схемы тела;

-ориентировка в окружающем пространстве;

-нейропсихологические пробы «Кулак-ребро-ладонь»: исследование динамического кинестетического праксиса. Любая деятельность – это программа: посмотри, запомни, повтори. Если из нее выпадает какое-либо звено, то это отражается на готовности ребенка к решению какой-либо произвольной задачи.

- упражнение «Лезгинка» направлено на выявление уровня межполушарного взаимодействия. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Характерные ошибки для детей с нарушениями речи – нарушение переключаемости движений, «застревание», то есть персеверации, длительный поиск поз, неточность движений, нарушение конфигурации поз.

Методика «Домик» позволяет оценить все пространственные параметры: топологические, координаторные и метрические.

Таким образом, у большинства детей с нарушениями речи школьного возраста наблюдается отставание в развитии мелкой моторики,недоразвитие простейшей координации движения, а также страдает контроль в процессе выполнения движения.

Представляем Вашему вниманию ряд упражнений, разработанных нейропсихологами для развития пространственных представлений, которые мы успешно применяем в коррекционной работе.

1) Упражнение "Перекрестные шаги"

Описание: упражнение выполняется стоя. Сначала идем перекрестно - правое предплечье касается левого колена, следующий шаг - левое предплечье касается правого колена. Ребенок считает вслух пары шагов. Оптимальным считается 16 пар.
После этого идем параллельно: правое предплечье -правое колено, левое предплечье - левое колено. Тоже 16 пар шагов, ребенок считает самостоятельно вслух.
Третий цикл - опять 16 пар перекрестных шагов.
Это упражнение поможет ребенку "перезагрузить" мозг. Выполняется в тех случаях, когда надо собраться, активизироваться и переключиться на другую деятельность. Например, сделал домашнее задание по русскому языку, потом перекрестные шаги - можно выполнять задание по математике.

Частые ошибки: счет не совпадает с движением. Например, ребенок говорит 6,а сделал уже 7 пар шагов.
Как помочь: включить метроном. Другой вариант - учим ребенка произносить число только когда он делает шаг определенной ногой. Дополнительно: в момент произнесения числа хлопаем ребенка по плечу и предвосхищаем возможную ошибку. По мере усвоения ритма ребенком, хлопки ослабевают и прекращаются.

Упражнение имеет смысл выполнять как разминочное, если оно получается хорошо.
Если у ребенка сложности с синхронизацией речи и движения, то упражнение надо разучивать. Правильное выполнение поможет формированию чувства ритма. Особенно рекомендуется детям, испытывающим графомоторные сложности, сложности с определением границ слов и предложений.

 

2) Упражнение "Чебурашка"

Описание: упражнение-разминка поможет активизировать весь мозг, так как задействует всю двигательную кору и межполушарные связи. Рекомендуется выполнять при признаках утомления или, когда необходимо быстро включиться в работу. Например, ребенок никак не может сесть за выполнение домашнего задания.

Исходное положение стоя. Стопы на ширине плеч и параллельны друг другу. Это очень важно - привлечь внимание к опоре - к положению стоп. Можно даже слегка придавить их к полу. Ребенок приседает с прямой спиной, руками держа противоположные мочки ушей (правой рукой- левую мочку, левой рукой - правую).

10 приседаний вполне достаточно.

Частые ошибки: при приседании отрываются пятки от пола. В этом случае я отдельно отрабатываю положение на корточках. Ребенок садится, взрослый помогает ему удержать баланс в положении на корточках и слегка раскачивает.

Если у ребенка сильно напряжены икроножные мышцы, и он совсем не может сидеть на корточках держа пятки на полу - необходим расслабляющий массаж.

Ребенок сильно наклоняется вперед. Как помочь? Довольно часто дети поднимают свое тело за счет ног, а спина разгибается в последнюю очередь. В этом случае встаем рядом, придерживаем ребенка за лоб и затылок и слегка двигаем голову по ходу движения. Объясняем, что движение идет от головы.

3) Упражнение "Пластилин"

Описание: упражнение помогает ребенку контролировать тонус тела. Выполняется вдвоем: один участник лепит из пластилина статую. Задача другого удерживать то положение тела, которое ему придали. Пластилин не может двигаться сам.

После того как статуя готова, задача ребенка удержать позу в течение нескольких секунд.

Можно лепить отдельно из пальцев. Это исправит захват ручки, поможет писать красиво, удерживать нажим.

 

4) Упражнение "Снеговик"

Инструкция: "Наступила зима и мы слепили снеговика. С наступлением веслы снеговик начал таять. Очень медленно, начиная с кончиков пальцев".

Чем медленнее выполняется упражнение, тем лучше. Изначально "снеговик" прямой и сильный. Постепенно и очень плавно части тела одна за другой расслабляются.

 

5) Упражнение "Сломанный робот"

Описание упражнения: в отличии от предыдущего, в этом упражнении части тела расслабляются очень быстро, даже резко.

Робот стоит, подняв руки прямой и напряженный. Со счетом взрослого, тело начинает расслабляться по частям. Все движения происходят в строгой последовательности.

 

6) Упражнение "Коза-принцесса"

Описание упражнения: Можно делать стоя или сидя.

Руки на уровне ушей. Одна рука делает жест "Принцесса" - четыре пальца прямые и немного растопырены, большой плотно прижат к ладони - это корона принцессы.

Другая рука - "Коза" - у козы рога - средний и безымянный палец согнуты, а указательный и мизинец - прямые. Ритмично, под счет начинаем менять положение пальцев.

После того как упражнение освоено, усложняем. Глаза смотрят на "Принцессу", а язык показываем "Козе". Достаточно 5-8 циклов.

 

7) Упражнение "Коза-корова"

Описание упражнения: Более сложное, по сравнению с упражнением " Коза принцесса".

Руки на уровне ушей. Одна рука делает "Козу" - в этот раз у козы рога - прямые указательный и средний пальцы. Другая - "Корову" - у нее рога шире - прямые указательный и мизинец.

Ритмично, под счет меняем положение пальцев.

После того как упражнение освоено, усложняем. Глаза смотрят на "Козу", а язык показываем "Корове".

Достаточно делать по 5-8 циклов.

 

8) Упражнение "Пират"

Описание упражнения: У многих- детей есть синкинезии - совместные движения. Это упражнение направлено на усиление межполушарных связей и уменьшение синкинезий глаз и органов артикуляции.

 

Вариант 1. Ребенок закрывает один глаз, высовывает язык в противоположную от закрытого глаза сторону. Со счетом меняет положения языка и закрывает другой глаз. 5-8 повторов.

Вариант 2. После того, как вариант 1 хорошо освоен. Ребенок закрывает один глаз, высовывает язык в противоположную от закрытого глаза сторону. Это на счет "Раз". На счет "Два", глаза смотрят прямо перед собой, язык вытянут вперед. На счет "Раз" все повторяется, только в другую сторону. 5-8 повторов.

Вариант 3. Самый сложный. На счет "Раз" ребенок закрывает один глаз, высовывает язык в противоположную от закрытого глаза сторону. На счет "Два" Глаза закрыты, под веками они направлены вперед, Язык высунут вперед. На счет "Раз" все повторяется, только в другую сторону. 5-8 повторов.

 

С уважением, учитель-логопед МБОУ «ООШ № 27»: Цуранова В.С.,

учитель начальных классов МБОУ «ООШ № 27»: Степанова М.Г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: